Открытый урок «Подвиг с крестом в руках» для учащихся 7–8-х классов

Разделы: Организация школьной библиотеки, Внеклассная работа, Патриотическое воспитание

Классы: 7, 8

Ключевые слова: военное духовенство, Православная Церковь, вооруженные силы России


Презентация

Слайд №1

Александр Невский говорил: «Не в силе Бог, а в правде!»

Испокон веков существовало военное духовенство, которое делило с армией и флотом все тяготы военной службы, помогало не только религиозному, но и нравственному воспитанию воинов. В военное время полковые священники проявляли подлинную доблесть, поддерживали дух войск на полях сражений. Нередко бывало, что в критические моменты боя с крестом в руке священники шли впереди солдат, собственным примером увлекая их в атаку. За ратные подвиги с конца 18 века лица духовного звания могли быть представлены к наградам. В войнах, которые приходилось вести России, подвиги военных священников были явлением далеко не единичным.

Слайд №2

С давних пор вооруженные силы России опирались на поддержку Православной церкви. Именно она подавала отечественному воинству примеры великого мужества, любви к Отечеству, вдохновляла на тяжелый ратный труд. По меткому утверждению видного публициста М.О.Меньшикова "…штыки, пушки, броненосцы, солдаты - это лишь призрак, за которым должна таиться духовная сила, строй представлений и чувств, что крепче стали» [2].

Слайд №3

16 октября 1914 года минный заградитель «Прут» возвращался из Ялты в Севастополь. Утром было получено радиосообщение к флоту: «Война началась». Путь «Пруту» в десяти милях от берега преградил мощный немецкий линейный крейсер «Гебен». Его капитан поднял сигнал: «Предлагаю сдаться».

Слайд №4

Капитан 2-го ранга Г.Быков принял решение не сдавать в плен корабль. Приказал всей команде покинуть «Прут» и судно затопить. Сопротивление было бессмысленным, артиллерийские снаряды корабля даже не могли достичь неприятельского линкора. В погребах «Прута» находилось 750 морских мин. Матросы стали отплывать от тонущего корабля. Не всем хватило места в шлюпках…

Слайд №5

71-летний старец-иеромонах, имевший право согласно Морскому уставу одним из первых занять место в шлюпке, не сделал этого. В полном облачении с Евангелием и крестом в руках он благословлял спасающихся членов команды, со словами: «Спасайтесь сами, вы молоды, а я уже пожил на белом свете и стар» [1].

Слайд №6

С пением «Спаси Господи, люди твоя» осенял крестом боровшихся со стихией моряков. Первый день войны на Черном море завершился гибелью минного заградителя и беспримерным подвигом иеромонаха Антония, посмертно награжденного орденом Святого Георгия четвёртой степени. 

Слайд №7

Священники разделяли вместе с солдатами и офицерами тяготы боевых действий, были неоднократно отмечены государственными наградами, а некоторые пали смертью храбрых. Специально для полковых священников был учрежден золотой наперсный крест на Георгиевской ленте. В ходе Первой мировой войны более 200 священников были отмечены этой почетной наградой, а всего за доблесть на поле боя были награждены различными орденами около 2500 клириков. В том числе -Георгиевскими крестами.

Слайд №8

А.Г.Торноуцкий. В 1915 году - полковой священник 318-го полка. Быстро завоевал уважение бойцов, которые стали звать его «Батей». 19 октября по нашим солдатам был открыт сильный минометный огонь. Почти все офицеры погибли. Теряя людей, роты начали отступать на фланги. В этот критический момент боя «Батя» собрал вокруг себя солдат и с крестом в руке бросился вперед через болото на вражеские позиции. Ошеломленный враг был или уничтожен, или бежал. 28-летний священник этого уже не увидел — раненный разрывной пулей в грудь, он скончался на руках у санитаров. Посмертно был награжден орденом святого Георгия 4-й степени и торжественно похоронен на малой родине.

Слайд № 9

Кавалер высших военных орденов России и Франции отец Андрей Богословский был принят на военную службу в 1893 году полковым священником 6-го Финляндского полка. Октябрь 1915 года. Отец Андрей стоял на возвышении и благословлял солдат и офицеров. После того как неприятель открыл стрельбу, он остался на прежнем месте. От смерти его спасла висевшая на груди дароносица, дав пуле, летевшей прямо в сердце, боковое направление. Был награжден за храбрость орденом святого Георгия 4-й степени.

Слайд №10

Весной 1916 года Богословский в составе Русского экспедиционного корпуса отправился во Францию, полковым священником. Он благословлял идущих в атаку. Разорвавшимся снарядом Богословский был тяжело ранен, и когда санитары несли его на перевязочный пункт, был прошит очередью с германского аэроплана. Посмертно награжден французским Военным крестом с пальмовой ветвью, орденами святой Анны 3-й и 2-й степени с мечами, святого Владимира 4-й степени с мечами и бантом, а также золотым наперсным крестом на Георгиевской ленте.

