Слайд 1
Каждый учитель понимает, как важно научить ребенка умению читать. Только когда человек поймет важность чтения и книга станет для него необходимостью, мы сможем говорить о качественном образовании. Научить ребенка любить читать, получать удовольствие от самого процесса чтения – главнейшая задача на сегодняшний день.
Увлекательные и интересные уроки проходят у нас в начальной школе. На своих уроках я применяю такие современные педагогические технологии, как исследовательская работа, дискуссионная технология, метод проектов. Но несколько подробнее мне хотелось бы остановиться на ментальной карте или интеллект-карте, которая позволяет развивать креативность школьников, читательскую компетенцию и помогает структурировать учебный материал, представить его в виде строгой системы.
Слайд 2
Ментальная карта, майндмэппинг - это технология изображения информации в графическом виде; инструмент, позволяющий эффективно структурировать информацию, мыслить, используя весь свой творческий потенциал.
Её можно применять для создания новых идей, фиксации идей, анализа и упорядочивания информации, принятия решений.
Слайд 3
Принципы составления ментальных карт
Суть метода состоит в выделении главного понятия, которая помещается в центре, от него ответвляются задачи, мысли, идеи, шаги в реализации проекта. Каждая ветка может содержать несколько более мелких ветвей-подпунктов. К основным веткам могут быть добавлены картинки, схемы. Ко всем записям можно оставлять комментарии, которые помогут не запутаться в сложном проекте. Письмо печатными буквами.
Слайд 4
Главные преимущества метода:
- чётко обозначена главная идея;
- легко распознать взаимосвязи многих предметов;
- развивается ассоциативное мышление;
- карта может быть дополнена и отредактирована позднее;
- карта легко восстанавливается при воспоминании.
При самостоятельном создании интеллект-карт реализуется исследовательский подход к обучению, принцип деятельности, смысл которого заключается в том, что ребенок получает знание не в готовом виде, а «добывает» его в процессе своего труда. Именно такой урок нужен современному ученику.
С помощью карты можно глубже вникать в читаемый текст, останавливаться на важных деталях, видеть смысловые образы, выходить на тему и идею.
Один из известных французских специалистов по вопросам детского чтения говорил о том, что происходит с маленьким ребенком, когда тот «читает», он рассматривает и слушает мамино чтение - альбом (так во Франции называют детские книжки-картинки). Альбом – это первая книга ребенка, которая вводит его в мир чтения, в мир книжной культуры. Но не менее важно, что альбом вводит ребенка и в мир человеческого общения. Картинки альбома воспринимаются ребенком как адресованное ему графическое послание и заставляют вступать в общение с людьми, его создавшими. «Загадочность» картинки, текст заставляет обращаться к взрослым, вступать в непосредственное общение по поводу альбома. При молчаливом рассматривании картинки ребенок опознает ее элементы, устанавливает связи между ними, выстраивает целостную ситуацию, т.е. он обращается к своему опыту – своим представлениям, переживаниям, происходит внутреннее общение с самим собой. Таким образом, общение – это первое, что происходит с маленьким ребенком при чтении и первая задача, которую должно чтение решать. Эту же задачу, на мой взгляд, выполняют ментальные карты.
Слайд 5
Результаты применения ментальной карты:
- экономия времени на конспект;
- концентрация внимания на важных моментах;
- визуально четкие ассоциации;
- повышение мотивации, качества знаний;
- развитие предметной, коммуникативной и читательской компетенций,
- творческих способностей;
- активизация деятельности;
- корректировка знаний учащихся.
Слайд 6
Учитель должен не просто «накормить» ребёнка информацией, а научить его «добывать» и использовать её, поэтому по возможности нужно использовать интеллект-карты при повторении пройденного материала, при изучении нового, при проверке изученного, т.е. практически на всех этапах урока.
Слайд 7
Ментальные карты - это интересно и современно. Метод ментальных карт созвучен содержанию деятельностного подхода в обучении, составление ментальных карт является способом формирования универсального учебного умения – моделирования.
Слайд 8
Думаю, её использование в системе обязательно даст результаты.