Основная задача учителя состоит в том чтобы научить ребенка учиться, добывать самостоятельно знания, поверить в свои силы и как итог — получить качественное образование.
(The main purpose of the teacher consists in that to teach the child to study, get independently knowledge, to believe in the forces and as a result — to get a quality education.)
«Образование должно быть доступно
и открыто для всех граждан, а также
отвечать всем современным требованиям».
Дмитрий Ливанов,
Министр образования и науки РФ
В ряде субъектов Российской Федерации ведётся работа по реализации проекта «Развитие дистанционного образования детей-инвалидов» в рамках реализации приоритетного национального проекта «Образование». Данный проект имеет выраженную социальную значимость так как перед системой образования стоит задача – обеспечить равный доступ к качественным образовательным услугам всех детей независимо от уровня и особенностей их развития, социального статуса, места жительства и других обстоятельств. Наш регион не является исключением в нашем городе с 2011 года на базе МАОУСОШ № 2 УИИЯ сформирована площадка дистанционная обучения детей с ОВЗ одним из важных дидактических принципов которой, является принцип воспитывающего обучения. Этот принцип раскрывает само понятие воспитания в школе, каким оно должно быть, что развивать, воспитывать в учащихся. Учитель должен не учить, а помогать учащимся учиться, стимулировать интеллектуальное и нравственное развитие личности, активизировать его потенциальные возможности, организовывать свою деятельность по всем предметам и в частности по изучению иностранного языка и овладению им. На данный момент на данной площадки обучается 37 детей.
Учебная деятельность детей с ограниченными возможностями здоровья формируется по тем же законам, что и у обычных детей, и осуществляется на протяжении всего обучения ребенка в школе. Организация обучения и воспитания в детей с ОВЗ и детей-инвалидов с сохранным интеллектом предусматривает развитие личности учащихся с учётом индивидуальных способностей их умственного и физического развития. Так как обучения детей с ОВЗ на дому нередко приводит к изоляции ребенка от детского коллектива, формированию патологической замкнутости, нежелания и боязни общения с другими детьми. Поэтому при обучение и воспитании детей с ограниченными способностями в целом и иностранным языкам в частности, наиболее важными становятся такие функции, как компенсирующая, коррекционно-развивающая и реабилитационная. Основной целью является восстановление социального и психофизического статуса ребенка, его социальной адаптации и независимости. Школа в данном случае превращается в один из главных факторов социализации, а также символ полноценной жизни и здоровья.
Дистанционное обучение - это способ организации процесса обучения, основанный на использовании современных IT-технологий, позволяющих реализовать обучение на расстоянии без непосредственного контакта между преподавателем и обучаемым. Дистанционные обучающие системы доступны в любое удобное время и в любом месте, независимо от места жительства. Достаточно лишь иметь выход в Интернет. Такое обучение позволяет учиться в своем собственном темпе, исходя из индивидуальных потребностей и личностных особенностей, открывает пути в новый мир, возможность реализовать себя и свои потребности, расти и развиваться в соответствии со своими желаниями, не смотря ни на что.
Информационные технологии позволяют разнообразить формы представления информации. Это могут быть чат-занятия, веб-занятия, телеконференции.
Дистанционное обучение может проходить через программу skype, и в такой форме обучения много положительного:
- Индивидуальный темп обучения.
- Свобода и гибкость.
- Доступность.
- Мобильность.
- Творчество.
- Экономичность.
- Эффективность.
Трудности при работе с обучающимися с ОВЗ связаны не только с серьезными заболеваниями но и с противоречиями между повышением требований к качеству образования и медицинскими ограничениями в обучении, связанными с уменьшением нормативной учебной нагрузки. При двух часах английского языка в неделю очень сложно развить языковую компетенцию обучающихся, умения аудирования, говорения, чтения, совершенствовать письменную речь, а также воспитать творческую, социально-активную вторичную языковую личность.
В этих сложных условиях основной задачей является выработка оптимального учебного плана, методического и дидактического сопровождения процесса обучения английскому языку.
Мотивация детей с ОВЗ к учению, безусловно, снижена из-за состояния здоровья. Не всегда учитель получает ожидаемую отдачу, положительную динамику результатов обучения. Но от этого работа учителя ДО каждодневная, кропотливая, порой незаметная для окружающих, не становится менее значимой, чем работа учителя, который работает со здоровыми, мотивированными учениками.
Урок состоит из трех ярко выраженных этапов. Во-первых, вовлечение ученика в учебный процесс. Уже с первых минут урока во время речевой и фонетической зарядки зарядки, ученик начинает общаться на английском языке. Такие вопросы как «How are you?» («Как твои дела?»), «What date is it today?» («Какое сегодня число?»), «What's the weather like today?» («Какая сегодня погода?») и др. требуют от ученика рефлексии, приближены к повседневному общению и чаще всего не вызывают сложностей. Происходит погружение в языковую среду. Если у ученика не получается ответить на тот или иной вопрос (а это бывает часто), даются варианты ответов с картинками вместо перевода или с опорными фразами. Их можно заранее выводить на экран, ребенок сам быстро сориентируется.
