Конспект урока литературного чтения во 2-м классе по теме "В.Орлов "Светлячок-маячок""

Разделы: Начальная школа

Класс: 2

Ключевые слова: ФГОС, литературное чтение, «Светлячок-маячок», В.Орлов, УМК «Гармония»


Задачи урока

Образовательные:

  • совершенствовать выразительность и правильность чтения, а также понимание читаемого;
  • определять эмоциональное состояние персонажа;
  • инсценировать прочитанное;
  • расширять словарный запас.

Развивающие:

  • формировать регулятивные УУД: следовать инструкции; ставить перед собой исполнительскую задачу; оценивать результаты своей деятельности.
  • формировать познавательные УУД: ориентироваться в тексте; анализировать произведение для выявления эмоционального состояния персонажа.
  • формировать коммуникативные УУД: вступать в общение, выражать свою точку зрения, слушать другого, соблюдать правила общения; аргументировать высказывания; учитывать мнение окружающих.

Воспитательные:

  • формировать смыслообразование;
  • развивать эмпатию.

Оборудование: учебник «Литературное чтение» для 2 класса, часть 2 автора О.В.Кубасовой, тетрадь на печатной основе к учебнику, компьютерная презентация к уроку.

ХОД УРОКА

1. Оргмомент

- Прочитайте записанную на доске русскую народную пословицу.

Не на пользу книжки читать, коли только вершки в ней хватать.

- Какую мудрую мысль она нам несёт? (Читать нужно вдумчиво. Читая книгу, нужно понимать, чему она учит, какую главную мысль хотел донести до нас автор.)

- Давайте постараемся извлечь урок из произведений, которые сегодня будем читать.

2. Актуализация опорных знаний, постановка учебной задачи

- О чём вас заставило задуматься стихотворение А. Барто «Перед сном», которое вы дома готовились выразительно читать? (Без мамы плохо, мы скучаем по ней, с мамой рядом хорошо и спокойно, о маме нужно заботиться.)

- Прочитайте стихотворение выразительно. (Слушаются 2-3 ученика)

- Какие другие стихи о мамах вы нашли? (Слушаются 2-3 ученика. Последним должно быть стихотворение В. Берестова «Просыпаюсь ещё в темноте …)

Просыпаюсь ещё в темноте,
Слышу, чайник шумит на плите,
Вижу, пляшет огонь на стене.
Плачет льдистый узор на окне.
Значит, скоро и в школу пора.
В кухне звякнула кружка ведра.
«Мама, доброе утро!» И свет
Зажигается мне в ответ.

 - Какое настроение героя передано в стихотворении? (Радость, счастье).

 - Почему вы так решили? (Герой рад, что утро начинается с любимой мамой, всё привычно, спокойно).

 - Как нужно произнести реплику «Мама, доброе утро!»? (С радостью).

 - Почему? (Герой испытывает это чувство).

 - А с каким настроением мы читали монолог мальчика из стихотворения «Перед сном»? (С грустным)

 - Почему? (Герой грустит)

 - От чего же зависит настроение, интонация, которую мы выбираем для чтения слов персонажа? (От настроения персонажа, от того, что он чувствует, от его эмоционального состояния).

 - Что же нужно понять, для того чтобы выразительно прочитать слова персонажа? (Что он чувствует).

 - Делая вывод из сказанного, попробуйте предположить задачи нашего урока, чему мы будем учиться. (Выявлять эмоциональное состояние персонажа, анализируя произведение; совершенствовать выразительность и правильность чтения).

3. Подготовка к восприятию произведения

Прогнозирование характера текста.

 - Прочитайте на доске название произведения, которое поможет нам решить эти задачи. (В.Орлов «Светлячок-маячок»).

 - Как вы думаете, это рассказ или сказка? Почему? (Дети высказывают свои предположения).

 - Кто такой светлячок?

 - Посмотрите на картинки. Какую картинку вы поместили бы в сказку, а какую в рассказ?

- Откройте стр. 38 и посмотрите на картинку. Что она подсказывает: это сказка или рассказ?

 - Что такое маячок? (маленький маяк). А маяк? (дети дают определения).

 - Посмотрите на изображение маяка и прочтите запись на слайде. Правильно ли вы объяснили значение слова?

 - Почему слово маячок соединено со словом светлячок черточкой? (Так называют светлячка).

Техническая подготовка к чтению.