Слайд №11

А теперь мы расскажем о роли Русской православной церкви в Великой Отечественной войне, об участии духовенства в боевых действиях за освобождение Родины от немецко-фашистских захватчиков. Призванные в ряды Красной армии или пришедшие на помощь партизанам и подпольщикам, они с честью выполнили свой гражданский и христианский долг. Несмотря на то, что перед началом войны было закрыто много церквей, по переписи населения 1937 года верующими себя назвали 55,3 миллиона человек, а неверующими - 42,2 мл. В первый же день войны Патриарший митрополит Сергий произнес проповедь: «Православная Церковь всегда разделяла судьбу народа. Не оставит она своего народа и теперь. Благословляет она небесным благословением и предстоящий всенародный подвиг» и возглавил церковное патриотическое движение.

В Астрахани обращение митрополита Сергия зачитал прихожанам Покровской церкви о. Павел. С того дня в соборах начался сбор пожертвований на нужды обороны страны. С началом войны к религии вернулись многие бойцы и офицеры армии. Так, не было секретом, что маршал Г. К. Жуков всю войну возил в штабной машине икону Казанской Божией Матери. В период войны деятельность церкви была полезна государству для поддержки армии, объединения общества, укрепления национально-патриотического духа, получения международной поддержки. Руководство страны, ранее отказавшееся от религии, приняло решение вновь открыть церкви. 4 сентября 1943 года состоялась встреча митрополитов Сергия, Алексия и Николая со Сталиным. А 8 сентября митрополит Сергий был возведен в сан патриарха, после его избрания всех священнослужителей отозвали с фронтов, стали открываться храмы и семинарии. 10 апреля 1945 г. состоялась встреча Святейшего Патриарха Алексия с И.В. Сталиным. В беседе обсуждались вопросы, связанные с патриотической деятельностью на завершающем этапе войны. Сталин отметил, что Русская Церковь внесла огромный вклад в укрепление международных позиций Советского государства.

Видеосюжет «Верую». Роль священников в годы Второй мировой войны.

Слайд №12

Архимандрит Кирилл (Павлов) (1919-2017) духовник Троице-Сергиевой лавры, духовный отец трёх русских Патриархов. Участник Великой Отечественной войны в звании лейтенанта, участвовал в обороне Сталинграда, в Венгрии, закончил войну в Австрии. Демобилизовался в 1946 году. Поступил в Московскую духовную семинарию, затем - в духовную академию. В 1965 был возведён в сан архимандрита.

Слайд №13

Архимандрит Нифонт (в миру Николай Глазов, 1918-2004). До войны был педагогом. После окончания училища артиллерист-зенитчик лейтенант Глазов воевал на Курской дуге, был командиром зенитной батареи. В Венгрии в марте 1945 года был ранен. Хирурги не смогли спасти ног, и на всю жизнь он остался инвалидом. Награждён орденами Отечественной войны, Красной Звезды, медалями: «За отвагу», «За взятие Будапешта», «За победу над Германией». В 1947 году Николай Дмитриевич Глазов приехал в Киево-Печерскую Лавру и стал ее послушником. В 1949 году он был пострижен в монашество с именем Нифонт.

Слайд №14

Монахиня Адриана (в миру Наталия Владимировна Малышева, 1921-2012) ушла на фронт с 3 курса МАИ, была разведчицей, вынесла раненого из-под обстрела. Служила в штабе К. Рокоссовского. Воевала под Москвой, на Курской дуге и под Сталинградом, где вела переговоры с фашистами, призывая их сдаться. Дошла до Берлина. После войны закончила МАИ, работала в конструкторском бюро С.П. Королева. В 2000 году приняла монашеский постриг с именем Адриана.

Слайд №15

Архимандрит Алипий (в миру Иван Михайлович Воронов,1914 – 1975), учился в художественной мастерской. С 1942 года- на войне. Прошёл боевой путь от Москвы до Берлина в составе Четвёртой танковой армии. Награды: орден Красной звезды, медали «За отвагу», «За боевые заслуги». С 1950 года — послушник Троице-Сергиевой лавры. С 1959 года наместник Псково-Печерского монастыря. Вернул из Германии монастырские ценности. Вел большую реставрационную и иконописную работу в монастыре.

Слайд №16

Протоиерей Алексий Осипов (1924-2004) служил в дивизионе тяжелых минометов 57 армии, отражавшей немецкое наступление южнее Сталинграда. Ему пришлось пройти с боями через Калмыцкие степи. 3 февраля 1943 года в одном бою Алексей Павлович получил два ранения. Сначала осколочное в предплечье и в грудь, но поля боя не покинул, а вечером ему раздробило ступню, которая была ампутирована. Награжден медалями: «За отвагу» и «За оборону Сталинграда». Заканчивает семинарию, академию. С 1952 года служил в Новосибирской епархии.

