Задачи этапа: постановка цели урока, мотивация учащихся, обсуждение форм работы на уроке, актуализация знаний учащихся. Формы работы: фронтальная. Методы: репродуктивный. Оборудование: презентация к уроку, репродукции картин на тему «Осень». |
|
Деятельность учителя |
Деятельность учеников, предполагаемые ответы на вопросы |
- Я хочу начать урок с чтения предложения, которое нашла у К.Г.Паустовского (смотри слайд №2). - Какую картину вы представили, слушая это предложение? - Удивительно живописная картина нарисована писателем. А если всмотреться в строчки, то мы обнаружим обычные слова: имена существительные, имена прилагательные, глаголы. Но они соединяются в предложение так, что картина оживает – настоящая магия слов. И сегодня мы попробуем проникнуть в тайну слов некоторых частей речи. А поможет нам в этом экскурсия в музей Частей речи. И тема нашего урока звучит так: «В музее Частей речи». |
Словесное рисование. |
- А с какой целью ходят в музей? - Наш музей необычный, поэтому вы будете активными участниками экскурсии. Используя полученные ранее знания, проведете исследовательскую работу, понаблюдаете над экспонатами, представленными в залах музея, таким образом, повторите изученный материал, приведете в систему свои знания, чтобы на следующих уроках их пополнить. - Этот музей очень большой, за один урок его обойти невозможно, поэтому сегодня мы посетим залы, в которых представлены экспонаты, посвященные Имени существительному, Имени прилагательному, Глаголу. А отправятся в музей три экскурсионные группы, в состав которых входят аналитики и каллиграф, во главе каждой группы - лидер, координирующий работу группы. Результат работы каждого члена группы - результат работы всей группы. Баллы выставляются согласно критериям, указанным в оценочных листах. Приложение |
Учащиеся формулируют цель. |
Вспомним правила поведения в музее. | Учащиеся повторяют правила групповой работы. |
И сейчас осталось определиться, с какой частью речи будет работать каждая группа. |
Лидеры участвуют в жеребьевке. |
Этап применения знаний. |
|
Задачи этапа: обеспечение усвоения новых знаний на уровне применения в изменённой ситуации. |
|
Деятельность учителя |
Деятельность ученика, предполагаемые ответы на вопросы |
- Двери музея открыты для посещения. 1. И начинаем нашу экскурсию с зала, который носит название «Грамматический дворик» (смотри слайд №5). Здесь открыта экспозиция грамматических категорий. |
|
1. Задание: каждой группе необходимо отобрать грамматические категории той части речи, которую представляет группа (смотри слайд № 6). - Теперь, когда разобрались с грамматическими категориями, пройдем к стендам, занимающим центральное место в этом зале. |
Учащиеся представляют результаты работы. |
2. Задание: вам предлагается применить ваши знания на практике и произвести морфологический разбор слов своей части речи. Представителю каждой команды просьба занять рабочие места (смотри слайд № 7). - А мы совершим небольшую экскурсию в прошлое и послушаем, о чем говорят наши части речи. - Самый важный, конечно же, я - разглагольствовало одно из слов. Только я могу назвать действие и состояние: бежать, прыгать, сидеть, думать, болеть, стареть, хорошеть… Вы сразу узнали Глагол, который продолжал: «Если бы не я, то весь мир оказался бы без движения. Без меня ни приказать, ни попросить нельзя. - Ну, уж кто важен для описания мира - так это я, - перебило Глагол второе слово.- Я передаю постоянно изменяющиеся краски, называю неповторимые оттенки, любой признак, свойство, качество. Без меня мир тусклый и скучный, а кому захочется жить в таком мире? Глагол с Прилагательным еще долго препирались, кто из них важнее, а третье слово слушало их и скромно молчало. Узнали его? Да, это было Имя существительное. Ему подвластно назвать многое в этом мире: конкретные вещи, людей, птиц, животных, растения, события. История языка свидетельствует о том, что по происхождению, в своих истоках, существительное и прилагательное близки. Люди не сразу научились выделять свойства предметов: для этого требуется достаточно высокий уровень мышления. Поэтому первоначально для говорящего названия свойств раскрывались через предметы, которые заключали в себе эти свойства. Например, свойство твердого выражалось сначала так же, как «камень», красного - как «кровь», голубого - как «небо». Следы старых отношений слов сохранились в языке до наших дней: жар-птица (а не огненная), царь-девица, душа-человек… |
