Пояснительная записка
Современный ребенок - прирожденный конструктор, изобретатель, исследователь. Эти заложенные природой задатки очень хорошо реализуются и совершенствуются в конструировании. Используя детьми в игре плоские геометрические конструкторы развивают у них логическое, пространственное и конструктивное мышление, сообразительность. После осваивания игр со сказочными треугольниками, дети продолжают играть и в другие плоские геометрические конструкторы, которые состоят не только из треугольников, но и из других фигур. Один из которых «Пифагор». Что он собой представляет? Квадрат размером 10х10 см разрезается, в результате чего получаем 9 геометрических фигур: 4 больших треугольника, 2 маленьких, один средний, квадрат и прямоугольник. Для каждой игры разработаны различные схемы изображений, многие из них являются результатами детского творчества. В качестве образцов используются изображения реальных предметов, сказочных героев, силуэтное изображение которых можно воссоздать из набора геометрических фигур той или иной формы. Играя в плоские конструкторы, детей увлекает результат - они включаются в активную практическую деятельность по подбору способа расположения фигур с целью создания силуэта.
Актуальность
Формирование конструктивной деятельности - важный этап в психическом развитии ребенка. Сформированность конструктивной деятельности определяет уровень развития наглядно-действенного и наглядно-образного мышления у ребенка. Как известно, теоретическому мыслительному анализу и синтезу предшествует практический анализ и синтез вещей в действии, т.е., формируясь сначала в практике, анализ и синтез затем становятся операциями теоретического мыслительного процесса. Именно поэтому столь серьезное значение в дошкольном возрасте уделяется деятельности конструирования.
Способность анализировать графические изображения – вычленять составляющие их элементы, соотносить их друг с другом, синтезировать графический образ – известный отечественный психолог А.Р.Лурия назвал зрительным анализом и экспериментально доказал важность и необходимость развития этого психического качества для успешного начала школьного обучения.
Нарушение развития оптико-пространственного гнозиса, задержка в формировании пространственных представлений, несформированность зрительного восприятия, неразвитость мелкой моторики, недостаточное развитие мыслительной деятельности считается характерным для детей-логопатов. Поэтому конструкторскую деятельность можно считать коррекционным видом деятельности для детей с общим недоразвитием речи, способную решать многие задачи.
Цель: Формирование развития наглядно-действенного и наглядно-образного мышления, посредством конструктивной деятельности у детей младшего дошкольного возраста.
Задачи:
- Развивать зрительно-моторную координацию, пространственных представлений, мелкой моторики пальцев рук, точности, устойчивости и произвольности деятельности.
- Учить делить сложную форму на составные части, соотносить размеры объектов, определять их местоположение и мысленно менять их взаимное расположение.
- Развивать детскую самостоятельность и инициативу.
- Развивать познавательную активность, познавательную мотивацию, интеллектуальных способностей детей.
- Воспитывать у каждого ребенка чувства собственного достоинства, самоуважения, стремления к активной деятельности и творчеству.
Планируемые результаты:
- дети научатся проводить зрительный анализ;
- составлять из треугольников геометрические фигуры (квадрат, треугольник), проговаривать последовательность действий;
- научатся из изображения выделять геометрические фигуры;
- разбивать целый объект на части и наоборот составлять из элементов заданную модель;
- научатся составлять геометрические фигуры по образцам и придумывать свои;
- научаться составлять сюжетную картинку по образцу, используя весь конструктор;
- научатся совместно с педагогом и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности товарищей;
- овладевать навыками сотрудничества в группе в совместном решении учебной задачи.
Условия реализации образовательного цикла – естественная для ребенка среда жизнедеятельности в режиме детского сада.
Сроки реализации – учебный год (сентябрь – май).
Формы и приемы работы:
- игра;
- самостоятельная деятельность детей;
- игровые упражнения;
- чтение художественной литературы.
Количество детей – 22 человека.
Возраст детей: 4-5 лет.
Образовательный цикл составлен на основе авторской программы «Пифагор», автор Скотников Олег Александрович, воспитатель МАДОУ детский сад «Страна чудес».