Фонетическая зарядка, также как и речевая, использование небольших рифмовок, поговорок, пословиц помогает настроиться на урок английского языка. Частые фонетические тренировки, а также тренировки речевых клише помогают преодолеть языковой барьер и сформировать навыки правильного общения на иностранном языке. Это поможет ребенку с ограниченными возможностями развиваться во всех направлениях, позволит развить речевой аппарат, преодолеть стеснение.
Дети становятся намного мотивированнее, если представить небольшой мультипликационный видеоролик. Особый интерес возникает, когда на видео присутствуют дети соответствующего возраста. Такая форма работы имела место с ученицей 4 класса где, например, отработка звука [w] происходила на основе детской рифмовки «Why do you cry, Willy? В видеофрагменте были представлены дети разных стран, которые произносили фразу, в том числе был и носитель языка, которого нужно было распознать по фонетическому признаку. Ребенок сразу старается повторить нужную фразу максимально приближенно к оригиналу.
На старших этапах — такие материалы помогают сформировать наглядное понимание грамматических конструкций. Это второй основной этап урока, где происходит предъявление нового грамматического, лексического или речевого материала. Основная проблема на данном этапе, удержать внимание ученика и качественно представить новый материал. В силу того, что дети с овз отличаются различными нарушениями, необходимо представлять материал в зависимости от их компенсаторных возможностей. Так, дети с нарушением слуха, с расстройством внимания и речи лучше усваивают наглядный материал — это картинки, презентации, электронные книги и задания; на старшем этапе — небольшие схемы, опорные таблицы, адаптирование тексты в виде комиксов.
Для детей с нарушением зрения, есть возможность откорректировать экран до нужного масштаба, работа над аудированием проходит достаточно успешно, так как у таких детей компенсация зрения происходит за счет слуха. Детям с ДЦП верхних конечностей — желательно демонстрировать задания самостоятельно, часть заданий могут выполняться в печатном виде, что не приносит ущерба уроку во времени.
Третий этап урока – это эффективная практика. Развиваю все виды речевой деятельности: говорение, аудирование, чтение и письмо. Изучение грамматики, лексики и фонетики должно происходить в системе. Виды упражнений также должны соответствовать возможностям ученика. Здесь особенно важно создать ситуацию успеха ученика, при этом можно придерживаться простой схемы от простого к сложному. Упражнения из учебника, могут разбавляться поисковой работой в словаре или интернете, небольшими онлайн викторинами или тестами, где не учитель, а «машина» выдает результат. На групповых занятиях, стараюсь, чтобы более «сильный» ученик помогал «слабому». Взамодействие происходит в течение всего урока — диалоги, взаимные проверки домашнего задания, объяснение ошибок или правила.
И конечно, после работы на компьютере необходимо проводить гимнастику для снятия напряжения с мышц спины, рук и глаз. В этом случае логично использовать доступ к музыкальной страничке с видеорядом и без. После такой разгрузки любой ученик с удовольствием продолжит работу на уроке.
Конечно, ученики с ОВЗ хотят проявлять себя в различных конкурсах, олимпиадах. Каждому необходимо показывать результаты своего труда, почувствовать свою успешность. Третий год подряд мои ученики активно участвуют и становятся победителями во Всероссийской викторине по английскому языку «The First Steps in the English Ladder» – сайта ФАРОСТА, в международной дистанционной олимпиаде по английскому языку, во Всероссийской олимпиады «Знатоки английского языка» для 1-4 классов и дистанционном конкурсе по английскому языку Института Развития Школьного Образования «Альбус».
Создавая благоприятный психологический климат, грамотно подбирая посильные задания, сочетая различные формы работы, потихоньку, шаг за шагом мы идем к основной цели: научить ребенка учиться, добывать самостоятельно знания, поверить в свои силы и как итог — получить качественное образование. Даже если дальнейшая жизнь ученика c ОВЗ не связана с иностранным языком, пользование Интернетом и компьютером становится необходимым условием для дальнейшего его обучения. Все это поможет создать условия для самореализации школьников с ОВЗ и в свете новых образовательных стандартов готовить нынешних и будущих выпускников к творческой, продуктивной жизни в нашем постоянно меняющемся мире.
ЛИТЕРАТУРА
1. Кирилова И.В. Развитие творческой активности как предпосылка успешной социализации личности.
2. Манеева О.Г. О развитии творческой активности на уроке английского языка. // ИЯШ №4, 1994.
3. Павлова Л.В. Педагогические приемы организации личностно-ориентированной деятельности учащихся.
4. Пассов Е.И. Коммуникативный метод обучению иноязычному говорению. Изд.2-е.- М., 1991.
5. Сафонова В.В. Проблемные задания на уроках английского. Еврошкола, 2011.