По следам прочитанных произведений. Некоторые формы работы с книгой

Разделы: Литература

Класс: 5

Ключевые слова: мультфильм, чтение книг, создание анимационных фильмов


Как создать ситуацию осознанного чтения, чтобы ученик стал очень внимательно вчитываться в текст, обращая внимания на детали?

Технология рефлексивного чтения повышает интерес учащихся к чтению, позволяет вдумчиво читать текст, формируя навыки самообразования.

По определению методистов, рефлексия – это «форма психической деятельности, которая проявляется в постоянном анализе своих мыслей, действий, переживаний».

Рефлексивное чтение проходит три стадии.

  1. Мотивация к чтению. Здесь необходимо заинтересовать ученика произведением
  2. Восприятие информации – «смысловая стадия»
  3. Стадия рефлексии. Творческий итог прочитанного. Рождаются новые способы для работы над книгой.

Какие приемы я использую на этом этапе? Одним из самых распространенных является создание иллюстраций к эпизодам, помогающие понять содержание произведения. Другими словами, чтение книги глазами художника, сам термин "иллюстрация", в переводе с латинского, означает "освещать, проливать свет, объяснять". Часто дети создают свои иллюстрации к эпизодам произведения. Иногда, работая с иллюстрациями художников, перерисовывают их, могут дополнить какими-то деталями. Такой вид работы также является эффективным способом для понимания произведения.

(См. иллюстрации на моем персональном сайте, стр. “Работы учащихся”).
Рисунок ученицы 6г класса Шестаковой Милены к сказке А.Платонова «Неизвестный цветок".

Рисунок ученицы 9г класса Мазиной Ирины к балладе В.А.Жуковского "Светлана".

Можно предложить ученикам читательскую игру с целью проверки содержания книги. Это составление викторины, кроссворда (на помощь приходит «Фабрика кроссвордов»). Этот сайт позволяет сгенерировать любой кроссворд. Здесь важно то, что дети, прочитав книгу, подбирают слова и самостоятельно дают определение им. Можно устроить состязание, у кого получится самый содержательный, отвечающий теме, идее произведения, кроссворд.

Как способ мотивации к чтению предлагаю задание составить ребус с ключевыми словами эпизода. На помощь также приходит цифровые технологии. Можно предложить детям создание диафильмов, пазлов, читательских коллажей, виртуальных экскурсий, т.е. создание собственной продукции.

Эффективным методом является отзыв о прочитанной книге. Учеников 5-7 классов увлекает этот вид работы над книгой. Отзыв — это передача мыслей и чувств, вызванных прочитанным произведением. Целью отзыва является рекомендация книги другим читателям. (примеры на моем в сайте, стр. «Работы учащихся)

Практика показала эффективность приема синквейна (примеры на моем сайте. Страничка «Работы учащихся»). Синквейн имеет следующую структуру: пять строк, количество слов в каждой строке строго регламентировано.

Стихотворная форма в 5 строк:

  • 1 строчка – существительное, тема стихотворения.
  • 2 строчка – 2 прилагательных или причастия, характеризующие героя.
  • 3 строчка – 3 глагола, описывают действия героя.
  • 4 строчка – фраза, основная мысль характеристики героя, отношение автора синквейна к герою.
  • 5 строчка – 1 существительное, вывод, синоним первой строчки).

Примеры синквейна.

Жилин
Храбрый, сильный
Не сдаётся, мастерит, бежит
Бросить товарища не годится
Офицер
Багимова Алина, 5а класс

Жилин
Работящий, неунывающий
Трудится, верит, не сдаётся
Мастер на все руки
Победитель
Егорова Лия, 5а класс (примеры синквейна на моем персональном сайте)

Создание веб-квеста – еще одна работа над произведением, требующее детального прочтения книги. Под термином веб-квест (от англ. Web + quest, поиск в паутине) понимают процесс поиска информации на заданную тему в Интернете.

  1. Вступление. Здесь должны быть чётко описаны главные роли участников квеста (план работы).
  2. Центральное задание. Задание должно быть интересным участникам квеста. Определяется итог работы.
  3. Даются ссылки на бумажные ресурсы и ресурсов в Интернете по данной теме.

Примерная структура веб-квеста, требования к его отдельным элементам:

  • Представляется список ролей (от 2 и более). Каждой роли даются рекомендации и план работы.
  • Рекомендации по организации работы.

Задачи:

  • поиск информации по конкретной теме;
  • разработка структуры формы работы;
  • создание материалов;
  • доработка материалов.