Чтение со слайд трудных для чтения или понимания слов.

Блок 1 – чтение хором, чтение самостоятельно, чтение слабочитающим учеником.

Блок 2 – прочитать самостоятельно, классу прочитать вторые слова в каждой паре.

 - Какие слова непонятны? Кто объяснит? (При необходимости обратиться к сноскам на с. 38)

Блок 3 – объяснить слово, используя значение слов его составляющих).

4. Первичное восприятие текста, проверка восприятия

Текст отрывками читают учащиеся по выбору учителя.

- Где жил Светлячок?

 - Какое было у него заветное желание?

 - Кому он предлагал свою помощь?

 - Почему назвал себя маячком?

5. Обсуждение прочитанного, перечитывание и анализ текста

 - Докажите словами текста, что быть каждому полезным было очень важно для светлячка.

 - Почему Светлячок не нужен Волку, Сове, Лисе?

 - Прочитайте самостоятельно отрывок, в котором светлячок предлагает им свою помощь и разметьте текст для чтения по ролям: подпишите, где чья реплика, возьмите в скобки слова автора.

 - Что чувствует Светлячок, предлагая свою помощь? Что мы должны передать голосом при чтении его слов? (Большое, настойчивое желание помочь, он упрашивает).

 - А что чувствуют Волк, Лиса и Сова? (Пренебрегают помощью, «отмахиваются» от Светлячка.)

Повторное чтение отрывка самостоятельно, чтение по ролям (2 состава учащихся).

 - Удалось ли ребятам пори чтении передать состояние героев? У кого получилось очень хорошо?

 - Как Светлячок отнёсся к отказу от его помощи? Подтвердите словами текста.

 - Почему Светлячок отправился в плавание? Какой он? (Настойчивый)

 - Кого он встретил по пути?

 - Какая неприятность ждала его на пути? Чем опасна мель? Сколько раз он уже испытывал неудачу? Что он чувствует? (Отчаяние)

 - Как нужно прочитать слова Светлячка?

 - Прочитайте, как Светлячок придумал, как стать всем полезным.

 - Что он при этом почувствовал?

Работа над произнесением отдельной реплики героя с установкой на использование не только интонации, но и пластики. Групповая работа.

 - Поняв эмоциональное состояние светлячка, давайте попробуем его сыграть. Я предлагаю вам игру «Театр». Прочитайте задание на с. 41.

 - Что нужно сделать сначала? (Перечитать слова и определить, каким голосом их нужно говорить).

 - Прочитайте и ответьте на вопрос.

 - Что нужно добавить к интонации, чтобы играть роль на сцене? (Жесты, мимику).

 - Что мог делать Светлячок, произнося эти слова? (Прыгать, пританцовывать).

 - Дальше будете работать в группах. (В группы объединяются по 5 человек)

Каждая группа выбирает того, кто будет исполнять роль Светлячка и вместе помогает актёру выбрать нужную интонацию и жесты. Текст нужно запомнить, но не обязательно воспроизводить его дословно. После этого актёр репетирует, группа помогает исполнить роль более точно.

Выступление групп, оценка результатов своей деятельности, оценка членами других групп с помощью вопроса:

 - Удалось ли передать настроение и характер Светлячка?

 - Согласны ли одноклассники?

6. Работа после чтения

 - Подумайте, ребята, а есть ли среди людей такие маячки?

 - Что нужно делать, чтобы быть похожим на нашего героя? (Стараться быть полезным, самим искать тех, кому нужна помощь).

 - Дома составьте небольшой устный рассказ на тему «Как стать маячком для людей».

7. Подведение итогов

 - Давайте обратимся к целям, поставленным в начале урока. Выполнили ли мы их?

 - Где мы можем применить умение выразительно произносить реплики?

 - Что больше всего запомнилось, понравилось на уроке?

8. Домашнее задание

Репетировать роль Светлячка (с. 41, в.2); по желанию составить рассказ на тему «Как стать маячком для людей».

Презентация.

Литература

1. О.В. Кубасова.: Литературное чтение. Учебник для 2 класса общеобразовательных организаций. Часть 2. – Смоленск: Ассоциация XXI век, 2015.

2. Кубасова О. В.: Литературное чтение. Методические рекомендации к учебнику для 2 класса общеобразовательных учреждений. — Смоленск: Ассоциация XXI век, 2012.