Автором метода терапевтического фехтования является Олег Валерьевич Лукьянов - доктор психологических наук, профессор кафедры психологии личности Томского Государственного Университета.
Занятия терапевтическим фехтованием помогают начать по-новому воспринимать свое тело, избавиться от стереотипов мышления и восприятия, лучше понять себя и других, воспитать в себе внимание, целеустремленность, умение договариваться.
По мнению автора методики, суть психотерапевтического метода в том, чтобы проблемы повседневной жизни перевести на «язык фехтования». Смысл занятий вовсе не в том, чтобы кого-то уколоть или победить. Удар – это не проявление агрессии, а приглашение к общению, диалогу. Во время поединков люди учатся взаимодействовать.
В своей практической деятельности я использую элементы психотерапевтического фехтования:
Упр. 1 «Терапевтический поединок». Для занятия используются «реплики» (автор Лукьянов О.В.)
Первый вариант: фехтование участников происходит на равных.
Второй вариант: по заданию ведущего один нападает, второй защищается; затем участники меняются ролями.
Упр. 2 «Терапевтический поединок» (для начальной школы). Вместо авторской «реплики» использую «миниреплики», небольшие пластиковые бутылочки. Их можно оформить так, чтобы они были яркими. Например, тот, у кого красная «реплика» нападает, а тот, у кого зеленая, обороняется. Если «реплики» одного цвета, фехтование идет на равных.
Упр. 3 «Передай» ( Дети встают по кругу, берут « миниреплику» в правую руку, по команде ведущего передают её соседу справа. Упражнение продолжается примерно 10 раз. Можно его усложнить, ускоряя темп.)
Упр. 4 «Лови!» (Дети становятся в пары лицом друг к другу на расстоянии примерно 2 метра, перекидывают друг другу «миниреплику» стараясь не уронить.)
Упр. 5« Не урони!» (Упражнение проводится как предыдущее, но «миниреплика» есть у обоих. Их нужно перекинуть друг другу, не уронив.)
Упр. 6 «Не урони!» (Упражнение проводится как предыдущее, но реплики с «утяжелением» (вода или песок). В зависимости от возраста наполнение может быть полным, на половину или на четверть.
Упр.7 «Массаж» (Участники по очереди (по желанию) становятся в центр круга, остальные постукивают его «минирепликими», делая массаж.)
Упр. 8 Рефлексия занятия.
Ребята делятся своими ощущениями. На сколько комфортно они чувствовали себя, когда нападали, оборонялись или фехтовали на равных.
- Какое состояние было более привычным?
- Как чувствовали себя в несвойственном для себя состоянии?
- На сколько удавалось понимать друг друга в парных упражнениях?
- Что почувствовали те, кто получил массаж?
- Какой новый опыт получили во время занятия?