Цель: формирование грамматического строя речи на основе составления описания.
Задачи:
- уточнить и систематизировать знания детей о зиме, деревьях;
- расширять словарь по теме существительными, прилагательными, глаголами;
- закреплять знания о словах-предметах, словах-признаках, словах действиях;
- совершенствовать грамматический строй речи: согласование слов в предложении в роде и числе;
- развивать четкость произношения звуков, дифференциация звуков [с] - [ш];
- развивать диалогическую и монологическую речь, слуховое и зрительное внимание, пространственные представления;
- учить думать, размышлять, рассуждать на заданную тему;
- воспитывать доброжелательность, отзывчивость, умение работать самостоятельно и в коллективе.
Материалы и оборудование:
- демонстрационный материал – письмо, аудиозапись воя вьюги и шума ветра, репродукция картины И.Шишкина «Зима», снежинки, контейнер со снегом, мяч.
- раздаточный материал – карточки с изображением в ряд деревьев, картинки-разукрашки «Деревья зимой».
Методические приемы:
- словесные (беседа, рассказывание по картине, вопросы, художественное слово),
- наглядные (наблюдение, демонстрация),
- практические (эксперимент),
- игровые (игры).
Предварительная работа:
- Наблюдение за зимними изменениями в природе на прогулке.
- Рассматривание и сравнение снега и льда. Рассматривание зимних деревьев, их ветвей и коры.
- Чтение отрывков из стихотворения А.С.Пушкина «Зимнее утро»; Ф.И.Тютчева «Чародейкою зимою…».
- Беседы о зиме, о жизни животных зимой, о деревьях зимой.
- Изготовление кормушек, угощение пернатых друзей, наблюдение за птицами.
- Экскурсия в зимний лес.
- Беседа о художнике И.Шишкине.
- Изучение слов-предметов, слов-признаков, слов-действий.
- Рассказ о картинной галерее, работе экскурсовода, просмотр иллюстраций о галереях.
Организация детей: фронтальная форма взаимодействия. Формы организации совместной деятельности:
- двигательная (физкультминутка),
- игровая (игры «Четвертый лишний», «Закончи фразу»),
- познавательно-исследовательская (рассматривание картины, прослушивание записи, эксперимент с контейнером со снегом),
- коммуникативная (беседа, вопросы, составление рассказов по картине).
Ход образовательной деятельности
Этапы |
Деятельность воспитателя |
Деятельность детей |
Ожидаемые результаты |
Вводный
|
Собрались все дети в круг Я твой друг и ты мой друг Крепко за руки возьмемся И друг другу улыбнемся. |
Стоят в кругу, держась за руки, улыбаются друг другу | Создание положительного эмоционального настроя |
Я улыбнусь вам, а вы улыбнитесь друг другу, чтобы у нас с вами было хорошее настроение. Каждый день всегда везде: на занятиях, в игре – смело, четко говорим и тихонечко сидим. (дети садятся на стульчики) Ребята, к нам в группу пришло письмо из картинной галереи, давайте его прочтём: «Здравствуйте, ребята. Кто-то ворвался в здание нашей галереи и покрыл инеем название одной из картин И.Шишкина. Помогите нам, пожалуйста, узнать, кто это был, и расколдовать название картины». | Садятся на стульчики | Проявление интереса к ситуации | |
Ребята, поможем работникам галереи? (Да) | Ответ на вопрос | ||
Тогда закройте глаза, а я постараюсь перенести вас в галерею. Представьте, что вы в зале картинной галереи. Вокруг очень много картин. Но нам мешает какой-то звук рассмотреть картины. | Закрывают глаза | ||
Воспитатель включает CD с записью воя вьюги и шума ветра, выставляет на мольберт репродукцию И.Шишкина «Зима», название закрыто снежинками, просит детей открыть глаза. |
Слушание аудиозаписи |
Развитие слухового внимания, пространственных представлений |
|
Основной
|
Ребята, мы очутились с вами в зале галереи. Скажите, какие звуки вы здесь услышали? (Шум ветра, вой вьюги). Какой бывает вьюга? Отвечайте полным предложением. (Вьюга бывает холодной, злой, колючей). Каким бывает ветер? Отвечайте полным предложением. (Ветер бывает зимним, студёным, злым). Ребята, я предлагаю вам ещё раз закрыть глаза, сделать глубокий вдох через нос, не поднимая плеч. (воспитатель подносит к лицам детей контейнер со снегом) Какой запах вы почувствовали? Воспитатель предлагает открыть глаза и ставит контейнер со снегом на стол. Дети рассказывают о своих ощущениях. Ветер, вьюга, снег, лёд – их появление связано с приходом какого времени года? (Зимы) |
Ответы на вопросы полным предложением Закрывают глаза, делают глубокий вдох Отвечают на вопросы Делятся о своих ощущениях |
Развитие диалогической речи, уточнение и систематизация знаний о зиме, деревьях, совершенствование грамматического стоя речи |
Воспитатель: Молодцы. Теперь мы можем назвать, кто ворвался в галерею? (Да. Это зима) Давайте встанем со стульчиков, подойдем к окну и, глядя на зимний пейзаж за окном, послушайте, как описал это время года И.Никитин: На дворах и домах |
Прослушивание стихотворения | Развитие слухового внимания | |