Слайд №17

Архиепископ Михей (в миру Александр Александрович Хархаров,1921-2005). Ветеран Великой Отечественной войны. В 1942—1946 служил радиотелеграфистом. Участвовал в снятии блокады Ленинграда, воевал в Эстонии, Чехословакии, дошёл до Берлина. За боевые заслуги был награждён медалями. С мая 1946 года – послушник Троице-Сергеевой Лавры. В июне 1951 года окончил Московскую Духовную семинарию. В1995 году возведен в сан архиепископа.

Слайд №18

Профессор, протоиерей Глеб Каледа (1921—1994). С декабря 1941 года и до конца войны был радистом в дивизионе гвардейских минометов «Катюш», участвовал в битвах под Волховом, Сталинградом, Курском, в Белоруссии и под Кенигсбергом. Был награжден орденами Красного Знамени и Отечественной Войны. После войны окончил Московский геологоразведочный институт, защитил кандидатскую диссертацию и докторскую. Список его научных публикаций включает свыше 170 названий. С 1972 года священник.

Слайд №19

Протоиерей Александр Смолкин (1926-2002). В 17 лет в 1943 году, Александр Смолкин ушел на фронт. В 1944 году был тяжело ранен. После выздоровления Александр вернулся в строй и продолжал воевать. Войну он закончил в Германии. Старший сержант Александр Смолкин был награжден медалями «За взятие Будапешта», «За взятие Вены», «За победу над Германией». После войны Александр Смолкин еще несколько лет служил в армии и демобилизовался в 1951 году. И уже на следующий год он поет на клиросе, а затем становится псаломщиком в Вознесенском кафедральном соборе города Новосибирска, через год он диакон, через три – священник.

Слайд №20

Монахиня Елисавета (в миру Вера Дмитриева,1923-2011). Прошла Великую Отечественную войну медсестрой, вынесла множество раненых бойцов с поля боя. “Я читала молитву, и страх как-то током в землю уходит. И слышно, как сердце бьется. И не боишься уже”. Укрывала раненых солдат от фашистов. Одна из первых монахинь Хабаровска.

Слайд №21

Митрополит Нижегородский и Арзамасский (Николай Кутепов, 1924-2001). После школы был зачислен в Тульское пулемётное училище и в 1942 году направлен на фронт. Воевал рядовым под Сталинградом. После ранения (два пулемётных ранения и обморожение конечностей) попал в госпиталь, откуда после ампутации пальцев обеих ног, демобилизовался в 1943 году.

Слайд № 22 Митрофорный протоиерей Иоанн Букоткин (1925 – 2000). С началом войны учился на связиста. Воевал на Третьем Белорусском фронте, в Восточной Пруссии. Из воспоминаний о. Иоанна: "Я непрестанно молился всю войну. У меня на груди был крест; однажды я уронил его на соломенный пол и не смог найти. Из подола шинели вырезал крестик и повесил на грудь. Но очень расстроился. И вот проходит старшина, спрашивает: “Как дела, Букоткин?” Я ответил: “Так-то все хорошо, но вот крест потерял”. И старшина достает из кармана крест и иконку: “Выбирай!” Крестом его благословила мать, и я взял иконку, подаренную старшине полячкой.

Слайд №23

Он спас ее дочерей, когда отступающие немцы хотели сжечь множество людей в сарае. С этой иконкой Спасителя и Божией Матери я прошел до конца войны. У многих наших офицеров были кресты и иконки. Кому мать дала, кому жена». Орден Славы III степени – это самая дорогая для него награда. После войны служил в штабе Московского военного округа. После окончания семинарии в 1952 году был священником в Саратове, потом служил в Астрахани. Похоронен в Иверском женском монастыре в Самаре.

Слайд №24

Астрахань. С ВЕРОЙ В БОГА, РОДИНУ И ПОБЕДУ.

Во время войны по всей стране широко развернулось движение по сбору средств на строительство танковой колонны имени Димитрия Донского и авиаэскадрильи имени Александра Невского. 30 декабря 1942 г. митрополит Сергий призвал верующих жертвовать на это свои средства.

Православные церкви Астрахани по сбору средств занимали одно из первых мест после Москвы и Ленинграда. На фронт церковь отправляла посылки с тёплыми вещами, в посылки вкладывались письма с молитвами, обращённые к солдатам.

Слайд № 25

Враг стоял в калмыцких степях, у самых границ области. Настоятель города протоиерей Павел Нечаев утешал верующих, обнадёживал отчаявшихся, успокаивал озлобленных. Для этого ему понадобились колоссальная сила воли, мудрость и кротость. В один из августовских дней 1942 г. в Покровской церкви шла Божественная литургия. Город подвергся ударам вражеской авиации, горели нефтяные склады. Одна из бомб разорвалась в воздухе над храмом и церковный двор усеялся осколками. На куполе собора остались следы от пуль, но никто из людей не пострадал.

