Цель мастер-класса: Повышение уровня профессиональной компетентности воспитателей по использованию на занятиях элементов логоритмики для речевого развития дошкольников.
Задачи:
- Познакомить участников мастер-класса с методами и приёмами, применяемыми на музыкальных занятиях с использованием логоритмики.
- Показать значимость применения логоритмики для речевого развития дошкольников.
План проведения:
- Сообщение: «Актуальность использования данной методики».
- Практическая часть.
- Рефлексия.
Актуальность
В начале учебного года проводя диагностику музыкальных способностей воспитанников ДОУ, помимо выявленных нарушений чувства ритма и темпа, слабо развитого артикуляционного аппарата и музыкально-сенсорных способностей, меня встревожило достаточно большое количество детей с невнятной речью, детей, не произносящих отдельные звуки или заменяющих одни звуки другими. Поэтому планируя занятия по музыкальному воспитанию на 2018-2019 учебный год, я поставила задачу и речевого развития детей в том числе.
Чтобы работа в этом направлении была эффективной, на различных этапах традиционного музыкального занятия я использую элементы логоритмики, то есть специальные упражнения, задания, игры, основанные на связи слова, музыки и движения.
Ещё в начале XX века Корней Чуковский отмечал в своих работах по филологии, что детям от природы присуще влечение или другими словами стремление к рифмованным звукам. Чуковский писал: «Чем меньше ребенок, чем хуже он владеет речью, тем сильнее он тяготеет к рифме…» Поэтому стихотворный текст вместе с музыкой помогают мне во время занятий приучать детей выполнять упражнения в определённом ритме, координируя движения и речь.
Что же включают в себя элементы логоритмики на музыкальном занятии?
- артикуляционную гимнастику;
- чистоговорки;
- пальчиковую гимнастику для развития мелкой моторики;
- упражнения под музыку на развитие общей моторики, соответствующие возрастным особенностям детей;
- вокальные упражнения для развития певческих данных и дыхания с музыкальным сопровождением и без него;
- песни и стихи, сопровождаемые движениями рук, для развития плавности и выразительности речи, речевого слуха и речевой памяти;
- музыкально-ритмические игры с музыкальными инструментами, развивающие чувство ритма;
- музыкальные игры, способствующие развитию речи, внимания, умению ориентироваться в пространстве;
- коммуникативные игры и танцы для развития динамической стороны общения, эмоциональности, позитивного самоощущения;
- упражнения на релаксацию для снятия эмоционального и физического напряжения.
Во время выполнения речевых упражнений обычно дети стоят в кругу или сидят полукругом. Такое расположение даёт им возможность хорошо видеть меня и воспитателя, двигаться и проговаривать речевой материал одновременно со взрослыми. Все упражнения проводятся по подражанию. Речевой материал специально не выучивается.
Чистоговорки и пальчиковые игры воспитатель может использовать в других видах деятельности.
Важным моментом занятий с элементами логоритмики является наглядный материал – иллюстрации, элементы костюмов, игрушки, картинки.
В своей работе по речевому развитию детей я использую:
- методику музыкального воспитания Карла Орфа «Музыка для детей»;
- методику М.Картушиной «Логоритмические занятия в детском саду»;
- методику Т.Тютюнниковой «Элементарное музицирование»;
- «Методику раннего развития» Железновых;
- программу по ритмопластике «Ритмическая мозаика» А.Бурениной;
- «Игровую методику обучения детей пению» О.Кацер;
- программу по развитию чувства ритма у детей «Этот удивительный ритм» И.Каплуновой.
Успешность проводимой работы по речевому развитию на музыкальных занятиях с элементами логоритмики зависит в первую очередь от ощущения радости, полученной ребенком на занятии, чтобы дети с нетерпением ждали следующего, а так же от проведения работы в системе (а не эпизодически).
Предлагаю окунуться в музыкальный мир логоритмики.
Практическая часть
- «Игра в имена» (авт. И.Каплунова)
- Упражнение на развитие общей моторики с элементами артикуляционной гимнастики «На лошадке» (авт. Е.Железнова)
- Пальчиковая гимнастика «Посчитай лепестки у цветка»
- Упражнение на развитие речевого и певческого дыхания «Ветерок» (авт. О.Кацер)
- Песня «Паучок» (шведская народная песня)
- Чистоговорки «Шу-шу-шу», «Че-чу-чи-ча» (авт. Е.Железнова)
- Упражнение к пляске «Ковырялочка» (р.н.м. «Земелюшка-чернозём»)
- Коммуникативный танец «Обезьянки вышли погулять» (авт.Е.Железнова)
- Упражнение «Ножки» (авт. Н.Галянт)
- Игра на музыкальных инструментах («Полька» С.Рахманинов)
Рефлексия
Приложение 1
Игра с палочками «НОЖКИ»
Ножки, ножки, вы шагали?
Мы шагали, мы шагали! - ритмичные удары палочками по полу
Ножки, ножки, вы бежали?
Мы бежали, мы бежали! - ритмичные удары в темпе бега
Ножки, ножки, вы стучали?
Мы стучали, мы стучали! - удары свободными концом палочки об пол
Ножки, ножки, вы плясали?
Мы плясали, мы плясали! - удары палочкой крест на крест
Ножки, ножки, вы устали?
Мы устали, мы устали! - удары лежащих палочек друг о друга
Ножки, ножки, отдыхали?
Отдыхали, отдыхал! - поглаживание руками лежащих палочек
И опять всё начинали! - ритмичные удары по полу
Приложение 2
Чистоговорка «ШУ-ШУ-ШУ»
Вот послушайте, прошу! ШУ-ШУ-ШУ
Я шуршунчиком шуршу! ШУ-ШУ-ШУ
Я с собой его ношу! ШУ-ШУ-ШУ
И шуршу, шуршу, шуршу! ШУ-ШУ-ШУ
Приложение 3
Чистоговорка «ЧЕ-ЧУ-ЧИ-ЧА»
Че-че-че-че.
Грязь у Мишки на плече.
Чу-чу-чу-чу.
Искупать его хочу.
Чи-чи-чи-чи.
Тише, Мишка, не кричи!
Ча-ча-ча-ча.
Ведь вода не горяча.
Приложение 4
Шведская народная песня «Паучок»
Пау-паучина
Паутину свил.
Вдруг закапал дождик,
Паутину смыл.
Вот и солнце вышло,
Стало припекать.
Пау-паучина
Трудится опять!
Приложение 5
Коммуникативный танец «Обезьянки вышли погулять»
Обезьянки вышли погулять.
Обезьянки стали танцевать.
И одна из них вдруг пошла домой поспать,
Потому что надоело танцевать.