Тип урока: изучение нового материала.
Цели урока: научить читать и анализировать, правильно относиться к природе, к объектам живой природы.
Задачи:
Образовательные: принимать и сохранять учебную задачу, формулировать собственное мнение и позицию, выделять существенную информацию.
Развивающие: развивать мышление, речь, развивать навыки общения (умение договариваться, аргументировать свою точку зрения), ставить себя на место героя рассказа.
Воспитательные: видеть красоту природы, изображенной в художественном произведении, взаимосвязь объектов природы, воспитывать уважительное отношение к ней.
1. Организационный момент
2. Мотивация
- Что такое олицетворение?
- Что такое воображение?
(Олицетворение - воплощение каких – либо черт, свойств (о живом человек).
Воображение - способность творчески мыслить. (Словарь С.И.Ожегова).
- Как, используя прием олицетворения, можно оживить предмет?
- Нужно ли наблюдать, чтобы о чем-то вообразить?
- Какую роль играет воображение в жизни человека?
- А наблюдательность?
-Поможет нам это выяснить произведение В.П.Астафьева «Стрижонок Скрип».
3. Актуализация опорных знаний (начало работы с текстом до чтения)
- Кто автор произведения?
- Виктор Петрович Астафьев.
- Что мы знаем о писателе?
Виктор Петрович Астафьев (1924 – 2001) – известный советский писатель, прозаик, эссеист. Родился 1 мая 1924 года в небольшом селе Овсянка Енисейской губернии (Красноярский край). В.П. Астафьев прожил трудную жизнь, наполненную переживаниями, жизненными трудностями, испытаниями эпохой. Первым его произведением, написанным еще в школе, стал рассказ «Васюткино озеро». Лирические рассказы автора в основном отображают жизнь в сибирских деревушках. Многие работы писателя были переведены и опубликованы в разных странах по всему миру.Виктор Петрович Астафьев писал о природе и для детей, и для взрослых.
4. Изучение нового материала
а) Работа с текстом до чтения.
Работа с иллюстрациями произведения (рассматривание иллюстрации, выявление главных героев возможного сюжета).
- А что же вы знаете о стрижах? Что это за птицы такие?
- Стрижи - ласточки-береговушки. Сразу по прилету с юга стрижи начинают строить гнездо, а по окончанию строительства откладывают обычно 2 яйца. Высиживают яйца оба родителя. Они выкапывают норку длиной до 60 см в жёстком глиняном берегу. Основной скрепляющий материал для гнезда – слюна. Она быстро застывает на воздухе. Родители не устают кормить своих птенцов. За день один стриж может поймать до 40 тыс. насекомых.
Эти маленькие птички могут развивать невероятную скорость в 170 км/час, в этом деле они настоящие чемпионы. Характерной особенностью стрижей есть то, что они умеют только летать. Для того, чтобы взлететь им необходим трамплин или возвышенность. Пьют и едят на лету: в их широко раскрытый клюв как будто сами залетают мелкие букашки. В полете они могут есть, пить, купаться, подыскивать строительные материалы для своего жилища и даже спать. Стрижи дружный народ.
- Какие слова выберет автор, чтобы описать стрижиху?
- Могла быть стрижиха хорошей матерью?
- Объясните.
- Могут стрижата остаться одни?
- Какими могут быть стрижата?
- Где они живут?
- Как вы думаете, почему рассказ называется «Стрижонок Скрип»?
- Расскажите, что вы видите.
- Каким будет финал?
б) Работа с текстом во время чтения (чтение с пометками)
- Давайте начнем читать текст, обращая внимание на непонятные вам слова.
Чтение текста на страницах 100-110.
Словарная работа (по необходимости обратиться к словарю)
Бесцеремонно – беззастенчиво, развязно.
Щепотка – количество чего-нибудь, зажатое между пальцами.
Растопырил – расставил, раздвинул в стороны, торчком.
Насыпь – искусственное возвышение из земли, сыпучих отходов производства
Яр - крутой берег, обрыв.
в) Работа с текстом после чтения
- Сколько в рассказе героев?
- Кого можно считать главным героем рассказа?
- Кого ещё можно главным героем рассказа?
- Как стрижонок Скрип появился на свет?
- Как прошли первые его дни жизни?
- Почему стрижата остались одни?
- Как писателю удается показать, что стрижи очень дружные?
- Почему Скрип оказался в руках ребят?
- Что он почувствовал в этот момент?
- Как писатель относится к поступку мальчиков?
- Почему?
- Как вы думаете, автор сочинил эту историю?
- С помощью какого литературного приема он оживил эту историю?
- Могло ли такое случиться в его жизни, или это всего лишь его фантазия и воображение?
- Какие слова выбрал автор, когда стрижи прощались с родным краем?
- Для чего он выбрал именно эти слова?
5. Физминутка
«Совушка»
- «День наступает, все оживает»!
Дети изображают летающих птичек, жуков, насекомых, бабочек, стрекоз (машут руками-крылышками). Учитель-совушка наблюдает. Через некоторое время совушка говорит: «Ночь», - и все дети должны замереть.
6. Закрепление изученного материала
(продолжение работы с текстом после чтения)
- Определите жанр этого произведения? (рассказ)
- Кто главный герой этого рассказа?
- Почему с ним связана главная мысль рассказа?
- В чём она состоит?
- Что можете сказать об авторе?
- Какой он человек?
- Как относится к природе?
- Что мы можем сделать, чтобы в природе было всё взаимосвязано?
7. Рефлексия
- Над чем вы задумались, прочитав этот рассказ?
- Всегда ли такие рассказы учат детей «урокам жизни»?
- Как надо относиться к «братьям нашим меньшим»?
8. Подведение итогов урока
- Оцените свою работу.
- Спасибо. Вы молодцы!