Введение
Начальная школа - та ступень, на которой закладываются основы поведения, обучения, взаимодействия ребенка со сверстниками и взрослыми. Это время формирования характера, привычек, увлечений ребенка, предпосылок овладения учебной деятельностью.
Поэтому так важно именно в этот период направить развитие ребенка по правильному, а главное, безопасному пути:
- сформировать у него положительное отношение к школе;
- сформировать психологические предпосылки овладения учебной деятельностью;
- определить его социальный статус в коллективе, помочь с выбором друзей-единомышленников;
- развить его таланты;
- укрепить физическое и психическое здоровье.
Цель: формирование психологических предпосылок овладения учебной деятельностью.
Задачи:
- развитие внимания, интереса к учебной деятельности, речи учащихся, умения слушать, доказывать, рассуждать и общаться;
- вовлечение всех учащихся в игровое взаимодействие и формирование сплоченного коллектива;
- развитие коммуникативных навыков, умений слушать других и высказывать свое мнение;
- воспитание уважительного отношения друг к другу.
Форма проведения: час общения с элементами имитационной игры.
Методы: беседа, обсуждение, словесное рисование, «проживание» информации в различных видах деятельности, игра, рефлексия.
Применяемые технологии:
- коммуникативно-диалоговые технологии;
- технология творческого развития.
Оборудование: иллюстрации на доске, классическая музыка, «добрые слова», кубики с разными наполнителями, конверты с разрезанными картинками животных, бабочка, фонограмма песни «Улыбка», рисунки Петрушек.
План внеклассного мероприятия
1. Создание психологической комфортности.
2. Игра «Азбука хороших слов на букву Д».
3. Работа в группах.
4. Динамическая пауза.
5. Игра «Шумящие кубики.
6. Игра «Мозаика».
7. Игра «Дырявый ковёр».
8. Рефлексия настроения и эмоционального состояния.
Содержание часа общения
1. Создание психологической комфортности
Звучит музыка, ученики входят в класс и рассаживаются в 3 группы, выбирая цветок определённого цвета.
Учитель: Здравствуйте, ребята! Улыбнулись, поздоровались глазками!
- встаньте все в круг;
- поменяйтесь местами те, кто сегодня пил чай на завтрак;
- поменяйтесь местами те, у кого есть в одежде зелёный цвет;
- поменяйтесь местами те, у кого есть домашние животные;
- соберитесь вместе те, кто примерно равного роста;
- соберитесь вместе те, у кого на лице появилась улыбка.
Молодцы! Я вижу, что эта игра помогла вам преодолеть в себе скованность чувств и реакции.
Руки вытянем вверх, вперёд, сомкнём над головой полукругом. Закроем глаза и представим себе, что вы воздушные шарики. Давайте будем «надуваться» больше и больше. Вот мы становимся всё легче и легче, всё тело - лёгкое, воздушное, невесомое. Вот нас сдул ветерок, и мы взлетели. Летим. Натыкаемся на стульчики, отталкиваемся друг от друга, но только очень легко-легко, подпрыгивая. Ветерок нас закружил, мы вращаемся и летим. Опустились, сели за парту.
(Открываю левую часть доски, на которой изображение воздушных шаров). (Приложение 1)
Учитель: Итак, представьте, что мы воздушные шарики - красные, жёлтые, синие, зелёные. Отправляемся в полёт, в интересное и увлекательное путешествие. С нами отправляются и воздушные шарики нашего внимания, воображения, памяти, представления. (Приложение 1.1). Их держит в руках добрый волшебник.
Он как бы спрашивает вас: «С каким настроением мы отправимся в это путешествие?» (Настроение должно быть радостным, весёлым, добрым).
Учитель: Так давайте - же улыбнемся друг другу, скажем тёплые, добрые слова!
2. Игра «Азбука хороших слов на букву Д»
Дети называют хорошие слова на букву Д. (Добрый, душевный, достойный, дружный, добросовестный, добродушный, дружелюбный и др.) (Названные слова прикрепляются к доске).
Учитель: Кто может объяснить значение этих слов?
Разговор с учениками на тему «А какой у нас класс? А какой я сам?»
Учитель: А подходят ли эти слова к ребятам нашего класса? Как вы думаете, эти слова относятся к ребятам нашего класса?
