Диагностические подходы к контрольной самооценке компетенции воспитателей по профессиональному стандарту «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного образования) (воспитатель)»

Разделы: Администрирование школы


По приказу Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 18.10.2013 № 544н переходный период до введения профессионального стандарта педагога закончится 31 декабря 2019 года.

Выявить у воспитателей уже сейчас дефицит профессионального развития, пересмотреть свою систему методической работы с ними поможет контрольная самооценка компетенции воспитателей по профессиональному стандарту «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного образования) (воспитатель)».

Процедура самооценки составлена на основе модифицированной нами методики «Квадрат функций», предложенной Сергеем Кузьминым, доцентом кафедры управления образованием ОГАУ ДПО «Институт развития образования Ивановской области», к.п.н. Автор данной методики разработал компьютерную программу, где выделил «функции» – компоненты трех содержательных блоков трудовой функции «Педагогическая деятельность по реализации программ дошкольного образования» по профстандарту: трудовые действия (ТД), необходимые умения (УМ), необходимые знания (ЗН).
К сожалению, данная программа не всем доступна.

Однако, на всех компьютерах старого и нового поколения есть замечательная программа EXCEL, про которую многие уже забыли в погоне за инновациями. И она способна значительно облегчить диагностическую деятельность старшего воспитателя. Достаточно один раз заготовить бланки контрольной самооценки компетенции воспитателей по профессиональному стандарту для своего детского сада.

Для этого предлагаем мастер – класс. Итак, открываем документ EXCEL, отступив 3 строки вниз (чтобы потом дать заголовок таблице, вставить инструкцию), отмечаем первичную ячейку. Нам понадобится таблица из 36 блоков (6 – по вертикали, 6 – по горизонтали). В каждом блоке нам нужен верхний правый и нижний левый квадраты. Таким образом, нам надо выделить 18 х 18 ячеек. С помощью границ разной толщины и скрытых границ создаем первичный макет. В нем в первом блоке выделяем ячейку центрального квадрата, на панели инструментов во вкладке Формулы – Автосуммы в маленьком меню, в треугольничке, выбираем Сумма и выделяем ячейки верхнего правого и нижнего левого квадратов, которые нам надо суммировать. В центральной ячейке отразится формула. Нажимаем на клавиатуре «волшебную» кнопку – enter. Готово, программа сама нам все посчитает! Чтобы эта функция работала на других строках, достаточно выделить ячейку с формулой, взять за уголок и потянуть сначала вниз, а потом ее же потянуть вправо. Таким образом данная формула будет автоматически применяться в других строках и столбцах.

Далее с помощью значка на нижней панели нам надо создать второй лист, куда мы копируем и вставляем созданный нами макет. Чтобы мы легко могли находить нужные странички, необходимо переименовать листы. Для этого нажимаем на надпись Лист 1 правой кнопкой мыши, в дополнительном окне выбираем «Переименовать» и задаём имя листу. То же самое проделываем с листом 2.

Таблица 1. Лист контрольной самооценки компетенции воспитателей по профессиональному стандарту  «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного образования) (воспитатель)»

Теперь работаем с каждым листом отдельно. На первом – в центральные квадраты вставляем компоненты трех содержательных блоков трудовой функции «Педагогическая деятельность по реализации программ дошкольного образования» по профессиональному стандарту «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного образования) (воспитатель)». Получаем бланк с инструкцией (Таблица 1), который предлагаем педагогам.

Старшие воспитатели могут составить свой комплект компонентов содержательных блоков трудовой функции «Педагогическая деятельность по реализации программ дошкольного образования», опираясь на профессиональный стандарт «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного образования) (воспитатель)». Теперь воспитатель обязан владеть такими компетенциями, как работа с одарёнными и девиантными детьми, с теми, для кого русский язык не является родным, компетенциями в области инклюзивного образования. Он также должен уметь взаимодействовать с другими специалистами: психологами, дефектологами, социальными работникам, а также обладать ИКТ-навыками.

На втором листе центральные квадраты помечаем условными обозначениями содержательных блоков трудовой функции «Педагогическая деятельность по реализации программ дошкольного образования». В каждой ячейке Таблицы 1 получается по две цифры, которые enter суммирует в Таблице 2:

Таблица 2. Количественный показатель контрольной самооценки компетенции воспитателей по профессиональному стандарту  «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного образования) (воспитатель)»

В Таблицу 2 уместно дополнительно вставить ключ для подсчета результатов. Для этого в итоговом столбце под таблицей выделяем ячейку в строке Необходимые умения, на панели инструментов во вкладке Формулы – Автосуммы в маленьком меню, в треугольничке, выбираем Сумма и выделяем ячейки с таким же условным обозначением, которые нам надо суммировать. В итоговой ячейке отразится формула. Нажимаем на клавиатуре кнопку enter, чтобы программа сама нам все посчитала. То же самое проделываем с итоговыми ячейками на строках Необходимые знания и Трудовые действия. Правильность подсчетов подтвердит общая сумма в строке «Итого», которая будет равна 252.

По сумме баллов старший воспитатель определяет место функции в рейтинге (от 1 до 3). Место в рейтинге показывает, какие из компетенций педагог реализует наиболее успешно – зона «профицита», а какие наименее – зона «дефицита».

Таким образом на каждого воспитателя создается отдельный документ EXCEL. Его данные позволяют выявить успехи и трудности у педагогов, разработать индивидуальные образовательные маршруты их профессионального развития.

Затем старший воспитатель выводит сводную таблицу результатов для планирования методической работы, определения даты введения профессионального стандарта в детском саду.