Урок русского языка в 7-м классе «На встречу с Причастием»

Разделы: Русский язык

Класс: 7

Ключевые слова: причастие, русский язык, часть речи


Класс: 7.

Единица содержания: способ обобщения и систематизации изученного материала по теме «Причастие».

Цель:

обучающий аспект:

  • обобщить изученный материал и установить взаимосвязь между всеми уроками темы (познавательные УУД);
  • систематизировать знания по теме (общее значение, морфологические признаки, синтаксические функции, правописание причастий) (познавательные УУД);
  • совершенствовать орфографические и пунктуационные навыки (познавательные УУД).

развивающий аспект:

  • развивать умение находить закономерности в изученном материале и систематизировать его (познавательные УУД, личностные УУД);
  • развивать умение анализировать и делать выводы (познавательные УУД, личностные УУД);
  • развивать способности к аргументированному ответу в научном стиле (познавательные УУД, личностные УУД);

воспитывающий аспект:

  • воспитывать коммуникативную культуру, культуру речи, организованность и ответственное отношение к своей работе (коммуникативные УУД, личностные УУД).

Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний

Этапы урока:

  1. Подготовка к активной учебно-познавательной деятельности
  2. Обобщение
  3. Итог на рефлексивной основе
  4. Домашнее задание

Ход урока

Этап подготовки к активной учебно-познавательной деятельности

Время

1. Установление связи между изученным материалом и данной темой

Задача: обеспечение мотивации, актуализация знаний
Метод: словесный (в форме диалога)
Форма работы: фронтальная,

5 мин.

Деятельность учителя
Деятельность учащихся

Тема сегодняшнего урока: «Встреча с Причастием». Сегодня встреча будет заключительной перед контрольной работой. Потому что мы закончили изучение этой непростой, но интересной части речи. Эпиграфом к уроку я взяла слова М.В.Ломоносова: «Причастия служат к сокращению человеческого слова, заключая в себе имени и глагола силу».

- Как вы думаете, какую цель мы сегодня должны перед собой поставить?

Ответ: обобщить изученный материал. Привести в систему наши знания. Повторить изученные орфограммы и пунктограммы.
- Слово учителя: Я приглашаю вас на встречу с причастием. Именно так называется тема нашего
А для решения этой задачи я приглашаю вас совершить квест. Вам предстоит выполнить ряд заданий, посещая различные станции. На каждом этапе работа будет оцениваться по двухбалльной системе. Критерии оценивания представлены в оценочных листах.
Нашим участникам хорошо знакомы правила работы в команде, которые находятся на столах.
Для того чтобы квест прошел успешно, давайте совершим мозговой штурм и выполним задание «Найди лишнее». Вам предлагаются две группы слов. В каждой необходимо найти лишнее. Ответ представить в форме устного рассуждения на лингвистическую тему. Если задание выполнено верно, каждый получает по 2 балла. Ученик, представляющий рассуждение, получает дополнительный балл.
Учащиеся индивидуально работают за компьютерами.

1) Безветренный, стриженый, серебряный, рваный, старинный, покрашенный.
2) Сделанный, развеваемый, поджаренный, крашенный маляром, движимый, колышущийся.

(Приложение № 1)

(Портянко Д. – дает развернутый ответ на вопрос, какое слово лишнее в 1 группе слов и почему
(Серегин С.) – дает развернутый ответ на вопрос, какое слово лишнее во 2 группе слов и почему
Остальные по цепочке дают характеристику оставшимся словам и выделяют орфограмму
Делают общий вывод, что такое причастие как часть речи. (2 б.)

2. Постановка целей

Задача: обеспечение принятия цели учебно-познавательной деятельности.

Форма работы: фронтальная.

Показатели РРЭ: готовность учащихся к активной учебно-познавательной деятельности (ответы на вопросы, самостоятельные выводы)

2 мин.

Постановка вопросов: Как вы думаете, какую цель мы сегодня должны перед собой поставить?

Ответы: Обобщить изученный материал, привести в систему наши знания, установить взаимосвязь между всеми уроками темы.

3. Этап обобщения и систематизации

 

Время

Задача: повторить весь материал, привести в единую систему полученные знания
Форма работы: групповая

30 мин.

 1. Станция «Грамматическая»

5 мин. (3+2)

Деятельность учителя

 - Итак, сделаем вывод: что же такое причастие как часть речи?
Что мы сейчас повторили? (общее грамматическое значение)
- Зафиксируйте в тетради, оцените свою работу.

Деятельность учащихся

Дают определение причастию.

- Обратитесь к словам Ломоносова. Как вы понимаете их смысл? Докажите правильность этих слов, посетив станцию «Грамматическая». Дают объяснение слов Ломоносова.

Задание:
1-я группа: отобрать необходимые грамматические категории, заимствованные у прилагательного.
2-я группа: отобрать необходимые грамматические категории, заимствованные у глагола. (см. презентацию).

- Что мы сейчас вспомнили? (Морфологические признаки причастия).
- Вывод зафиксируйте в тетради. Оцените свою работу.
- Следующая станция - «Морфемная».

Отбирают категории, работая индивидуально за компьютерами.
Делают вывод.
(2 б.)

2. Станция «Морфемная»

5 мин. (3+2)

Для чего необходимо изучать морфологические признаки Причастия? 1) Чтобы правильно писать причастия.
2) Умение писать окончания причастий
3) Умение писать суффиксы причастий.

