Задачи урока
Образовательные:
- совершенствовать выразительность и правильность чтения, а также понимание читаемого;
- определять эмоциональное состояние персонажа;
- инсценировать прочитанное;
- расширять словарный запас.
Развивающие:
- формировать регулятивные УУД: следовать инструкции; ставить перед собой исполнительскую задачу; оценивать результаты своей деятельности.
- формировать познавательные УУД: ориентироваться в тексте; анализировать произведение для выявления эмоционального состояния персонажа.
- формировать коммуникативные УУД: вступать в общение, выражать свою точку зрения, слушать другого, соблюдать правила общения; аргументировать высказывания; учитывать мнение окружающих.
Воспитательные:
- формировать смыслообразование;
- развивать эмпатию.
Оборудование: учебник «Литературное чтение» для 2 класса, часть 2 автора О.В.Кубасовой, тетрадь на печатной основе к учебнику, компьютерная презентация к уроку.
ХОД УРОКА
1. Оргмомент
- Прочитайте записанную на доске русскую народную пословицу.
Не на пользу книжки читать, коли только вершки в ней хватать.
- Какую мудрую мысль она нам несёт? (Читать нужно вдумчиво. Читая книгу, нужно понимать, чему она учит, какую главную мысль хотел донести до нас автор.)
- Давайте постараемся извлечь урок из произведений, которые сегодня будем читать.
2. Актуализация опорных знаний, постановка учебной задачи
- О чём вас заставило задуматься стихотворение А. Барто «Перед сном», которое вы дома готовились выразительно читать? (Без мамы плохо, мы скучаем по ней, с мамой рядом хорошо и спокойно, о маме нужно заботиться.)
- Прочитайте стихотворение выразительно. (Слушаются 2-3 ученика)
- Какие другие стихи о мамах вы нашли? (Слушаются 2-3 ученика. Последним должно быть стихотворение В. Берестова «Просыпаюсь ещё в темноте …)
Просыпаюсь ещё в темноте,
Слышу, чайник шумит на плите,
Вижу, пляшет огонь на стене.
Плачет льдистый узор на окне.
Значит, скоро и в школу пора.
В кухне звякнула кружка ведра.
«Мама, доброе утро!» И свет
Зажигается мне в ответ.
- Какое настроение героя передано в стихотворении? (Радость, счастье).
- Почему вы так решили? (Герой рад, что утро начинается с любимой мамой, всё привычно, спокойно).
- Как нужно произнести реплику «Мама, доброе утро!»? (С радостью).
- Почему? (Герой испытывает это чувство).
- А с каким настроением мы читали монолог мальчика из стихотворения «Перед сном»? (С грустным)
- Почему? (Герой грустит)
- От чего же зависит настроение, интонация, которую мы выбираем для чтения слов персонажа? (От настроения персонажа, от того, что он чувствует, от его эмоционального состояния).
- Что же нужно понять, для того чтобы выразительно прочитать слова персонажа? (Что он чувствует).
- Делая вывод из сказанного, попробуйте предположить задачи нашего урока, чему мы будем учиться. (Выявлять эмоциональное состояние персонажа, анализируя произведение; совершенствовать выразительность и правильность чтения).
3. Подготовка к восприятию произведения
Прогнозирование характера текста.
- Прочитайте на доске название произведения, которое поможет нам решить эти задачи. (В.Орлов «Светлячок-маячок»).
- Как вы думаете, это рассказ или сказка? Почему? (Дети высказывают свои предположения).
- Кто такой светлячок?
- Посмотрите на картинки. Какую картинку вы поместили бы в сказку, а какую в рассказ?
- Откройте стр. 38 и посмотрите на картинку. Что она подсказывает: это сказка или рассказ?
- Что такое маячок? (маленький маяк). А маяк? (дети дают определения).
- Посмотрите на изображение маяка и прочтите запись на слайде. Правильно ли вы объяснили значение слова?
- Почему слово маячок соединено со словом светлячок черточкой? (Так называют светлячка).
Техническая подготовка к чтению.
Чтение со слайд трудных для чтения или понимания слов.
Блок 1 – чтение хором, чтение самостоятельно, чтение слабочитающим учеником.
