Цель занятия: формирование у обучающихся знаний о природном и культурном наследии родного края, развитие их гражданственности и патриотизма.
Задачи занятия:
- углубление знаний обучающихся о природном и культурном наследии родного края;
- ознакомление обучающихся с методами организации познавательно-исследовательской деятельности по изучению и сохранению природного и культурного наследия родного края.
Оборудование: презентация «Древнейшие жители Кузнецкой земли», литература по теме занятия (см. список литературы), чистые листы, листы с заданиями для групп.
Ход занятия
1. Вступительное слово учителя
- Послушайте стихотворение Степана Торбокова и подумайте о чем идет рассказ?
Среди высоких гордых гор -
Простор Кузнецкой котловины.
Синеют блюдечки озер.
Пестрят коврами луговины.
Вихрами дыбятся леса,
Пронзают небо стрелы кранов,
И заводские корпуса
Дымят, как трубки великанов.
Пусть о тебе, мой край родной,
Молва идет-шумит по свету:
В твоей богатой кладовой
Каких сокровищ только нету!
2. Ответьте на вопросы
- О каких сокровищах идет речь?
- Какие полезные ископаемые добываются на территории Кузбасса?
- В каком районе Кузбасса добывают железную руду?
- Почему этот район называется Горная Шория?
3. Работа с текстами и фотографиями на презентации (форма работы - квазиисследование).
Проанализируйте текст (фото) и запишите на листочке по 2-3 ключевых слова, которые по вашему отражают особенности текстовой информации или фотографии. По итогам работы составьте текст на тему «Знакомьтесь - коренные народы Кузбасса - шорцы».
Текст 1, Фото 1 (слайды 2, 3)
3. Знакомимся с коренными жителями Кузбасса – шорцами
Шорцы - тюркоязычный народ, проживающий на юге Кемеровской области в горнотаежной местности, получившей в начале XX в. название Горная Шория. Немногочисленные группы шорского населения, не утратившего свою традиционную культуру и разговорный язык, сохранились только в таежных улусах по р. Мрассу и ее левому притоку Пызасу.
Текст 2, Фото 2 (слайды 4, 5, 6)
Из истории шорского народа
Первые письменные свидетельства о шорцах относятся к началу XVII в., к периоду освоения русскими верховьев реки Томи. Основными их занятиями были рыболовство и пушной промысел, у некоторых групп — примитивное ручное земледелие, стойловое скотоводство, торговля и извоз.
Ремесло у шорцев до начала XX в. носило домашний характер и было сосредоточено, в основном, в руках женщин; наиболее развитыми были ткачество, гончарное дело и плетение сетей. Повсеместно была распространена обработка кожи и дерева (в изготовлении седел, лыж, лодок-долблёнок, мебели, берестяной посуды и др. вещей домашнего обихода).
Большое значение издавна имело кузнечное дело, а также добыча и плавка железной руды.
Текст 3, Фото 3 (слайды 7,8,9,10)
Религия и фольклор
В прошлом шорцы формально считались православными, фактически же у них сохранялись шаманизм и анимизм (культ предков, промысловые культы и др. верования).
Шорский фольклор составляют героические поэмы («кай»), сказки, рассказы и легенды, загадки, пословицы и поговорки, охотничьи, свадебные, любовные, хвалебные, исторические и др. песни. Шорские героические поэмы и песни относятся к музыкально-поэтическому творчеству. Исполнялись они под аккомпанемент щипкового двухструнного инструмента «комус», который делался из ствола ивы, кедра.
4. Работа с литературой
Класс разбивается на три группы и каждой группе дается индивидуальное задание:
Задания для 1 группы:
1. В атласе Кемеровской области найдите географические названия, характерные для шорского языка; выпишите их на листочек.
2. Используя текст книги В.Шабалина «Тайны имен земли Кузнецкой», определите, все ли выбранные вами названия действительно шорские.
3. Дайте перевод этим словам, поясните их.
Задания для 2 группы:
1. Изучите текст сказки С.Торбокова «Пчелка» из книги «Шория Всюду со мной» и ответьте на вопросы.
2. – Почему у шорцев образ человека сравнивался с образом животных?
- В чем мудрость главной героини сказки?
- Как связан образ пчелки с образом всего шорского народа?
Задание для 3 группы:
1. Познакомьтесь с историей создания шорских сказаний (сборники № 2,5 «Золотая Шория»).
2. Определите значение шорских сказок для жизни шорского народа.
3. Кайчи и их роль в распространении шорской культуры.
4. Почему народные произведения стали источником знаний об истории шорского народа.
5. Защита заданий у доски
6. Подведение итогов занятия
Ответьте на вопросы:
- Что нового вы узнали на занятии?
- Какое значение для вас представляет информация, полученная на занятии?
- Что вы хотели бы еще узнать из истории шорского народа?
Список используемой литературы
- В.Колюпанов. Золотая Шория (сказания, мифы, легенды, сказки Горной Шории) // Золотая Шория Кемерово 1995 г.
- Д.В.Кацюба, Р.В.Николаев. Этнография народов Сибири // Кемерово 1994 г.
- В.Колмаков. За гранью // Осинники 2005 г.
- С.Торбоков. Шория всюду со мной // ИПП «Кузбасс» Кемерово 2006 г.
- В.Шабалин. Тайны земли Кузнецкой // Кемерово 1994 г.
- В.Лаврина. История Кузбасса в рассказах для детей // ФГУИПП «Кузбасс» Кемерово 2004 г.
- Атлас для школьников «Кемеровская область» // ФГУП «Издательство Просвещение» 2002 г.