Семья как микромодель общества является важнейшим звеном многогранного процесса формирования личности ребенка. Именно семья должна служить проводником включения человека в сложный и противоречивый окружающий мир.
В сложных современных условиях семье требуется систематическая и квалифицированная помощь со стороны школы. Только в процессе тесного взаимодействия педагогов и родителей можно успешно решать проблему развития личности школьника.
Как много ситуаций в жизни учителя, когда только зоркое чуткое сердце может помочь в чем-то разобраться, найти решение из, казалось бы, неразрешенных проблем. Встреча с родителями учеников – как раз случай. Как сложно бывает порой растопить настороженность и недоверие, поблескивающие в глазах родителей колючими льдинками, как трудно нащупать тему для разговора, в котором каждый захочет высказаться, поделиться чем-то дорогим.
Несмотря на многочисленные исследования в педагогической науке проблемы «учитель–родитель», современные подходы к ее решению требуют поиска новых форм. Объединению усилий учителя и родителей способствуют:
- создание и организация работы родительского комитета;
- совместное обсуждение проблем класса на родительских собраниях;
- организация уборки класса в первом полугодии родителями учеников 1-го класса;
- привлечение родителей к проведению праздников в классе;
- совместное выполнение в домашних условиях творческих заданий к конкурсам, олимпиадам и праздникам;
- выступление родителей на тематических классных часах;
- организация фотовыставок «Мамочка родная», «Милая бабуля» «Международный женский день», «Армия в истории моей семьи», «Воспоминание о лете»;
- привлечение родителей к оформлению газет, сообщений, рефератов;
- участив «дне открытых дверей», проводимых в классе, школе, и посещение уроков и внеклассных мероприятий;
- «открытые уроки для родителей»
- участие родителей в жюри различных классных конкурсов;
- рубрика в классном уголке «Большое спасибо», в котором выражается благодарность всем родителям, помогающим в классу;
- индивидуальная работа с родителями по выявлению и развитию способностей детей;
- анкетирование родителей с последующим анализом;
- посещение семей на дому с целью знакомства с бытовыми условиями;
- видео- и фотосъемка классных мероприятий.
Семья – первый коллектив ребенка, естественная среда его развития, где закладываются основы будущей личности. С момента, когда ребенок поступает в образовательное учреждение, возникает «педагогический треугольник» (учитель – ученик – родитель). От того, как складываются отношения между педагогами, учащимися и их родителями зависят и достижения в воспитании и развитии детей. Семья становится не только объектом, но и субъектом взаимодействия. Именно на нее я возлагаю ответственность за воспитание и обучение ребенка и считаю, что семья должна стать социально-активным участником учебно-воспитательного процесса.
Исходя из всего вышесказанного при подготовке к родительским собраниям мы придерживаемся следующих правил:
- Родительское собрание должно просвещать родителей, а не констатировать ошибки и неудачи детей (не заниматься обсуждением и осуждением личностей учащихся)
- Тема собрания, наше выступление должно учитывать возрастные особенности детей.
- Собрание должно носить как теоретический, так и практический характер: анализ ситуаций, тренинги, дискуссии и т.д.
Начиная работу с детским коллективом в 1 классе, мы стараемся изучить ситуацию в семье. На наш взгляд, это необходимо для того, чтобы спланировать воспитательную работу с классом с максимальной эффективностью. Уже на первой встрече с родителями проводим анкетирование по следующим вопросам:
- Какого мнения вы о школе и педагогическом коллективе, в котором будет учиться ваш ребенок?
- Каким вы видите классного руководителя своего ребенка?
- Каким вы представляете класс, в котором учиться вашему ребенку?
- Какие традиции и обычаи, по - вашему мнению, должны развиваться в детском коллективе?
- Чем вы могли бы помочь классному руководителю в создании детского коллектива?
- Какие проблемы воспитания вызывают у вас серьезную тревогу и опасения?