Присаживайтесь. Чем отличается зима от других времён года? (зимой холодно, снежные сугробы, деревья стоят голые, дни короткие хмурые, часто идёт снег...) Что происходит в морозы с водой в реках, озёрах и прудах? (вода превращается в толстый прозрачный лёд, замерзают реки, укрыты снегом и льдом...) Какими словами можно сказать о погоде зимой? (холодная, морозная, снежная, вьюжная, метельная, ветреная, солнечная, пасмурная...) Как живется животным и птицам зимой? (Некоторые животные впадают в спячку. Птицам стает нечего кушать, нужно их подкармливать в кормушках…..) Как живётся деревьям зимой? (деревья грустные, прячутся от мороза в снежные шубы и шапки, спят под снегом, укрывшись снегом, отдыхают...) Как называется место, где растет много деревьев? (Лес) Какой бывает лес? (хвойный, лиственный…) Какого дерева не встретишь в лиственном лесу? (сосны, ели, кедра, пихты…) А если в лесу встречаются и лиственные и хвойные деревья? Да такой лес называется смешанным. |
Участвуют в беседе по содержанию | Развитие диалогической речи, уточнение и систематизация знаний о зиме, деревьях, расширение словаря по теме, развитие умения рассуждать | |
Давайте поиграем в игру «Четвертый лишний». Каждому из вас я раздам карточки, на которых в ряд нарисовано несколько деревьев (туя, лиственница, береза, рябина). Вам нужно подумать и показать пальчиком на то дерево, которое зимой будет «зеленое», и назвать это дерево (правильный ответ «туя»). (после выполнения воспитатель обсуждает с детьми их выбор, собирает карточки) | Участвуют в игре «Четвертый лишний» | Развитие мышления, воспитание умения работать самостоятельно | |
А теперь давайте встанем в круг, поиграем в игру «Закончи фразу» (с мячом): Зимой скрипит под ногами…….(снег). Зимой все деревья…….(спят). Зимой на лиственных деревьях нету…….(листьев). А на ветвях хвойных деревьев даже зимой остаются…….(иголки). Чтобы деревьям и кустарникам зимой было тепло, нужно забрасывать их…….(снегом). Старые и толстые деревья лучше переносят холод, чем……..(молодые). | Участвуют в игре «Закончи фразу» | Совершенствование грамматического строя речи, воспитание умения работать коллективно | |
Представьте, дети, что мы сейчас в лесу. Встаньте, покажите, какие там большие деревья. (Дети поднимают руки). Весной и летом дует теплый ветерок: Ш-Ш-Ш, зашелестели листочки. (Дети быстро-быстро сгибают и разгибают пальчики) Зимой подул холодный ветер: С-С-С, закачались сосны. (Дети покачиваются и машут руками) Ветер затих – не шелестят больше ни листочки, ни ветки. (Дети расслабляются) Снова подул ветер. (Дети вновь напрягаются, покачивают и машут руками, затем опять расслабляются) Но вдруг в лес пришел волшебник злой, |
Встают со стульчиков. Проговаривают текст, четко произнося звуки, делая движения по тексту | Развитие движений, снятие усталости, развитие четкого произношение звуков, дифференциация звуков [с] - [ш], развитие зрительного внимания | |
Присаживайтесь на свои места. Теперь давайте вернемся к нашей заколдованной картине. Перед вами стоит картина И.Шишкина, на которой нарисован уголок зимнего леса. Название картины покрыто инеем. Ребята, посмотрите, снег в контейнере растаял, и иней с картины исчез. Как думаете, почему снег растаял? Мы теперь точно знаем, что картина называется «Зима». кто вспомнит, кто автор этой картины? (Шишкин) Верно! | Садятся на стульчики Обсуждение ситуации, делают вывод |
Развивать умение размышлять |
|
Давайте ее рассмотрим, после чего вы составите рассказ по картине «Зима», используя такой план: 1. Что изображено на картине? 2. Какое время года наступило? 3. Что лежит на земле и деревьях? 4. Какие деревья зимой? 5. Какое небо? 6. Какой воздух? 7. Слышится ли что-то в лесу? |
Рассматривание картины | Развитие зрительного внимания | |
Я надеюсь, что вы внимательно рассмотрите картину и добавите в рассказ что-то от себя. (воспитатель выслушивает 3-4 детей) | Составление рассказа по картине | Развитие монологической речи | |
А теперь еще раз внимательно посмотрите на картину и подберите слова, которые отвечают на вопросы «Кто? Что?», то есть слова-предметы. (деревья, елки, снег, небо….) А теперь еще раз внимательно посмотрите на картину и подберите слова, которые отвечают на вопрос «Какой?», то есть слова-признаки. (холодный снег, заснеженные деревья, высокий деревья….) А теперь еще раз внимательно посмотрите на картину и подберите слова, которые отвечают на вопрос «Что делает?», то есть слова-действия. (пришла зима, выпал снег, деревья стоят….) |
Выполнение задания |
Закрепление знаний о словах-предметах, словах-признаках, словах действиях, развитие умения думать |
|
Заключительный |
Молодцы, ребята! Мы с вами успешно расколдовали картину, помогли экскурсоводам галереи. А в благодарность они вам передают картинки-разукрашки «Деревья зимой». Давайте вернемся из галереи в детский сад, вспомним, чем мы занимались, а потом сможете разукрасить картинки. |
Подведение итогов ОД, обсуждение, высказывание мнений |
Повышение самооценки, закрепление знаний |