Выступление на Педсовете
Введение новых образовательных стандартов как в основной, так и в начальной школе, Специальных образовательных стандартов для детей с ОВЗ существенно меняет всю образовательную ситуацию в школе, определяя точное место форм и видов приложения психологических знаний всех участников ОП в содержании и организации образовательной среды школы, а также делает обязательной и конкретной деятельность школьного психолога по мониторингу образовательной среды. индивидуальных особенностей и возможностей учащихся, уровня развития их способностей и определённых достижений, с целью прогнозирования результатов, анализа соответствия методов, форм и способов обучения и воспитания.
Работа психолога, таким образом, становится необходимым элементом системы управления образовательным процессом школы, поскольку результаты его деятельности предполагают оценку качества обучения в школе по ряду обязательных критериев позволяет корректировать образовательный процесс.
В частности, сегодня хочу коснуться темы мониторинга уровня психологической готовности к обучению и адаптации учащихся 1, 5 классов. Поскольку, считаю, что построение современного урока, предполагает учёт и коррекцию тех проблем, которые существуют на сегодняшний день у данной категории учащихся.
По сути, психологическая готовность представляет систему психологических предпосылок, совокупность качеств ученика, необходимых ему для успешного включения в новую социально-психологическую ситуацию. Психологическая готовность является важнейшим интегральным показателем психологических возможностей школьника, активизирует его жизнь, способствует овладению новой социальной ситуацией развития, определяет успешность адаптации в новых условиях, эффективность учебной деятельности и общения.
С педагогической точки зрения, состояние учащихся в этот адаптационный период характеризуется низкой организованностью, недисциплинированностью, снижением интереса к учебной деятельности и её результатам; с психологической – низким уровнем волевого контроля, несамостоятельностью, тревожностью.
Одной из причин адаптационных затруднений учащихся является несоответствие между их психологическими возможностями и новыми, не всегда посильными для них, социально-психологическими требованиями.
Ежегодно мы проводим эту работу, и, надо отметить, что с каждым годом в школу приходит всё больше детей, которые имеют отклонения от условной возрастной нормы. Это не только часто болеющие дети, но и дети с повышенной возбудимостью, нарушениями концентрации и удержания внимания, плохой памятью, повышенной утомляемостью, а также с гораздо более серьёзными проблемами (ЗПР, признаками аутизма, ММД). Они нуждаются в специализированной помощи, индивидуальной программе, особом режиме.
Кто они и какие эти дети, которых сегодня, даже если они не признанные в установленном порядке детьми – инвалидами, но имеющие временные или постоянные отклонения в физическом и (или) психическом развитии и нуждающиеся в создании специальных подходов в обучении и воспитании, которых принято называть дети с ОВЗ, (ОПФР) с особенностями психо-физиологического развития и потребностями в социуме.
Группа таких школьников не однородна. И мы это видим по нашим детям. В неё можно объединить детей с разными нарушениями развития, выраженность которых может быть различна:
- дети с нарушениями эмоционально-волевой сферы;
- дети с нарушениями интеллектуального развития;
- дети с комплексными нарушениями развития;
- дети с нарушениями речи;
- дети с признаками нарушения аутистического спектра;
- дети с нарушениями слуха;
- дети с нарушениями зрения и др.
Важной задачей психологического сопровождения таких детей является выявление, устранение и предотвращение дисбаланса между процессами обучения и развития детей в соответствии с их образовательными потребностями и их индивидуальными возможностями.
Исследования, проведённые в адаптационный период в этом году, показывают, что социально психологическая адаптация детей в школе проходила по-разному. Большинство детей адаптировались в течение первого месяца обучения, вторая группа имеет более длительный период адаптации (конец первой четверти), третья группа – дети, у которых период обучения в школе, до сих пор связан со значительными трудностями.
Результаты исследования уровня сформированности УУД у учащихся 1-х классов по параллели свидетельствует о том, что более низкая сформированность отмечается в регулятивно-коммуникативной, эмоционально-волевой сфере, рече-мыслительной и графической деятельности.
Психологом проведены также исследования сформированности зрительно-моторной координации, скорости переработки информации и внимательности. Результаты свидетельствуют о достаточно невысоком уровне.
Исследования на предмет оценки учащимися своего статуса, свидетельствует о неадекватно-завышенной самооценке, точнее, она пока что, слабо сформирована. Равно как и очень низкая осведомлённость у учащихся об окружающем мире.