Что даёт нам знание признаков прилагательного?

Для чего необходимо знать разряды причастий и глагольные признаки у причастий?

- Вам предстоит объединиться в пары:

Задание: Перед каждой парой лежит по 2 фломастера. Выберите понравившийся вам фломастер. Вы работаете со словами того цвета, который выбрали.
Вставить пропущенные буквы, обозначить условия выбора орфограммы, осуществляя взаимопроверку.
У доски работает пара: (Время работы 3 минуты).


- Оцените свою работу. Вывод зафиксируйте в тетради. (Приложение № 3)

Члены группы по очереди работают с пропущенными орфограммами. Пара, работающая у доски, представляет свою работу, делает выводы. (2 б.)

3. Станция «Художественная галерея»

10 мин. (5+5)

Слово учителя: Причастие может гордиться не только интересными орфограммами, но и замечательными пунктуационными правилами. Вас ожидает станция «Художественная галерея». Здесь представлены картины известных художников. Эти полотна, отражающие времена года, находятся в Третьяковской галерее.  
Для работы вам предстоит объединиться в мини-группы:
Задание: предложенные фрагменты соединить в предложения, составить текст. Расставить знаки препинания, обозначив границы причастных оборотов. Сделать вывод об обособлении причастных оборотов и о синтаксической роли причастий. Каждой группе внимательно слушать выступление товарищей, чтобы ответить на поставленный вопрос: какая орфограмма встречается во всех текстах и о которой мы сегодня не вспоминали?
(Время работы 3 минуты)
- Оцените свою работу, зафиксируйте вывод в тетради.
Группа № 1:
Меркушева М.
, Миронов Д., Карпенко А.
Группа № 2:
Михалева М.
, Корчагина М., Портянко Д.
Группа № 3:
Серегин С.
, Землякова А., Пальчикова Д.
Группа № 4:
Джабарова А.
, Маслова В., Антоненко В.

Осень.
1.Осень  раскрашенная в яркие цвета не заставила себя ждать.
2.Осеннее  солнце согревающее лес ярко освещает верхушки деревьев.
3.Еще не облетевшие листья блестят в солнечных лучах осенним золотом.
Зима.
1. Зимнее небо ослепляющее своей лазурью создает праздничное настроение.
2. Кругом искрится не тающий на солнце снег.
3. Ветви берез покрытые инеем тянутся к солнцу.
Весна.
1.Легкие облака плывущие по небу отражаются в холодной воде.
2.Свежий ветерок обвевающий деревья заставляет их проснуться.
3.Вокруг царит ничем не нарушаемая  тишина.
Лето.
1.Воздух еще не ставший знойным приятно освежает.
2.Солнышко ласково пригревающее цветущие луга радостно сверкает лучами.
3.Нежно пригреваемая солнечными лучами река весело катит свои воды.
- Оцените свою работу. Вывод зафиксируйте в тетради

 (Приложение № 4)

Каждый работает со своим предложением (собирают фрагменты), расставляют знаки препинания.
Коллективно составляют текст. Представляют работу у доски. 2 б.
Делают выводы о правилах обособления причастных оборотов и синтаксической роли причастий.

4. Станция «Творческая»
- На заключительном этапе нашего маршрута состав групп будет состоять из двух команд.
Задание: итогом нашего обобщения должна стать интеллект-карта, в которой найдут отражение все знания по теме «Причастие». А помогут вам записи, которые вы делали в течение урока. Обсудите, в какой форме будет выполнена карта и кто за какой участок работы отвечает.

Оцените свою работу.

Группа №1:
Меркушева М.
, Карпенко А., Маслова В.. Антоненко В., Миронов Д.,            
Группа №2:
Михалева М.
, Джабарова А., Серегин С., Портянко Д., Землякова А., Пальчикова Д., Корчагина М.
В группах составляют интеллект-карту по теме «Причастие» (каждый отвечает за свое направление: бщее грамматическое значение,  морфологические признаки, синтаксическая роль, виды орфограмм).
Представляют работу у доски.

4. Этап подведения итогов урока на рефлексивной основе

 

Задача: мобилизация учащихся на рефлексию своей работы по достижению целей урока (мотивации способа деятельности)
Метод: продуктивный
Форма работы: фронтальная
Показатель РРЭ: готовность учащихся к активной учебно-познавательной деятельности (аргументированные ответы на вопросы, самостоятельные выводы)

3 мин.

Деятельность учителя

1. Рефлексия по способу действия и содержанию учебного материала
Организация рефлексии, повторение целей урока.
- Что мы делали для достижения цели?

- Закончите предложение: «Каждому ученику седьмого класса при изучении причастий я бы посоветовал(а)…»

Деятельность учащихся

- Вспомнили весь изученный по теме материал и представили в схеме, отразив закономерности, установив взаимосвязь между всеми темами.

2. Подведение итогов, подсчёт набранных баллов. Слово предоставляется лидерам групп.

- При изучении других частей речи.
Лидеры групп оценивают работу своих команд.

5. Домашнее задание

2 мин.

1. Составить словарную диктовку, включив все виды орфограмм, изученных по теме «Причастие» (25-30 слов).

2. Составить текст-описание по картине, используя причастия и причастные обороты (5-6 предложений).