Формирование языкового анализа и синтеза на материале лексики по теме «Живая природа»

Разделы: Начальная школа, Логопедия, Конкурс «Презентация к уроку», Коррекционная педагогика


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (6 МБ)


ЦЕЛЬ: формировать языковой анализ и синтез на материале лексики по теме «Живая природа».

ЗАДАЧИ:

  • Развивать фонематическое восприятие.
  • Формировать навыки языкового анализа и синтеза.
  • Расширять словарный запас и формировать грамматические категории по теме «Профессии» (в практическом плане)
  • Развивать зрительное восприятие, внимание, память, мышление;
  • Развивать сукцессивные функции, межполушарные взаимодействия, переключаемость.
  • Развивать мелкую моторику, глазодвигательные мышцы.

ОБОРУДОВАНИЕ: презентация, интерактивная доска.

Важно!

Подготовительный этап. На целом ряде предыдущих занятий по развитию фонематического восприятия, анализа и синтеза использовался словарь названий большого количества птиц, рыб, животных, насекомых, деревьев, трав и цветов, а также профессий людей, которые занимаются их изучением.

ХОД ЗАНЯТИЯ

I. Орг. момент

Логопед: – Сегодня нам предстоит ответственная работа и поэтому начнём занятие с гимнастики для мозга. (слайд 2,3)

– Как можно быстрее читайте строчки слева направо про себя, начиная с первой, и называйте вслух ЦВЕТ каждого слова. Если ошиблись, назовите правильный цвет и продолжайте дальше.

II. Введение в тему

Логопед: – Внимание на экран! (слайд 4)

Просмотр отрывка из мультфильма по стихотворению В.Маяковского «Кем быть?»

Логопед: – О чём пойдёт сегодня речь на занятии? (О профессиях).

– О каких именно профессиях мы будем говорить, вы узнаете, если разгадаете кроссфилворд. (слайд 5,6) На экране квадрат, заполненный буквами, справа появляются вопросы. Надо найти ответ на вопрос на буквенном квадрате. Нажимая на соответствующие буквы, получаем выделенное слово – ответ, после чего появляется новый вопрос. В конце автоматически выделяется слово – природа и его значение: живой окружающий мир во всём бесконечном многообразии его проявлений.

Логопед: – Кто изучает природу? (Ботаники, зоологи, орнитологи …)

– Все эти профессии можно назвать одним словом – натуралисты. Натура – значит природа. Натуралист – это человек, изучающий природу. Но и каждый из нас хоть немного натуралист. Любого человека интересуют загадки жизни: происхождение рек и морей, тайны растений, многообразие животного мира. Натуралистами становятся рано, с первых шагов за порогом родного дома. Каждый из вас с интересом наблюдал за каким-нибудь насекомым или растением, изучал поведение домашнего животного. Значит вы все немножечко натуралисты.  Но далеко не каждый человек становится натуралистом по специальности, по профессии.

Какие качества нужны человеку, выбравшему своей профессией – изучение природы? (Наблюдательность ­– внимание, зоркий глаз, чуткое ухо, хорошая память, умение анализировать, обобщать и делать выводы).

– Давайте проверим, насколько у вас развиты эти качества?

III. Основная часть

Логопед: – Начнём с внимания. (слайд 7) Корректурная проба, работа на карточках – 2 варианта.

– Обведите в кружок слог ча, подчеркните слог ши, зачеркните слог щу.

После выполнения задания ученики обмениваются карточками и проверяют работу соседа по выданному им ключу.

Логопед: – А теперь посмотрим, насколько зорки ваши глаза. (слайд 8). Но сначала их подготовим. Чтобы глаза были зоркими, глазодвигательные мышцы должны быть очень тренированными, а для этого необходимо делать упражнения для глаз.

В левой вытянутой руке ребёнка маленькая игрушка. Рука медленно двигается влево. Ребёнок следит глазами за игрушкой, не поворачивая головы. Остановка.

Рука возвращается в исходное положение (перед собой). Игрушка перекладывается из левой руки в правую. Правая рука двигается вправо. Остановка.

Возврат в и.п. Игрушку держат две руки вместе. Вверх. Остановка.

Возврат в и.п. Вниз. Остановка. Возврат в и.п.

 Далее то же самое делается на уровне согнутого локтя, а потом на расстоянии 2 – 3 см около носа.

Логопед: – С помощью зорких глаз попробуйте прочитать слова на экране и понять, что они обозначают. (слайд 9)

Слова даны в «зашумлённом изображении». (слайд 10)

– Что означают эти слова? (Названия рыб).

– Как называется профессия человека, изучающего рыб?(Ихтиолог).

Логопед: – А чутки ли ваши уши? Откройте тетради, запишите дату. Простым карандашом пишите транскрипции названий рыб.

Дети по очереди выходят к доске и набирают транскрипции на экранной клавиатуре, остальные работают в тетрадях (если доска интерактивная, транскрипция набирается на экране доски, если нет – используется компьютер и компьютерная мышь) (слайд 11-16)

Логопед: – Проверим вашу наблюдательность. (слайд 17-18). Найдите слова среди букв. Работа в парах по карточкам. Методика Мюнстерберга.

Проверка по ключу на экране (слайд 19)

– Что означают эти слова? (Названия птиц).

– Как называется профессия человека, изучающего птиц? (Орнитолог).

– Натуралисты записывают свои наблюдения в дневники. А сможете ли вы правильно записать эти слова?