Представители от каждой команды работают индивидуально. |
- А что думаете вы? - Современный человек обладает высоким уровнем мышления и активно использует слова всех частей речи. - Нам пора возвращаться в зал музея и проверить результаты работы наших ребят. |
Учащиеся высказывают свое мнение о важности частей речи. Представители групп выполняют морфологический разбор. Выставляются баллы в оценочный лист. |
2. А сейчас вы приглашаетесь в зал «Археологических находок» (смотри слайд №8). - При раскопках удалось найти лишь небольшие части, оставшиеся от слов. Задание: вам предстоит провести исследование и попытаться получить как можно больше сведений о частях речи и их признаках по фрагментам, расположенным на стеллажах в этом зале. Каждая группа отбирает фрагменты своей части речи (смотри слайд № 9). |
Каждая группа представляет результаты своей работы. Выставляются баллы в оценочный лист. |
3. Применить свои аналитические способности вы сможете в самом главном зале музея - в зале «Орфографических загадок» (смотри слайд №10). - Добро пожаловать в этот зал. Обратите внимание на эти витрины. Они интересны тем, что здесь размещены слова-экспонаты разных частей речи с разными видами орфограмм. Задание: задача каждой группы - отобрать слова своей части речи, вставить пропущенные орфограммы и объяснить их выбор, произвести классификацию орфограмм (смотри слайд №11). - Чем интересны данные экспонаты? - Какой вывод можно сделать? |
Учащиеся объясняют, обосновывая свой выбор, называют перечень представленных орфограмм. Выставляются баллы в оценочный лист. Учащиеся говорят о том, что здесь представлены виды орфограмм, которые встречаются и у существительных, и у прилагательных, и у глаголов, поэтому очень важно правильно определять, к какой части речи относится слово. |
4. Одним из ярких залов этого музея является зал «Художников слова» (смотри слайд №12). - В этом зале представлены полотна известных художников. А посетителям предлагается попробовать себя в роли художников слова и нарисовать словесную картину, используя магию слов всех наших частей речи, тем самым доказав, что каждая из них очень важна. Так как время пребывания в этом зале ограничено, вы выполните работу по заданному образцу, т.е. напишете синквейн. |
|
- Сегодня мы обратимся к картинам русских художников (смотри слайд № 13). |
Лидеры групп выбирают одну картину (репродукцию). Общая тема - осень. Каждая группа представляет результаты своей работы. Выставляются баллы в оценочный лист. |
Подведение итогов урока на рефлексивной основе. |
|
Задачи этапа: дать анализ и оценку успешности достижения цели, наметить перспективы последующей работы. |
|
- Время нашей экскурсии подошло к концу. Давайте вспомним, где мы побывали и чем занимались во время экскурсии. - Выразите свое отношение к вашей экскурсионной деятельности словами той части речи, которую представляла группа. Посчитайте количество баллов, полученных каждой командой, обратитесь к критериям оценивания. |
|
Домашнее задание
- А сейчас возьмите для себя задание в том зале музея, в котором вам больше всего понравилось.
Задания.
1 «Грамматический дворик»: произвести морфологический разбор слов.
2. Зал «Археологических находок»: «опознать» слова и их грамматические признаки по представленным фрагментам.
3. Зал «Орфографических загадок»: вставить пропущенные буквы, обозначить условия выбора орфограмм, привести свои примеры.
4. Зал «Художников слова»: написать сочинение по личным впечатлениям на тему «В музее Частей речи».
5*. Придумать 2 новых зала для этого музея.