(Высказываются мнения детей).
Учитель: Мы подумаем об этом, путешествуя вместе с Волшебником по необычному городу, в котором есть необычные улицы, потому что там стоят дома: дом Доброты, дом Щедрости, дом Силы, дом Ума.
(Открываю правую часть доски, с изображением города). (Приложение 2)
Учитель: Итак, мы отправляемся на улицу Доброты, на которой стоит только один дом – дом Доброты. На верхнем этаже этого дома Волшебник поселил самых добрых людей, на среднем — тех, у кого доброты поменьше, а на нижнем - тех, у кого доброты совсем мало. Давайте вместе заселим дом.
На столах у вас есть дома с этой улицы и эмблемы, на которых написано «Я». Подумайте и прикрепите свою эмблему, на какой этаж, по вашему мнению, поселил бы вас Волшебник?
3. Работа в группах
Внутри группы каждый ученик объясняет, почему он поселил себя на этот этаж. Затем капитан каждой группы рассказывает о том, где они поселились и почему.
(Прикрепляем наши домики на улицу Доброты).
Учитель: Посмотрите, какие у нас все добрые.
Какого человека можно назвать добрым? Что такое доброта? (Ответы детей).
В нашем городе есть ещё и улица Щедрости, на ней стоит дом Щедрости. Как же Волшебник расселит людей там? А куда бы вас поселил Волшебник?
На ваших столах есть тоже дома Щедрости.
Подумайте и прикрепите свою эмблему со словом «Я», куда поселил бы вас каждого Волшебник?
Работа в группах.
Расскажите в группе, почему вас Волшебник поселил бы на данный этаж. Затем капитан каждой группы рассказывает о том, где они поселились и почему.
(Прикрепите ваши домики на улицу Щедрости).
Учитель: Посмотрите, какие мы в классе! А что такое щедрый человек? (Ответы детей).
А это мы выполняли с вами задания шарика «Представление».
4. Динамическая пауза
Без чего безвкусной, пресной
Кажется нам наша жизнь?
Без чего любая песня
Нам не трогает души?
Без чего сердца не могут
Волноваться, трепетать?
Без чего любой в итоге
Автоматом может стать?
Задание: сравни себя с самолетом.
(Ученики делают вывод о том, что человек наделён чувствами, эмоциями, ему свойственно сопереживание»).
Учитель: Вместе с Волшебником в этом городе живёт и профессор Мышление. Его сопровождают два верных помощника – Анализ и Синтез. (На центральной части доски картинки профессора Мышление и двух помощников: Анализа и Синтеза). (Приложение 3).
Профессор интересуется всем - всем на свете и ищет знания повсюду, которые складывает в Сокровищницу Памяти. Что это за Сокровищница памяти, сейчас нам расскажут ребята.
Вот о чём говорит профессор Мышление.
Ученик 1.
Вмиг раскрыть любой секрет,
Справиться с вопросами,
Правильный найти ответ-
Ну, конечно просто мне.
Разобраться, что к чему,
Можно без сомнения.
Что угодно я пойму
С помощью мышления!
Ученик 2.
Сколько будет 5 и 5?
Как щебечут птицы?
Почему легко узнать
Наших близких лица?
Все вопросы без труда
Я могу отставить,
Потому что нас всегда
Выручает память.
Учитель: Что помогает профессору разобраться во всех этих вопросах? Профессор Мышление приготовил для вас задание.
5. Игра «Шумящие кубики»
Каждый кубик наполнен различными материалами (сахар, горох, рис, песок и др.), поэтому он издаёт разные шумы от тихого до громкого.
Работа в группах.
Учитель: Послушайте каждый кубик. Какой кубик издаёт громкий звук, средний звук, тихий звук?
Постройте из кубиков следующий ряд: самый громкий, менее громкий, тихий.
Учитель: Молодцы! Профессор Мышление рад, что вы очень дружные и внимательные друг к другу. И даёт такой совет: «Относитесь по-доброму не только к людям, но и ко всему живому!»
Нас же о помощи просят животные. А вот какие, вы должны догадаться сами, собрав картинку.
