Образовательная область – познавательное развитие
Пояснительная записка
Образовательная деятельность начинается с «Минутки календаря», где дети узнают, какой сегодня день недели, число и месяц. Педагог знакомит с праздником дня «Международным днём леса». В игре «Составь вагоны по порядку» дети закрепляют навыки порядкового счёта в пределах 9, уточняя понятия: перед, после, до, за, между.
Играя с пособием «Круглый год», мы повторяем последовательность времён года, уточняем понятия: перед, после, до, за, между, раньше, позже. Учимся соотносить дату своего рождения с соответствующим временем года. Дети умеющие читать, находят и прочитывают слово – название сезона. Физкультминутку совмещаем с игрой малой подвижности «Замри». Природа красива в любое время года. И её нужно охранять. Дети составляют экологические знаки и рассказывают, что они обозначают.
Учимся находить и соблюдать логические закономерности при раскрашивании круга, который оформляем заострённой палочкой и получаем в подарок игрушку- забаву «волчок».
Место занятия в образовательной программе: коррекционно-развивающее занятие по познавательному развитию для детей с задержкой психического развития старшей группы муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения “Детский сад компенсирующего вида № 14 “Василёк” г.Рубцовск, проведённое согласно АООП.
Цели: упражнение в порядковом счёте в пределах 9, расширение временных представлений: последовательность времён года, развитие логического мышления.
Задачи:
Коррекционно-обучающие:
- Обеспечить усвоение порядкового счёта в пределах 9, правильно отвечать на вопросы «сколько всего?», «какой по счёту?», «кто перед?», «кто после?», «кто за?», «кто до?».
Коррекционно-развивающая:
- расширять временные представления: последовательность времён года, понятия до, за, раньше, позже;
- учить находить и соблюдать логические закономерности при раскрашивании изображений;
- развивать речь, внимание, память, мышление, мелкую моторику, интерес к предмету, умение действовать в соответствии с инструкцией;
- формировать интерес к проблеме охраны природы, знакомить детей с правилами поведения в природе.
Коррекционно-воспитательные:
- воспитывать любовь к родной природе.
Форма организации детей: подгрупповая
Методы организации:
- Практические: упражнение, моделирование, изготовление игрушки - волчка.
- Наглядные: демонстрация наглядных пособий.
- Словесные: рассказ педагога, беседа.
- Игровые: дидактические игры.
Лексический материал: порядковые числительные, предлоги «перед, после, до, за, между», «весна-красна».
Оборудование: мнемотаблица по стихотворению «Времена года», пособие «Круглый год» (круг, разделенный на 4 сектора, демонстрационные и раздаточные картинки по временам года), фотографии детей, экологические знаки, вагончики 1–9, 9 разных машин с номерами от 1 до 9,заготовки – круги, разделённые на 9 частей, частично закрашенные с соблюдением закономерности, цветные карандаши, аудиозвуки «стук колес поезда», «писк мышки», знаки к игре «Замри», фишки
Предварительная работа: знакомство с числом и цифрой 9.
Ход образовательной деятельности
Этап работы |
Деятельность педагога |
Деятельность детей |
Начало совместной образовательной деятельности. Организационный момент |
||
Дидактическая игра «Наоборот» Цель: психологический настрой на совместную деятельность.
|
- Ребята, вы так много знаете о весне, а зиму с весной не перепутаете? Сейчас проверим. Зима ушла, а весна… пришла Зима холодная, а весна… теплая. Зимой солнце морозит, а весной… греет. Зимой сугробы высокие, а весной… низкие. Зимой надевают шубы, а весной … куртки. Зимой медведь спит, а весной … просыпается. Зимой идёт снег, а весной идёт … дождь. Сядьте ровно, ножки вместе. |
Дети добавляют слово, повторяют предложение и садятся на место.