Блок 2 – прочитать самостоятельно, классу прочитать вторые слова в каждой паре.
- Какие слова непонятны? Кто объяснит? (При необходимости обратиться к сноскам на с. 38)
Блок 3 – объяснить слово, используя значение слов его составляющих).
4. Первичное восприятие текста, проверка восприятия
Текст отрывками читают учащиеся по выбору учителя.
- Где жил Светлячок?
- Какое было у него заветное желание?
- Кому он предлагал свою помощь?
- Почему назвал себя маячком?
5. Обсуждение прочитанного, перечитывание и анализ текста
- Докажите словами текста, что быть каждому полезным было очень важно для светлячка.
- Почему Светлячок не нужен Волку, Сове, Лисе?
- Прочитайте самостоятельно отрывок, в котором светлячок предлагает им свою помощь и разметьте текст для чтения по ролям: подпишите, где чья реплика, возьмите в скобки слова автора.
- Что чувствует Светлячок, предлагая свою помощь? Что мы должны передать голосом при чтении его слов? (Большое, настойчивое желание помочь, он упрашивает).
- А что чувствуют Волк, Лиса и Сова? (Пренебрегают помощью, «отмахиваются» от Светлячка.)
Повторное чтение отрывка самостоятельно, чтение по ролям (2 состава учащихся).
- Удалось ли ребятам пори чтении передать состояние героев? У кого получилось очень хорошо?
- Как Светлячок отнёсся к отказу от его помощи? Подтвердите словами текста.
- Почему Светлячок отправился в плавание? Какой он? (Настойчивый)
- Кого он встретил по пути?
- Какая неприятность ждала его на пути? Чем опасна мель? Сколько раз он уже испытывал неудачу? Что он чувствует? (Отчаяние)
- Как нужно прочитать слова Светлячка?
- Прочитайте, как Светлячок придумал, как стать всем полезным.
- Что он при этом почувствовал?
Работа над произнесением отдельной реплики героя с установкой на использование не только интонации, но и пластики. Групповая работа.
- Поняв эмоциональное состояние светлячка, давайте попробуем его сыграть. Я предлагаю вам игру «Театр». Прочитайте задание на с. 41.
- Что нужно сделать сначала? (Перечитать слова и определить, каким голосом их нужно говорить).
- Прочитайте и ответьте на вопрос.
- Что нужно добавить к интонации, чтобы играть роль на сцене? (Жесты, мимику).
- Что мог делать Светлячок, произнося эти слова? (Прыгать, пританцовывать).
- Дальше будете работать в группах. (В группы объединяются по 5 человек)
Каждая группа выбирает того, кто будет исполнять роль Светлячка и вместе помогает актёру выбрать нужную интонацию и жесты. Текст нужно запомнить, но не обязательно воспроизводить его дословно. После этого актёр репетирует, группа помогает исполнить роль более точно.
Выступление групп, оценка результатов своей деятельности, оценка членами других групп с помощью вопроса:
- Удалось ли передать настроение и характер Светлячка?
- Согласны ли одноклассники?
6. Работа после чтения
- Подумайте, ребята, а есть ли среди людей такие маячки?
- Что нужно делать, чтобы быть похожим на нашего героя? (Стараться быть полезным, самим искать тех, кому нужна помощь).
- Дома составьте небольшой устный рассказ на тему «Как стать маячком для людей».
7. Подведение итогов
- Давайте обратимся к целям, поставленным в начале урока. Выполнили ли мы их?
- Где мы можем применить умение выразительно произносить реплики?
- Что больше всего запомнилось, понравилось на уроке?
8. Домашнее задание
Репетировать роль Светлячка (с. 41, в.2); по желанию составить рассказ на тему «Как стать маячком для людей».
Литература
1. О.В. Кубасова.: Литературное чтение. Учебник для 2 класса общеобразовательных организаций. Часть 2. – Смоленск: Ассоциация XXI век, 2015.
2. Кубасова О. В.: Литературное чтение. Методические рекомендации к учебнику для 2 класса общеобразовательных учреждений. — Смоленск: Ассоциация XXI век, 2012.