ФГОС начального и основного общего образования включают в метапредметные результаты освоения основной образовательной программы в качестве обязательного компонента "овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах".
Помочь в формировании навыков смыслового чтения может использование на уроках приёма квантования текстов.
Квантованием называется разделение текста на сравнительно короткие части. Помимо разделения (членения), текст заметно сокращается, редактируется так, чтобы стать более понятным большинству учащихся. Пониманию способствуют заголовки, формулируемые к каждой части в процессе квантования. Под «квантом» понимается маленькая часть текста, объединенная одной мыслью.
Основными методами квантования являются:
- сокращение (или сжатие) словесного и символического состава учебных текстов;
- членение их на части;
- использование подзаголовков к каждой части учебного текста.
Ниже приведен пример квантования художественного текста.
К.Д.Ушинский. Рассказ "Чужое яичко"
Укромное местечко
Рано утром встала старушка Дарья, выбрала темное, укромное местечко в курятнике, поставила туда корзинку, где на мягком сене были разложены тринадцать яиц, и усадила на них хохлатку.
Тринадцатое яичко
Чуть светало, и старуха не рассмотрела, что тринадцатое яичко было зеленоватое и побольше прочих.
Прилежная курица
Сидит курица прилежно, греет яички, сбегает поклевать зернышек, попить водицы, и опять на место; даже вылиняла, бедняжка. И какая стала сердитая, шипит, клохчет, даже петушку не дает подойти, а тому очень хотелось заглянуть, что там в темном уголке делается.
Цыплята
Просидела курочка недели с три, и стали из яичек цыплята выклевываться, один за другим: проклюнет скорлупку носом, выскочит, отряхнется и станет бегать, ножками пыль разгребать, червяков искать.
Последний цыпленок
Позже всех проклюнулся цыпленок из зеленоватого яичка. И какой же странный он вышел: кругленький, пушистый, желтый, с коротенькими ножками, с широким носиком. «Странный у меня вышел цыпленок, - думает курица, - клюет, и ходит-то он не по-нашему; носик широкий, ноги коротенькие, какой-то косолапый, с ноги на ногу переваливается».
Бережливая курица
Подивилась курица своему цыпленку, однако же какой ни на есть, а все сын. И любит, и бережет его курица, как и прочих, а если завидит ястреба, то, распушивши перья и широко раздвинув круглые крылья, прячет под себя своих цыплят, не разбирая, какие у кого ноги.
Обучение цыплят
Стала курочка деток учить, как из земли червячков выкапывать, и повела всю семью на берег пруда: там-де червей больше и земля мягче. Как только коротконогий цыпленок завидел воду, так прямо и кинулся в нее.
Братец тонет
Курица кричит, крыльями машет, к воде кидается; цыплята тоже перетревожились: бегают, суетятся, пищат; и один петушок с испугу даже вскочил на камешек, вытянул шейку и в первый еще раз в своей жизни заорал сиплым голоском: «Ку-ку-ре-ку!» Помогите, мол, добрые люди! Братец тонет!
Веселье братца
Но братец не утонул, а превесело и легко, как клок хлопчатой бумаги, плавал себе по воде, загребая воду своими широкими, перепончатыми лапами.
Утиное яйцо
На крик курицы выбежала из избы старая Дарья, увидела, что делается, и закричала: «Ахти, грех какой! Видно, это я сослепу подложила утиное яйцо под курицу».
Сердце матери
А курица так и рвалась к пруду: насилу могли отогнать, бедную.
Основываясь на квантовании текстов можно предлагать учащимся задания на осознание содержания текста.
Задания по рассказу К.Д.Ушинского "Чужое яичко":
Внимательно прочитай задание и выбери один правильный ответ или несколько правильных ответов.
1. Выбрала Дарья в курятнике местечко
1) светлое
2) укромное
3) теплое
4) прохладное
5) темное
2. Не рассмотрела старуха, что тринадцатое яичко было
1) меньше других
2) светлее других
3) зеленоватое
4) побольше других
3. Греет курица яички
1) старательно
2) прилежно
4. Высиживая яйца, курица стала
1) внимательная
2) добрая
3) сердитая
4) грозная
5. Просидела курица
1) недели с три
2) 2 недели
3) неделю
4) три недели
6. Последним проклюнулся
1) цыпленок из самого маленького яйца
2) цыпленок из зеленого яйца
3) цыпленок из самого светлого яйца
4) цыпленок из зеленоватого яичка
7. Последний цыпленок был
1) странным
2) веселым
3) слабым
4) шустрым
Потому что он был
1) с большими крыльями
2) косолапый
3) с коротенькими ногами
4) с широким носиком
3) с острым клювом
8. Любит и бережет курица необычного цыпленка
1) больше других
2) меньше других
3) как и прочих
9. Повела курица цыплят на берег
1) пруда
2) озера
3) реки
Из-за того, что там
1) червей больше
2) пищи больше
3) воды больше
4) земля мягче
10. Увидел коротконогий цыпленок воду и
1) испугался
2) прямо кинулся в нее
3) побежал от воды
11. Увидела это курица и
1) кричит
2) крыльями машет
3) к воде кидается
Братья-цыплята
1) тоже лезут в воду
2) бегают
3) суетятся
4) пищат
5) тревожатсяА один петушок
1) вскочил на камешек
2) заорал сиплым голосом
3) поплыл за братцем
12. Братец плавал по воде
1) легко
2) быстро
3) превесело
4) непринужденно
13. Положила Дарья под курицу
1) страусиное яйцо
2) утиное яйцо
14. Подмена яйца произошла, потому что
1) было темно
2) сослепу
3) хозяйка старая
4) специально
15. Бедная курица
1) рвалась к пруду
2) бегала вдоль берега
3) бросилась в воду
4) еле была отогнана от воды