|
Процесс совместной образовательной деятельности. Основная часть |
||
Минутка календаря
Цель: формирование временных представлений. |
Педагог демонстрирует детям пособие «Календарь». – Расскажем вместе о сегодняшнем дне по плану. ЧИСЛО, МЕСЯЦ, ВРЕМЯ ГОДА, ДЕНЬ НЕДЕЛИ. - Если сегодня среда, то завтра будет … |
- Сегодня 21 марта, время года – весна, день недели – среда. - Если сегодня среда, то завтра будет четверг. |
Картинка «День леса» | Да сегодня, 21 марта – Международный день леса. Нет на Земле человека, который не бывал в лесу и чья бы жизнь не была связана с лесом. Однако, с каждым днем, леса все больше нуждаются в защите. После занятия мы поговорим, почему важно сохранять леса, о том какую пользу приносит лес человеку. |
1 марта – Всемирный день кошек. 8 марта – Женский день 21 марта – День леса. 22 марта – День воды. 27 марта – День театра |
Устный счёт |
Счет от 1 до 9. - Назови соседей числа 8, 5, 3, 6, 2, 4 |
|
Выделение темы |
- Математика – это гимнастика для нашего ума. Кто изучает математику – тот тренирует свой ум. Сегодня мы с вами посчитаем по порядку, поиграем с временами года и сделаем интересную игрушку. |
|
Звук стук колес поезда. «Составь вагоны по порядку» Порядковый счет
Включить звук «мышиный писк». Понятия: перед, после, до, за, между. |
- Что это за звук? |
Дети выстраивают вагоны по порядку. Порядковый счёт 1–8
Это мышка. |
Порядковый счет. |
- А теперь мы построим по порядку наши машины. |
Дети выстраивают ряд картинок – машин на магнитах. |
Установление последовательности времен года с пособием «Круглый год»
Чтение слов. Понятия: перед, после, до, за, между, раньше, позже. |
- Зима, лето, осень, весна – что это? - Что значит «Весна-красна»? Если взглянуть на улицу, то как раз красного цвета там маловато. - А кто может прочитать карточку и найти нужное время года. - Какое время года наступает после осени? |
Дети по порядку выкладывают картинки «Зима», «Весна», «Лето», «Осень» и проговаривают стихотворение.
Красна - значит красивая.
Ребёнок читает и прикрепляет рядом с нужной картинкой. |
- Все мы родились в разное время года. Я родилась весной, значит, свою фотографию размещу рядом с весной. А найдите время года, когда вы родились. |
Дети прикрепляют свою фотографию рядом с тем временем года, когда они родились. зима: Лилиана 31.12. Полина 25.01. Саша 21.01. весна Елисей 25.04. Коля П 11.03. лето Анна 17.07. осень Матвей 11.10. |
|
Физкульминутка Цель: учить детей анализировать схематическое изображение и соотносить его с собственной позой, развивать мышление детей. |
Произнося эти слова, педагог называет номер карточки со схематическим изображением человека в какой - нибудь позе. Все дети должны принять такую же позу. |
Дети двигаются по комнате и по команде взрослого "раз, два, три-как пятый замри" останавливаются. |
Работа с экологическими знаками |
- Природа красива в любое время года. И её нужно охранять. Давайте составим знак и расскажем, что он обозначает. Нельзя ловить и уносить домой детёнышей животных! В природе о них заботятся взрослые животные. Нельзя топтать и рвать цветы! Нельзя ломать ветки деревья и кустарники! От этого они сохнут и погибают. Деревья очищают воздух Нельзя в лесу разводить костёр! От маленького костра может сгореть большой лес. Нельзя оставлять мусор в лесу! Во-вторых, в процессе разложения химические элементы попадают в почву и грунтовые воды, затем в родники. Различные химические вещества вступают между собой в реакции и могут непредсказуемо влиять на здоровье человека. В-третьих, в поисках еды, на «туристические» свалки выходят животные. Вместе с пищей они поглощают целлофан и другие не перевариваемые предметы, что влечет их гибель. В-четвертых, на битом стекле в лесу могут легко пораниться отдыхающие дети, туристы, грибники и те же животные. Нельзя брать в руки и даже трогать птичьи яйца! |
|
Логические закономерности | - Сегодня я предлагаю сделать вам забавную игрушку. - Какой она формы? |
Круглой формы. |
|
- Но вот времени её докрасить у меня не хватило. Я прошу вашей помощи. Круг разделен на равные части. Сколько всего частей у круга? |
Ответ детей: красный, желтый, зеленый, красный, Ответ детей: желтый, зеленый, красный, желтый, зеленый |
Окончание совместной образовательной деятельности. Итоговая часть |
||
Д/ упр «У кого башня выше?» |
Построим башни из фишек и сравним, у кого выше. Что вам сегодня показалось особенно интересным. |
Дети стоят башню. Высказывают свое мнение. |
Варианты организации образовательной деятельности в режимные моменты:
- работа по презентациям «Нужен ли нам лес?», «В защиту леса и его обитателей?»;
- закрепление навыков порядкового счёта в пределах 9.