Для изучения отношения родителей к собственному ребенку, к перспективам его обучения и воспитания, предлагаем родителям следующие вопросы:
- С каким чувством переступает порог нашей школы ваш сын или ваша дочь?
- Как чувствует себя ребёнок в ученическом коллективе?
- Знаете ли вы друзей или приятелей своего ребенка в коллективе?
- Создает ли школа, по - вашему мнению, условия для самореализации в учебной деятельности вашего ребенка?
- Какую помощь необходимо оказать вашему ребенку для повышения результативности его учебной деятельности?
С целью изучения характера взаимоотношений учащихся, взаимоотношения в семьях младших школьников используем для следующие вопросы:
- Какие положительные качества характера своего ребенка вы можете назвать?
- Какие отрицательные качества характера вашего ребёнка мешают ему комфортно чувствовать себя в коллективе?
- Как ведёт себя ваш ребенок дома?
- Делится ли ваш ребенок с вами впечатлениями о событиях школьной жизни, жизни класса?
- Приглашает ли вас на классные мероприятия, хочет ли видеть вас в школе?
- Как вы думаете, каким будет будущее вашего ребенка?
Для диагностики взаимоотношений родителей и учащихся используем проективные методики. Эффективность использования методики неоконченных предложений в том, что ее можно использовать как для учащихся, так и для родителей. Учащиеся и родители дают ответ на одни и те же вопросы, это позволяет определить причины конфликтов во взаимоотношениях между ними.
- школа - для меня – это… (или для моего ребенка)
- класс, в котором я учусь, — это…
- учителя для меня – это люди, которые ….
- мои одноклассники – это…
- уроки для меня – это…(выполнение домашнего задания)
- предметы, которые мне нравятся, – это…
- предметы, которые мне не нравятся, — это…
Проанализировав ответы учащихся и родителей, использую их результаты для подготовки и проведения различных внеклассных мероприятий, как с родителями, так и с учащимися.
Для изучения традиций и обычаев семей учащихся, их нравственных ценностей, используем следующие вопросы учащимся:
- я радуюсь, когда…(плачу, злюсь)
- мне нравится, когда…
- если у меня хорошие новости, то я …(плохие)
- если у меня что-то не получается, то я…
также для изучения традиций и обычаев семей младших школьников используем следующие вопросы родителям:
- я радуюсь, когда мой ребенок…(плачу)
- я огорчаюсь, когда мой ребенок…
- мне нравится, когда мой ребенок…(не нравится)
- я верю, когда говорят, что мой ребенок… и т.д.
На основании анализа полученных результатов проводим индивидуальные и тематические консультации, собеседования с родителями и детьми.
Традиционно и ежегодно в начале года проводим собрание, посвященное организации исследования со своим ребенком. При этом знакомим родителей с теорией: что же такое ученическое исследование, его видами, формами, тематикой. Объясняем все это наглядно при помощи презентации на интерактивной доске. Представляем их вниманию исследования и проекты своих бывших учеников, выполненные ими презентации (лучше один раз увидеть). Открываем перед родителями перспективу исследовательской деятельности для младших школьников:
- возможность показать свои возможности; расширить кругозор;
- приобрести навыки научного выступления перед большой аудиторией;
- научиться находить ответы на поставленные вопросы;
- опубликовать свой первый научный труд в детских журналах, научных сборниках, на сайте в сети интернет и получить Сертификат, подтверждающий факт публикации и Благодарственное письмо. И, главное, это возможность стать победителем конкурса юных исследователей.
Таким образом, процесс поиска контакта с родителями в работе является сложным, но необходимым. Можно отметить, что большинство родителей стремятся оказать помощь в самых разнообразных формах. Считаем, что разнообразные шаги, поиска контакта с родителями. практикуемые в нашем классе, станут попыткой не утратить родителям классу интерес к воспитанию своего ребенка при переходе учащегося в среднее звено, а наоборот расширят педагогические знания родителей, их стремление сотрудничать со школой. Считаем, что только в совместной работе педагога с родителями можно искать источники дальнейшего становления коллектива и личности.