Цели урока:
- обобщить знания об имени прилагательном, полученные в 6 классе;
- развивать умение редактировать текст, определять разряды прилагательных, образовывать формы степеней сравнения;
- закреплять знания о написании имён прилагательных.
Оборудование: проектор, презентация, раздаточный материал на каждого ученика.
Применяемая технология: технология личностно-ориентированного образования; в данном уроке применяются элементы модульного обучения.
Обоснование выбора данной технологии: применение вышеуказанной технологии позволяет развивать самостоятельность учащихся, умение самоконтроля и взаимоконтроля, позволяет строить урок на основе общения с учениками; способствует вовлечению всех учащихся в работу на уроке, почувствовать каждому учащемуся свою значимость; применение модульного обучения способствует оргнизации работы в разных формах: индивидуальной, парной, совместной работы всего класса.
Ход урока
I. Организационный момент
Работа с текстом
Зимой и летом, осенью и весною хорош русский лес! В тихий зимний день выйдешь, бывало, в лес на лыжах – дышишь и не надышишься. Глубокие, чистые лежат под деревьями сугробы. Над лесными тропинками кружевными белыми арками согнулись под тяжестью инея стволы молодых берез. Тяжелыми шапками белого снега покрыты темно-зеленые ветви высоких и маленьких елей.
Идешь по зимнему тихому лесу и не налюбуешься. Высокие, недвижные спят сосны. Синеватые тени их стройных стволов лежат на белых нетронутых сугробах.
Невидимой жизнью полнится зимний лес. От дерева к дереву тянутся легкие беличьи следы, маленькие мышиные и птичьи следочки. (И.С.Соколов-Микитов)
- Определите тип текста. (Описание).
- Озаглавьте текст.
- Каковы тема и основная мысль текста?
- Слова какой части речи помогают раскрыть тему и основную мысль?
- А для чего автор использует столько много имен прилагательных?
- Давайте сделаем вывод, для чего нужны имена прилагательные в русском языке?
Объявление темы и целей урока.
II. Работа по теме урока
1. Решение тестовых заданий (приложение 1). Самопроверка в соответствии с ключом. Выставление оценок в бланк.
Вариант 1 1-Б 2-Б 3- В 4- Б 5- Б 6- В |
Вариант 2 1- В 2- А 3- В 4- а 5- В 6- В |
Вариант 3 1-В 2-А 3- Б 4- В 5- В 6- А |
Вариант 4 1-В 2-Б 3- В 4- В 5- Б 6- Б |
Ключ к выставлению оценок:
- 5-6 верных ответов - «5»;
- 4 верных ответа - «4»;
- 3 верных ответа - «3»,
- менее - «2»
1. Редактирование текста. Найдите ошибки в предложениях. Выпишите слова, в которых допущены ошибки, исправьте их.
Вот и наступил самый морознейший месяц зимы – февраль. В этом году морозы более лютее, чем в прошлом, но ребята все равно проводят все свое свободное время на снежнейших горках и строят ледяные городки более лучше прошлогодних. А затем идут домой и пьют горячий чай с более вкуснейшими пирожками.
Какие ошибки допустил автор в этом тексте? (неправильно поставил прилагательные в степени сравнения)
2. Производим проверку. Выставляем оценки в бланк. Взаимопроверка в парах (меняемся тетрадями с соседом по парте)
Вот и наступил самый морозный месяц зимы – февраль. В этом году морозы более лютые, чем в прошлом, но ребята все равно проводят все свое свободное время на снежных горках и строят ледяные городки лучше прошлогодних. А затем идут домой и пьют горячий чай с вкуснейшими пирожками.
Ключ для оценки:
- 5 верных ответов - «5»;
- 4 верных ответа - «4»;
- 3 верных ответа - «3»,
- менее - «2».
Физминутка
Ребята, вы, наверное, устали. Давайте отдохнем. А самый лучший отдых – это, как известно, смена деятельности. Проведем физминутку. Все встали, послушайте задание. Я вам называю словосочетания, а вы, если слышите качественное имя прилагательное, делаете шаг вперед – назад, относительное – разминаете пальцы, притяжательное – выполняете движение головой вверх – вниз.Задание понятно? Тогда выполняем.
Чудесный день, зимний лес, заячьи следы, холодный ветер, февральский мороз, птичье пение, легкая поземка, ночная буря, медвежья берлога, высокие деревья.
3. Проверим ещё раз, как вы можете различать разряды прилагательных. Написание цифрового диктанта.
Ключ:
- 1 - относительное
- 2 - качественное
- 3 - притяжательное
Волчий след, грустный взгляд, яблочный сок, сочный плод, медвежья берлога, пшеничная мука, туманная даль, королевский указ, страусиное перо, золотой перстень, серебристая луна.
4. Проверка в соответствии с ключом, выставление оценок в бланк, взаимопроверка в парах (меняемся тетрадями с впередисидящими).
Ключ: 3, 2, 1, 2, 3, 1, 2, 1, 3, 1, 2
Ключ к выставлению оценок:
- 10-11 верных ответов - «5»;
- 7-9 верных ответов - «4»;
- 5-6 верных ответов - «3».
III. Орфографическая часть. Вспоминаем написание прилагательных
Записать, вставив пропущенные буквы и раскрыв скобки. (детям раздаются листочки). После выполнения работы сдаются учителю.
Каме...ая скала, ветре..ый день, пахуч..., матрос..ая форма, француз..ая булка, подли..ый, сви..ая туш..нка, рыбац..ая лодка, румя..ое лицо, пря..ый запах, (не)ряшливый ученик, вовсе (не)трудное задание, (не)грустный, а весёлый, безветре..ое утро, пригож..., карти..ая гал..ерея, гуси..ое перо, стекля..ая дверь, (железно) дорожный во..зал, (ярко) оранжевый цвет
IV. Подведение итогов
1. Что повторили сегодня в полном объёме?
2. Что повторили только обзорно?
3. Какова будет цель нашего следующего урока?
4. Как бы вы оценили результат своей работы? Соответствующую букву запишите в бланк:
А) я всё понял и при необходимости могу объяснить этот материал другому;
Б) я сам всё понял, но объяснить другому не берусь;
В) для полного понимания мне нужно повторить всё ещё раз;
г) я ничего не понял.
5. Учитель собирает работы с оценочными листами, дети предупреждаются, что окончательную оценку они получат на следующем уроке после проверки их работ.
Д/з составить задания для следующего урока:
- 1 задание - «3»;
- 2 задания - «4»;
- 3 задания - «5»