Древнейшие жители Кузнецкой земли

Разделы: Краеведение


Цель занятия: формирование у обучающихся знаний о природном и культурном наследии родного края, развитие их гражданственности и патриотизма.

Задачи занятия:

  • углубление знаний обучающихся о природном и культурном наследии родного края;
  • ознакомление обучающихся с методами организации познавательно-исследовательской деятельности по изучению и сохранению природного и культурного наследия родного края.

Оборудование: презентация «Древнейшие жители Кузнецкой земли», литература по теме занятия (см. список литературы), чистые листы, листы с заданиями для групп.

Ход занятия

1. Вступительное слово учителя

- Послушайте стихотворение Степана Торбокова и подумайте о чем идет рассказ?

Среди высоких гордых гор -
Простор Кузнецкой котловины.
Синеют блюдечки озер.
Пестрят коврами луговины.
Вихрами дыбятся леса,
Пронзают небо стрелы кранов,
И заводские корпуса
Дымят, как трубки великанов.
Пусть о тебе, мой край родной,
Молва идет-шумит по свету:
В твоей богатой кладовой
Каких сокровищ только нету!

2. Ответьте на вопросы

- О каких сокровищах идет речь?

- Какие полезные ископаемые добываются на территории Кузбасса?

- В каком районе Кузбасса добывают железную руду?

- Почему этот район называется Горная Шория?

3. Работа с текстами и фотографиями на презентации (форма работы - квазиисследование).

Проанализируйте текст (фото) и запишите на листочке по 2-3 ключевых слова, которые по вашему отражают особенности текстовой информации или фотографии. По итогам работы составьте текст на тему «Знакомьтесь - коренные народы Кузбасса - шорцы».

Текст 1, Фото 1 (слайды 2, 3)

3. Знакомимся с коренными жителями Кузбасса – шорцами

Шорцы - тюркоязычный народ, проживающий на юге Кемеровской области в горнотаежной местности, получившей в начале XX в. название Горная Шория. Немногочисленные группы шорского населения, не утратившего свою традиционную культуру и разговорный язык, сохранились только в таежных улусах по р. Мрассу и ее левому притоку Пызасу.

Текст 2, Фото 2 (слайды 4, 5, 6)

Из истории шорского народа

Первые письменные свидетельства о шорцах относятся к началу XVII в., к периоду освоения русскими верховьев реки Томи. Основными их занятиями были рыболовство и пушной промысел, у некоторых групп — примитивное ручное земледелие, стойловое скотоводство, торговля и извоз.

Ремесло у шорцев до начала XX в. носило домашний характер и было сосредоточено, в основном, в руках женщин; наиболее развитыми были ткачество, гончарное дело и плетение сетей. Повсеместно была распространена обработка кожи и дерева (в изготовлении седел, лыж, лодок-долблёнок, мебели, берестяной посуды и др. вещей домашнего обихода).

Большое значение издавна имело кузнечное дело, а также добыча и плавка железной руды.

Текст 3, Фото 3 (слайды 7,8,9,10)

Религия и фольклор

В прошлом шорцы формально считались православными, фактически же у них сохранялись шаманизм и анимизм (культ предков, промысловые культы и др. верования).

Шорский фольклор составляют героические поэмы («кай»), сказки, рассказы и легенды, загадки, пословицы и поговорки, охотничьи, свадебные, любовные, хвалебные, исторические и др. песни. Шорские героические поэмы и песни относятся к музыкально-поэтическому творчеству. Исполнялись они под аккомпанемент щипкового двухструнного инструмента «комус», который делался из ствола ивы, кедра.

4. Работа с литературой

Класс разбивается на три группы и каждой группе дается индивидуальное задание:

Задания для 1 группы:

1. В атласе Кемеровской области найдите географические названия, характерные для шорского языка; выпишите их на листочек.

2. Используя текст книги В.Шабалина «Тайны имен земли Кузнецкой», определите, все ли выбранные вами названия действительно шорские.

3. Дайте перевод этим словам, поясните их.

Задания для 2 группы:

1. Изучите текст сказки С.Торбокова «Пчелка» из книги «Шория Всюду со мной» и ответьте на вопросы.

2. – Почему у шорцев образ человека сравнивался с образом животных?

- В чем мудрость главной героини сказки?

- Как связан образ пчелки с образом всего шорского народа?

Задание для 3 группы:

1. Познакомьтесь с историей создания шорских сказаний (сборники № 2,5 «Золотая Шория»).

2. Определите значение шорских сказок для жизни шорского народа.

3. Кайчи и их роль в распространении шорской культуры.

4. Почему народные произведения стали источником знаний об истории шорского народа.

5. Защита заданий у доски

6. Подведение итогов занятия

Ответьте на вопросы:

- Что нового вы узнали на занятии?

- Какое значение для вас представляет информация, полученная на занятии?

- Что вы хотели бы еще узнать из истории шорского народа?

Список используемой литературы

  • В.Колюпанов. Золотая Шория (сказания, мифы, легенды, сказки Горной Шории) // Золотая Шория Кемерово 1995 г.
  • Д.В.Кацюба, Р.В.Николаев. Этнография народов Сибири // Кемерово 1994 г.
  • В.Колмаков. За гранью // Осинники 2005 г.
  • С.Торбоков. Шория всюду со мной // ИПП «Кузбасс» Кемерово 2006 г.
  • В.Шабалин. Тайны земли Кузнецкой // Кемерово 1994 г.
  • В.Лаврина. История Кузбасса в рассказах для детей // ФГУИПП «Кузбасс» Кемерово 2004 г.
  • Атлас для школьников «Кемеровская область» // ФГУП «Издательство Просвещение» 2002 г.