Таким образом, в результате длительной исследовательской аналитической работы было установлено, что социально-психологическая адаптация у разных детей проходит по-разному. Значительная часть детей (от 80 до 90%) адаптировались в течение первых двух месяцев. У этих детей преобладает хорошее настроение, активное отношение к учёбе, желание посещать школу, добросовестно выполнять требования учителя. Однако, в классах есть дети (от 10 до 15%) у которых наблюдаются признаки дезадаптации и на сегодняшний день (начало четвёртой четверти).
Они отличаются негативными формами поведения, устойчивыми отрицательными эмоциями, нежеланием учиться и посещать школу. Часто именно с такими детьми не хотят дружить, сотрудничать, что вызывает новую реакцию протеста: они ведут себя вызывающе, задираются, мешают проводить урок, а есть те, которые сами не желают, да и не могут общаться.
Примерно 18% учащихся – программу обучения осваивают плохо. Учение им даётся с трудом. Мотивация не учебная. Учение не привлекает. Требуются дополнительные педагогические и психологические ресурсы: занятия и усилия со стороны семьи и школы, привлечение смежных специалистов.
Ну и некоторые ориентиры в контексте сегодняшней темы по результатам проведённого мониторинга в 5-х классах.
Надо сказать, что определение психологической готовности учащихся к обучению в среднем звене проходит у нас в 2 этапа.
Первый этап начинается в 4-м классе с марта месяца и по май включительно. Работа проводится как с учащимися, учителями и всеми работающими с детьми специалистами, так и с родителями по оценке деятельности ребёнка, а также школы по реализации ФГОС.
В первой, начале второй четверти учебного года психологической службой проводится мониторинг по определению рисков интеграции учащихся пятых классов в процессе обучения в среднем звене.
В мониторинге приняли участие все учащиеся пятых классов. Качественный и количественный анализ полученных результатов свидетельствует о среднем уровне адаптации в пятых классах и достаточно оптимальной работе педагогов бывших четвёртых классов и работающих в этом году учителей пятых классов.
От 50 до 70% учащихся отмечают, что в 5-м классе учиться стало интереснее и «легче». Положительное отношение к «новым» учителям и классным руководителям - от 75 до 90% учащихся. Время на выполнение домашнего задания среднее по параллели – 1.5 часа.
В пятом классе учебная деятельность впервые наделяется для ученика личностным смыслом, т.е. можно говорить о рефлексии как новообразовании младшего школьного возраста, которое является главной движущей силой всех сторон психического развития.
По результатам проведённой исследовательской работы можно отметить, что с переходом младших школьников в основную школу, изменилось не только объективное положение ребёнка, которое он занимает в жизни, но и его собственная внутренняя позиция, т.е. то, как он сам, благодаря истории своего развития, создавшей у него определённый опыт и определённые черты, относится к окружающим и, прежде всего, к своему положению, и тем требованиям, которое оно к нему предъявляет.
Вот некоторые высказывания учащихся по этой проблематике:
"…если сравнивать с учёбой в 4-м классе, то сейчас надо работать больше";
"… если в школе не бездельничать, то быстрее всего добьёшься";
"…хочу учиться и учиться и часто не хочу идти домой";
"…всё не так просто, как я думала";
"…благодаря Н.П. в пятом классе всё стало ясно;
"… я с гордостью могу сказать, что теперь я умею: правильно распределять своё время, стала ответственной, могу управлять собой; теперь я умею работать без контроля; что я могу почти всё терпеть";
"…хочу сказать, что учителя, которые ведут уроки в 5-м классе: добрые, отзывчивые, к нам уже относятся как к взрослым; очень хорошие и строгие, многому нас учат; хорошо объясняют, миролюбивые; знают много интересного; меня любят и я их";
"…больше всего я хочу стать учительницей" (один ребёнок из всей параллели пятых классов);
"…учёба хоть и стала трудней, но лучше; четверть пролетела, как один день";
"…хочу признаться, что у меня совсем нет времени на безделье, которым я занималась раньше; на то, чтобы погулять, а ведь так сильно хочется".
Среди трудностей отмечают и трудность восприятия новых предметов: биологии и географии.
По итогам проведённой работы в конце прошлого года, в четвёртом классе по выявлению степени готовности учащихся к обучению в среднем звене, а так же результатам исследования уровня адаптации учащихся в пятом классе этого года в целом, можно выделить следующие психолого-педагогические факторы, обуславливающие недостаточную эффективность процесса обучения в пятом классе:
- отмечается недостаточное развитие в интеллектуальной сфере самостоятельности мышления, осознанного владения приёмами и способами умственной работы;
- у многих учащихся недостаточно развиты познавательные интересы.