Покровская церковь опекала госпиталь, до настоящего времени расположенный на ул. Никольской. Для раненых солдат закупались подарки; был даже куплен аккордеон. Прихожанки работали в госпитале санитарками. Отец Павел не раз обращался к верующим с просьбой оказать помощь денежными и материальными средствами фронту, воинам Красной армии, их семьям и детям, и призывал: «Все для фронта, все для Победы!». К началу мая 1943 г. удалось собрать значительные денежные средства. Об этом в Кремль направили телеграмму И.В.Сталину; она напечатана на первой странице газеты «Коммунист»: «...Община верующих Покровской церкви города Астрахани, и ее служители внесли на восстановление Сталинграда 150 тысяч рублей, на стройку танковой колонны имени Дмитрия Донского 400 тысяч рублей, в фонд обороны 65 тысяч рублей, на подарки Красной Армии 15 тысяч рублей. Пусть на наше скромное пожертвование залечит раны героического города и смоет черную кровь гитлеровских палачей». Под текстом телеграммы стояли подписи Павла Петровича Нечаева, председателя церковного совета Алексея Федоровича Панкова, казначея церковного Совета Манефы Ефимовны Андроновой. В адрес всех троих пришла высшая правительственная телеграмма из Москвы: «Благодарю духовенство и верующих Покровской церкви и лично Вас, Павел Петрович, за заботу о Красной армии. Примите мой привет и благодарность Красной Армии». [3]

Решением московского Священного Синода (15 декабря 1943г.) вновь учредили Астраханскую епархию под управлением архиепископа Филиппа.

Слайд № 26

По окончании войны Президиумом Верховного Совета СССР был издан указ о награждении медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941–1945». Среди награждённых было пять священников Астраханской и Сталинградской епархии. К медали каждому священнослужителю было вручено «удостоверение за доблестный и самоотверженный труд в период Великой Отечественной войны».

Слайд №27

Старейший священнослужитель Астраханской епархии Паисий (Павел Рябых, 1916–2003), 30 лет был настоятелем Рождество-Богородицкой церкви села Никольского, начиная свой путь с обыкновенного певчего.

Был призван в ряды Советской Армии, прошёл курсы по подготовке офицеров и в 1941 г. в звании лейтенанта был направлен на Ленинградский фронт. Здесь Павла впервые посетила мысль о Боге. В том страшном бою он получил серьёзное ранение, выбило глаз, попал в окружение. Надежды вернуться живым было мало. Тогда он попробовал помолиться - первый раз в жизни. Он дал обет, что если его взвод будет спасён, он посвятит себя служению Господу. За участие в Великой Отечественной войне имел три медали. 25 мая 2003 г. Паисий скончался, похоронен он в с. Никольском за алтарём храма. На могилу священника приезжают отовсюду и просят его о помощи.

Слайд №28

Во время тяжелейших испытаний Русская Церковь преданностью Отчизне, верностью высокому служению подтвердила свое право быть духовным пастырем народа.

Заключение. Дети читают стихотворение Л.Платоновой-Зотовой «Старенький батюшка», и исполняют песню «Ах заря» на слова А.Шаганова, муз. И.Матвиенко.

Литература

[1] Бондаренко В.В. 100 великих подвигов России-М.,2011- с.158.

[2] Бондаренко В.В. Герои Первой мировой - М.: Молодая гвардия, 2014- с. 26.

[3] Астраханская область в Великой Отечественной войне 1941-1945 – Астрахань, 2015-с.170.

Список источников:

1. С верой в бога и победу. Патриотическая миссия астраханского духовенства //Астраханская область в Великой Отечественной войне 1941-1945 – Астрахань, 2015-с.166-178.

2. Астраханцы на полях сражений. Иеромонах Антоний. // Астрахань в событиях Великой войны 1914–1918 годы. - Астрахань, 2014-с.28-72.

3. Бондаренко В.В. Подвиг с крестом в руках. О. Антоний (Смирнов)-Бондаренко В.Б.100 великих подвигов России. - М., 2011- с.157-160.

4.Бондаренко В.В. Герои Первой мировой. - М.: Молодая гвардия, 2014-512с.- (Жизнь замечательных людей).

5. Видео сюжет «Верую». Роль священников в годы Второй мировой войны.

6.Священники и монахи – ветераны Великой Отечественной войны // ttps://www.pravmir.ru/veterany-svyashhenniki-i-monaxini/

7. 5 священников, героев Первой мировой войны //ma.ru/pyat-svyashhennikov-geroev-pervoy-mirovoy-voynyi.html