Дом ребенка – учреждение, воспитывающее детей первых трех-четырех лет жизни, временно или навсегда оставшихся без попечения родителей. Подавляющее большинство воспитанников имеют в диагнозе перинатальную патологию, как со стороны нервной системы, так и со стороны внутренних органов. Это и дети с ММД, ДЦП, с грубой задержкой нервно-психического развития, нарушением опорно-двигательного аппарата, зрения, слуха, и т.д.
Для детей с ОВЗ характерны: снижение познавательной и речевой активности, низкий уровень кругозора, нарушения в развитии психических процессов. Им характерна повышенная утомляемость, стремление к уединению, агрессивность, затруднения в общении. Кроме этого, эти негативные проявления отягощены неврологическими, хроническими и соматическими заболеваниями. Поэтому очень важно создать условия, которые будут формировать у детей чувства защищенности, психологического комфорта. Это возможно только при наличии искренней любви и желания помочь, когда все требования к детям, их психическим и физическим возможностям сбалансированы в соответствии с их возрастом и индивидуальными особенностями.
Наряду с используемой «Общей образовательной программой Дома ребенка», разработанной в соответствии с требованиями ФГОС ДО и с учетом специфики контингента детей, живущих в условиях закрытого учреждения, возникает необходимость использования в педагогической работе современные реабилитационные, коррекционные программы и технологии.
Современные специальная педагогика и психология в поиске эффективных средств коррекции все больше ориентируется на использование искусства в процессе обучения и воспитания детей с ОВЗ.
На важную роль искусства в воспитании и обучении детей с ОВЗ указывали представители зарубежной специальной педагогики прошлого Э.Сеген, Ж.Демор, а также отечественные психологи и врачи Л.С.Выгодский, А.И.Граборов, В.П.Кащенко.
Э.Крамер, А.И.Копытин отмечали, что изобразительная деятельность ребенка тесно связана с его потребностями общаться. Взаимодействие ребенка с изобразительным материалом оказывает стимулирующее воздействие, развивает способность к проявлению инициативы и самостоятельности, концентрации внимания, дает выход аффектам, также оказывает терапевтическое воздействие, благодаря которому ребенок может ощутить чувство безопасности и начать выражать себя более смело, развить коммуникативные способности. А разнообразие способов рисования рождает у детей новые идеи, развивает творчество и фантазию. Актуальность использования изотерапии определяется потребностью в поиске наиболее эффективных методов и форм работы с детьми раннего возраста, воспитывающихся в доме ребенка.
Основная цель работы: Создание положительного эмоционального состояния у детей раннего возраста с особыми образовательными потребностями.
Задачи:
- Снятие эмоционального и мышечного напряжения, снижение импульсивности
- Развитие тактильной чувствительности и зрительно-двигательной координации
- Развитие общей и мелкой моторики
- Развитие наблюдательности и внимания
- Развитие интереса к изобразительным материалам
- Воспитание межличностного доверия, навыков сотрудничества, доброжелательного отношения к сверстникам и взрослым.
Роль педагога в организации занятий по рисованию с детьми ОВЗ осуществляется в следующих функциях:
- Эмпатическое принятие ребенка (сочувствие, сопереживание, принятие ребенка таким, какой он есть);
- Эмоциональная поддержка;
- Отражение, вербализация чувств и переживаний ребенка, активизируемых в процессе рисования.
Продолжительность организованной деятельности зависит от индивидуальных и физических особенностей ребенка. ООД проводятся продолжительностью от 10 до 20 минут. Если ребенок активен, любознателен, расположен к творчеству и достаточно мотивирован, то она может быть дольше. Занятия проводились 1-2 раза в неделю. Выполненные работы выставляются на выставках внутри учреждения, также их можно увидеть в группе «Сыктывкарский специализированный дом ребенка» Вконтакте.
Работа с детьми состоит из трех этапов:
На первом этапе дети знакомятся с наиболее простыми видами нетрадиционных техник изображения: рисование пальчиками, ладошкой, ватными палочками, штампами. На данном этапе главное, чтобы дети преодолели боязнь запачкаться краской. В результате ребенок будет с интересом делать отпечатки на листе бумаги ладошкой и рисовать пальчиками. Также детям нравится рисовать, используя штампы, так как они дают возможность ребенку любым уровнем сформированности изобразительных навыков сделать свой рисунок ярким, интересным. С помощью штампа можно украсить узорами платочки, салфетки, чашки. Рисование штампами помогает формировать у детей с особыми потребностями правильный захват.
На втором этапе дети знакомятся с более сложными видами техник: рисование нитками, монотипия, кляксография… Дети учатся исследовательским действиям, познают свойства материалов, познают разнообразие способов рисования. Следует отметить, что в зависимости от возраста, интеллектуального и физического развития детей способы рисования могут быть различными по своей сложности.
На третьем этапе используются смешанные техники, а также коллективное рисование. Детям предоставляется свободный выбор изобразительных материалов и тем для творчества.