Перечисленные проблемы следует рассматривать как факторы риска, способные при определённых условиях стать причинами школьной неуспеваемости.
Данные исследования учебной мотивации учащихся показали, что необходимо осуществлять работу, направленную на развитие познавательных и внутренних мотивов.
Изучение уровня тревожности, от количества опрошенных по всей параллели, показали следующие результаты: на первом месте по фактору тревожности стоит страх ситуации проверки знаний, на втором и третьем - проблемы и страхи в отношениях с учителями и страх самовыражения.
Одной из причин психологических сложностей, возникающих у некоторых сегодняшних пятиклассников можно назвать и, это отмечают учителя в своих экспертных оценках, слабая произвольность поведения и деятельности - нежелание заставить себя постоянно заниматься.
Большая работа была проведена педагогом - психологом совместно с классными руководителями, учителями предметниками по мониторингу адаптации учащихся 5-х классов.
Данная работа проведена в соответствии с требованиями ФГОС.
Экспертные оценки учителей обобщались по следующим параметрам: «Учебная активность», «Усвоение знаний», «Поведение на уроке», «Поведение на перемене», «Взаимоотношения с одноклассниками», «Отношение к учителю», «Эмоциональное благополучие.
Результаты получились следующие:
Итоговый балл: 3.9 – средний показатель адаптации пятиклассников. (Чуть ниже показателя в прошлом году).
Психологический анализ трудностей в деятельности и общении пятиклассников.
Качественный анализ результатов уровня адаптации показал, что значительные трудности связаны с переходом выпускников начальной школы на кабинетную систему обучения. Переходы из кабинета в кабинет зачастую сопровождаются подъёмом с этажа на этаж, что сокращает продолжительность отдыха во время перемены.
Проблемы, на которые надо обратить внимание и решать их как фронтально, так и индивидуально в следующем учебном периоде: низкий уровень произвольности, учебной активности и освоения знаний, завышенный уровень самооценки.
Результаты исследования интеллектуального и личностного развития учащихся, степени освоения ими определённых учебных знаний и действий, уровня развития произвольности, саморегуляции свидетельствуют о том, что этот уровень развития и адаптации учащихся далеко не одинаков. У одних он соответствует условиям успешности их дальнейшего обучения, у других едва достигает допустимого предела.
Пятиклассники с элементами школьной дезадаптации с трудом входят в новую ситуацию обучения, что проявляется в непонимании ролевых соотношений учителя и ученика и приводит к негативному протесту не только против педагогов, но и школы.
С учётом вышеперечисленных проблем и трудностей, особых образовательных потребностей учащихся, индивидуальных особенностей учащихся меняются и психолого-педагогические подходы к организации современного урока и взаимодействия с ними.
Рекомендую использовать следующие направления в работе.
Для учителей начальной школы:
- Важно подготовить учащихся к работе в напряжённых ситуациях, т.е. в средней школе.
- Необходимо создавать адекватную систему ориентиров, т.е. ситуации учебной деятельности, приближенные к деятельности на второй ступени общего образования.
- В начальной школе у ребёнка может быть много проблем, при этом единственным способом их решения является систематизированное и методичное обучение, формирующее понятийное мышление.
- Недопустимы перегрузки. Если в течение года повышенные нагрузки сохраняются, то начинается обратный процесс: работа мозга дезорганизуется, нарушается внимание, снижается работоспособность, становится невозможной саморегуляция деятельности.
- Особое внимание уделить работе с семьёй. Информация о том, как ребёнок воспринимает свою семью и себя в ней позволяет выявить корни его проблем,
правильно оценить "расстановку сил", выбрать оптимальную тактику работы с родителями. - Для грамотного планирования дальнейшей работы необходимо опираться на сильные стороны ученика. Требования, предъявляемые школьнику без учёта его возрастных и индивидуальных психо-физиологических особенностей, могут привести не только к его невротизации, но и к задержке интеллектуального развития.
- Учителям, педагогам внеурочной деятельности, работать над формированием волевых учебных усилий, регулированием учебных приоритетов, побуждать к самообразованию учащихся.
- Классным руководителям 5-х классов продолжить работу по формированию коллектива, развитию навыков общения, повышению уровня социальной зрелости.
- Необходимо позаботиться о рефлексивном развитии каждого ученика. В учебных и во всех других занятиях помочь учащимся вырабатывать объективные критерии собственной успешности и не успешности, адекватной самооценки.
- Для развития у детей адекватной самооценки и чувства компетентности необходимо создание в классе атмосферы психологического комфорта и поддержки.