Заключительный этап

Мною был создан и проведен веб-квест для 6 класса. «Иван Сергеевич Тургенев. Образы крестьянских мальчиков». Квест я создала на Google сайте. Мне кажется, что это самая удачная виртуальная площадка для такого вида работы. На этом сайте можно открыть свободный доступ всем участникам квеста. (пример этого Веб-квеста на моем сайте. Стр. «Веб-квест»). Цель веб-квеста – показать мастерство Тургенева в создании образа героя.

  • познакомить с фрагментами биографии Тургенева
  • развить навыки характеристики литературных героев
  • показать взаимосвязь человека и природы в рассказе
  • развить навыки самостоятельной работы над текстом

Работа по тексту И.С.Тургенева «Бежин луг».

Сбор информации (по определенным направлениям).

Выберите себе одну из ролей:

  • Биографы
  • Психологи
  • Фольклористы
  • Языковеды
  • Иллюстраторы

Центральное задание:

  • объединитесь в группы,
  • изучите задание своей группы,
  • распределите задание в своей группе,
  • подготовьтесь к защите своей работы (результат работы: веб-страница, презентация). У вас должна получиться совместная работа.

Создание мультипликации – еще один способ представить книгу в другом формате, когда можно объединить работу с текстом произведения с личным читательским впечатлением о книге с помощью анимации.

На мой взгляд, это один из эффективных приемов рефлексивного чтения, который требует от учащихся детального прочтения текста, «оживить», пусть не всю книгу, а отдельные эпизоды. Другими словами, попробовать «сделать мир книги осязаемым», показать произведение в ином формате. На помощь приходит цифровая технология. В моей работе очень помогла книга Юрия Красного «Мультфильм руками детей», которая рассказывает о методике анимационной педагогики, о концепции творческого развития детей средствами анимационного кино.

Процесс создания мультфильма кропотливый, требует усердия и терпения, а самое главное – мотивацию к чтению, продолжение знакомства с книгой. Здесь стоит задача, как бы не вспугнуть первое впечатление.

На первом этапе внимательно читаем произведение, обращаем внимание на все детали. Стараемся точно формулировать свои мысли, чувства. Даю возможность высказаться всем. Какие чувства вызвала книга, какой момент показался интересным. Почему понравился главный герой. Дети приводят примеры из текста, чтобы подкрепить свое мнение. Уровень обсуждения – сюжетный.

Ученики выбирают эпизод, который хотят воссоздать в мультфильме, пишут сценарий. Сценарий лучше писать вдвоем (работа в парах на уроке). Начинается обсуждение каждого кадра, фона, на котором будет происходить действие.

Затем берут лист бумаги и рисуют, как представляется герой, фон, на котором происходит действие, подбирают цвета. Делают раскадровку. На следующем этапе начинается лепка деталей из пластилина. Изготавливают макеты действующих лиц. Пластилиновый персонаж удобен тем, что он может собираться и разбираться.

На следующем этапе нам понадобились штатив и фотоаппарат.

Заканчивается этап съемки, начинается сборка мультфильма на компьютере. Объединяем все кадры, чтобы получился фильм. Для удобства каждую сцену складываем по отдельным папкам.

Открываем папку с первой сцены и перемещаем в программу iMovie.

Получается 1 секунда – 12 фотографий. Озвучивали фильм отдельно. Голоса записали на телефон, затем перенесли на файлы. Чтобы перенести звук нам нужно выделить файл со звуком и перенести на нужные сцены. Далее даем название фильму и сохраняем.

Таким образом, можно сделать мультфильмы к произведениям, показать их в другом формате. Были созданы мультфильмы (фрагменты) к сказке Антуана де Сент Экзюпери «Маленький принц», к сказке-были (фрагменты) Андрея Платонова «Неизвестный цветок», к стихотворениям А.С.Пушкина «Туча», А.А.Блока «Ворона»

Слова Ж.Ж.Руссо, на мой взгляд, точно выражают метод создания мультфильма по следам прочитанного произведения «Если вы мне расскажите, я это быстро забуду, если вы мне напишете, я прочитаю, то тоже забуду, а если вы меня вовлечете в дело, я буду это знать и запомню».

Таким образом, создавая книгу в другом формате, ученики лучше понимают прочитанное произведение и воспроизводят его образно.

Чтение эффективно, если вследствие его рождаются новые пути для совершения действий.

Источники

  1. Красный, Юрий Ешуанович. Мультфильм руками детей: Кн. для учителя / Ю.Е.Красный, Л.И.Курдюкова. — М.: Просвещение, 1990.
  2. «Технология рефлексивного чтения». Статья Ирины Шестаковой. http://pedsovet.su/
  3. Персональный сайт учителя http://kazakova-op.ru/