Наши занятия начинаются с пальчиковой живописи. Предварительно хорошо выполнять упражнения в песке или в крупе (отпечатки ладошки, порисуем пальчиками). Постепенно с детьми переходим на краску. Пальчиками можно украсить коврик для котенка, платочек для куколки, нарисовать дождик для грибочка. Некоторые дети боятся запачкаться красками, начинают прятать руки, тогда яркие пятна рисую я или ребенок, у которого нет страха, запачкаться. Видя красочные пятна, они самостоятельно включаются в деятельность. Когда ребенок преодолеет неприязнь к краске, он уже может делать отпечатки ладошкой. Дети с удовольствием рисуют солнышко, рыбок, птичек.
Следующая техника – это рисование штампами. Штампы можно сделать из поролона, можно использовать готовые предметы: кубики, палочки, осенью штампы делаем из свежих овощей, предварительно вымытых. Благодаря штампам, ребенок с любым уровнем сформированности изобразительных навыков может сделать свой рисунок ярким и красочным. Очень полезно рисовать ими детям с ДЦП. Это помогает сформировать правильный захват, кроме того предметы различной формы и размера у детей развивают у них тактильную чувствительность.
Очень нравится детям техника монотипии, когда на одной стороне листа наносится рисунок, затем его складывают пополам и получается зеркальное изображение. Таким образом, с детьми рисуем бабочек, цветы, вазы, елочки. Эта техника используется вместе с кляксографией. Очень легко наносить на бумагу кляксы, а затем гадать, что же получилось. Обыгрывание полученного изображения помогает развивать воображение ребенка. Необычные рисунки получаются благодаря технике нитеграфия.
Для развития мелкой моторики, с детьми рисуем ватными палочками, которые надо брать уже пальчиками. Дети рисуют зернышки для курочки, дождик, снежок, украшают зонтики, чашечки. Также большой координации движений требует штриховка. Дети должны не только правильно держать карандаш, но и не выходить за пределы контура изображения. Штриховкой в основном рисуем шерсть животных: белочек, котят, зайчиков.
Эмоционально воздействующим средством на занятиях для детей с ОВЗ является рисование на световом столе песком. Это активизирует у детей познавательный интерес, цветовосприятие, тактильную чувствительность.
Следует отметить, что в зависимости от возраста, интеллектуального и физического развития детей способы рисования могут быть различными по своей сложности. Большинство работ с детьми с ОВЗ проводятся совместно с взрослым, для того чтобы ребенок получил удовлетворение и результат своей деятельности. Многие занятия проводятся интегрировано, т.е. на сочетании средств выразительности, характерных для каждого вида деятельности. Занятия предполагают прямую постановку задачи перед детьми в виде темы и значения рисунка ребенка, и свободную работу ребенка, при котором он сам выбирает тему, цвет, форму изображения рисунка. Тематика изображений обусловлена впечатлениями ребенка, его знаниями и способами изображений. Главное в рисовании для детей с ОВЗ - это интерес, удовольствие и радость малыша от процесса, а не само овладение умениями рисовать, лепить.
Использование разнообразного материала стимулирует ребенка с ОВЗ на творческий процесс, обогащает его сенсорный и эмоциональный опыт, развивает способности воспринимать, чувствовать, понимать прекрасное в жизни. Рисование является доступным и естественным для ребенка видом деятельности. А использование нетрадиционных техник в рисовании не требует от ребенка развитых художественных способностей, но при этом позволяет получить разнообразные терапевтические и развивающие эффекты. Ребенок устанавливает доверительные отношения с педагогом за счет художественных материалов, которые выступают своеобразным посредником в контакте с окружающим.
На основе анализа работы можно определить основные значения занятий изобразительной деятельностью для детей с ОВЗ:
- Помогают детям овладеть приемами рисования
- Благотворно влияют на общее развитие малыша: побуждают эмоциональную отзывчивость, воспитывают чувство прекрасного, формируют трудолюбие, развивают мышление, внимание, память.
- Помогают детям испытать чувственное наслаждение при тактильных контактах с краской, бумагой, водой…
- Развивают мелкую моторику рук, зрительную координацию
- Благотворно влияют на речевое развитие детей
- Развивают волевые качества: усидчивость, умение доводить начатое дело до конца, быть аккуратным.
Таким образом, занятия по рисованию, с использованием нетрадиционных техник, являются одной из форм организации коррекционно-развивающегося процесса в условиях дома ребенка.
Литература
- Ганшенко Н.И., Мещерякова С.Ю. Приобщение детей к художественно-эстетической деятельности. М.: Мозаика-синтез, 2008.
- Горбунова Г.А. Психологические факторы развития у дошкольников изобразительного творчества // Дошкольная педагогика. – 2005. - №1. – С.77-57.
- Лебедева В.Н. Использование нетрадиционных техник в формировании изобразительной деятельности дошкольников с ЗПР. - М. - 2004.
- Летуновская М.В. Изобразительная деятельность с детьми с грубыми нарушениями опорно-двигательного аппарата // Дошкольная педагогика. – 2005. - №4. – С. 37-40.