6. Игра «Мозаика»
На столе - конверты с разрезанными картинками животных. Ученики в группах собирают и отгадывают животное. Если собрали воедино – на обороте читают задания и выполняют их в группе. Задания выполняют в группе, а потом разделившись на подгруппы по выбранным заданиям. (Приложение 4)
Задание 1. Вычеркни лишнее слово:
бежать – летать – рисовать;
гусь – гусыня – гусеница;
море – морщины – морской.
Задание 2. Дорисуй овал так, чтобы получился новый предмет.
Задание 3. Найди 10 отличий. (Приложение 5)
Защита заданий.
Учитель: Почему мы сумели помочь животным?
Учитель: Животные говорят нам спасибо, вы им очень помогли.
Учитель: верный помощник Анализ дает вам своё задание.
7. Игра «Дырявый ковёр»
На цветном листе бумаги вырезаны различные фигуры: простые и сложные. Лист бумаги обозначает ковёр, вырезанные места – дырки на нём. Задача учеников - залатать ковёр. (Приложение 6)
Учитель: помощник Анализ благодарит вас за дружную работу в группе.
Это мы выполнили задание шарика «Память».
Учитель: За окном у нас зима, но от нашей доброты всем тепло. Вместе с этими затейливыми снеговиками уходит февраль – последний месяц зимы. На пороге весна. Какие слова вам хочется расположить рядом с этим чудесным словом – весна?
(Солнце, улыбки, надежда, трава, скворец и т.д.)
Ой, посмотрите, кто это к нам прилетел?
В руках у учителя появляется бабочка. (Учитель бережно передаёт бабочку ученику, а тот в свою очередь другому ученику. Задача учителя состоит в том, чтобы учащиеся представили себе эту бабочку живой, почувствовали к ней нежность.)
Посадите её на цветок.
А ещё одна бабочка по заданию шарика «Воображение» полетела, как думаете куда?
Открываю квадрат. На нём нарисованы цветы.
Учитель: На какой цветок приземлиться наша бабочка?
(Дети следят глазами за полетом бабочки по клеточкам).
1 клетка вправо, 1 клетка вверх, 2 клетки вниз, 2 клетки вправо, 1 клетка вниз, 3 клетки вверх, 1 клетка влево и т.д. (Приложение 7)
(Ученик подходит и перемещает бабочку на нужный цветок).
Учитель: Но что это, в городе появляется мальчик с очень странным именем? (Приложение 8)
Послушайте и догадайтесь, как его зовут и почему?
Читает ученик.
Жил на свете НУ и ЧТО,
Было жить ему легко.
Долго радость и беда
Не оставляли в нём следа.
Учитель: Как его зовут и почему? Нужно ли быть ему другим? Как ему исправиться? (Ответы детей).
После таких пожеланий он станет нашим другом, потому что в классе мы друзья и помогаем друг другу.
Учитель: Мы с улыбкой и хорошим настроением начинали наш час общения и с улыбкой заканчиваем его песней «Улыбка».
8. Рефлексия настроения и эмоционального состояния
Учитель: На доске у нас тоже есть друзья (рисунки Петрушек приложение 9)
Какой яркий костюм у них, а вот вместо лица овал. Нарисуйте ему лицо, чтобы оно выражало ваше настроение на занятии.
Покажите их. Ваши Петрушки улыбаются, от их улыбок нам становится радостно. Мы становимся добрее, внимательнее друг к другу, поэтому возьмёмся за руки, пожмём легонько, улыбнёмся друг другу, потому что мы друзья. На память о нашем занятии я дарю вам этих Петрушек.
Список использованной литературы
1. 1000 веселых загадок для детей. М.: ООО Издательство «ACT», 2003.
2. Акимова М.К., Козлова В.Т. Коррекционно-развивающие упражнения для учащихся 3-5 классов. М., 1993.
3. Афонькин C.Ю. Учимся мыслить логически. Увлекательные задачи для развития логического мышления. СПб.: Издательский дом «Литера», 2002.
4. Бабаева Т.Н. У школьного порога. М., 1993.
5. Винокурова Н.К. Сборник тестов и упражнений для развития ваших творческих способностей, Серия «Магия интеллекта». М., 1995.
6. Гельфан Е.М. Игры и упражнения для маленьких и больших. М., 1961.
7. М.А. Игротерапия общения. М., 2000.
Использованные материалы и интернет-ресурсы
Картинки к приложениям