– Запишите слова четырьмя цветами (буквы твёрдых согласных синим цветом, буквы мягких согласных зелёным цветом, буквы гласных красным цветом, мягкий или твёрдый знак простым карандашом) «по-китайски» (столбиком, буква под буквой).

  • I вариант: начиная с первого слова через одно;
  • II вариант: начиная со второго слова через одно.

Логопед: – Иногда под руками не оказывается средств для записи и тогда приходится запоминать всю информацию. Давайте проверим вашу память. (слайд 20-21)

– Запомните все картинки на этом слайде (10 картинок).

– А теперь найдите их здесь. (слайд 22). Но назовите только тех животных, которых не было на предыдущем слайде.

– Что означают эти слова? (Названия животных).

– Как называется профессия человека, изучающего животных? (Зоолог).

Физминутка

– Поиграем? ИГРА "Я ботаником родился..." (вариация игры «Я садовником родился…»)

Правила игры: Каждый участник игры выбирает себе (сам или с помощью жеребьёвки) название любого растения (дерева, цветка, травы). Затем ребята становятся по кругу. Диалог начинает логопед, а дальше продолжают дети по часовой стрелке.

Логопед: «Я ботаником родился, не на шутку рассердился, все растения мне надоели, кроме … (называет название растения, например, ромашки)».

Первый участник, ребёнок ― «Ромашка» отвечает: «Ой!»

Логопед: «Что с тобой?»

«Ромашка»: «Влюблена».

Логопед: «В кого?»

«Ромашка»: «В дуб (называет «имя» стоящего слева от него ребёнка), потому что он …» (И дальше поясняет, почему это растение ей нравится).

Затем «Дуб» говорит: «Ой!»

«Ромашка»: «Что с тобой?»

«Дуб»: «Влюблен».

«Ромашка»: «В кого?»

«Дуб» (называет «имя» стоящего слева от него ребёнка): «В фиалку, потому что она …».

Потом «Фиалка» говорит: «Ой!» … и т.д.

Последний в круге участник называет «Ромашку», и после их диалога, игра завершается. (слайд 23)

– Кто такой ботаник? (Тот, кто изучает цветы, деревья, одним словом растения).

Игра ведётся на лексике любых растений, добавляется описание, почему сделан такой выбор.

(слайд 24) Логопед: – Натуралисты должны предельно точно описать объект своих наблюдений, дать ему характеристику. Давайте проверим, сможете ли вы подобрать подходящие по смыслу определения к существительным, составить словосочетания, дополнить их до предложения. (слайд 25)

– Что означают эти существительные? (Названия насекомых).

– Как называется профессия человека, изучающего насекомых? (Энтомолог).

Логопед: – Запишите 4-мя цветами «по-арабски» (в прямом порядке, но записывая буквы справа налево – «йывибюлодурт йеварум»…) по 3 понравившихся вам словосочетания. (слайд 26) Ученики дополняют словосочетания до предложения устно.

Логопед: – Пора немного отдохнуть. Вы уже знаете, что движения пальцев рук связаны с работой головного мозга? Чтобы помочь мозгу дальше работать, надо сделать «пальчиковую» гимнастику. (слайд 27)

“Рожки (2-й и 5-й пальцы вытянуты, остальные сложены в кулак) –

ножки (3-й и 4-й пальцы вытянуты, остальные сложены в кулак)» - симультанные и реципрокные движения 2-мя руками.

“Коза (2-й и 3-й пальцы вытянуты, остальные сложены в кулак) – козлёнок (4-й и 5-й пальцы вытянуты, остальные сложены в кулак)» - симультанные и реципрокные движения 2-мя руками.

Логопед: – Натуралисты не всегда работают в комфортных условиях. (слайд 28). Но эти экстремальные условия не должны препятствовать достижению цели. Попробуйте прочитать текст, написанный вверх ногами, и не только его прочитать, но и проанализировать, понять содержание. (слайд 29) Чтение вслух, по цепочке.

– Теперь читаем по очереди вопросы и отвечаем на них (выбор вопроса по желанию).

Логопед: – Чтобы сделать вывод, необходимо собрать в одно целое множество маленьких наблюдений, обобщить их и систематизировать. Соберите из слов стихотворение – вывод и запишите его 4-мя цветами «по-русски», а помогут вам цвета радуги. Работа в команде.

Инструкция детям: «Распределите между собой цвета радуги. Каждый из вас расшифровывает и записывает на доске слова своего цвета. Работайте по очереди».

(Зашифрован текст:
Ботаники, орнитологи,
Зоологи, энтомологи,
Ихтиологи и юннаты
Познавать природу рады!)

Логопед: – Прочитайте, что получилось. Кто такие юннаты?

IV. Итог занятия и рефлексия

– Кого можно считать натуралистами?

– Какие человеческие качества нужны, чтобы стать профессиональным натуралистом?

– Если вы считаете, что разобрались в профессиях людей, изучающих природу, и качествах личности, нужных для этих профессий, поднимите улыбающийся смайлик. Если нужны ещё упражнения, поднимите задумчивый смайлик. Если для вас урок оказался трудным, поднимите расстроенный смайлик.

– Молодцы, вы успешно прошли проверку. Вас можно назвать юннатами, и вы имеете предпосылки к тому, чтобы стать в будущем натуралистами.

Приложение 1

Приложение 2

Приложение 3