Цели:
- закрепить знания о ССП,
- повторить группы сочинительных союзов,
- отработать умение различать простые предложения с однородными членами и ССП,
- совершенствовать навыки постановки знаков препинания в ССП разного вида (с общим второстепенным членом, с односоставными предложениями в составе ССП),
- формировать умения использовать полученные знания при подготовке к ОГЭ и ЕГЭ.
Тип урока: повторение и обобщение изученного.
Оборудование: проектор, интерактивная доска TraceBoard, раздаточный материал, таблица «Знаки препинания в ССП».
Ход урока
1. Постановка учителем целей урока
2. Теоретический опрос
- Какое предложение называется сложносочинённым?
- На какие 3 группы делятся ССП?
- Какие значения могут иметь сочинительные союзы?
- Чем отделяются друг от друга простые предложения, входящие в ССП?
3. Повторение разрядов сочинительных союзов
Вставьте пропущенные буквы, расставьте знаки препинания, подчеркните грамматические основы, назовите сочинительные союзы и их разряд по значению.
- Месяц под косой бл..стит а во лбу звезда г..рит.
- Тр..вожно зашумел сад и заскр..пела под окном старая черёмуха.
- Не то св..тало не то наступала темнота.
4. Задание в формате ОГЭ (8)
Выпишите грамматическую основу предложения:
Дни поздней осени бранят обыкновенно, но мне она мила, читатель дорогой.
Из какого произведения взяты строки? (Пушкин. Осень)
5. Теперь подробнее поговорим о противительных союзах
Почему они вызывают меньше затруднений, чем соединительные и разделительные? (Перед противительными союзами всегда ставятся запятые). Противительные союзы образуют стилистическую фигуру антитезу (что это такое?). Это усиливает выразительность речи. Противительные союзы часто используются в русских пословицах.
Соедините стрелками части пословиц, обозначьте противительные союзы, объясните смысл пословиц.
Не место красит человека,… |
да не укусишь. |
Близок локоть,… |
а красна пирогами. |
Не красна изба углами,… |
да жёстко спать. |
Мягко стелет,… |
а человек место. |
Значения пословиц:
1. Важны качества человека, а не его положение, должность.
2. Казалось бы, и легко осуществить что-либо, да нет возможности достичь желаемого.
3. Дом хорош не внешним видом, убранством, а хлебосольством, гостеприимством хозяев.
4. За добрыми словами могут скрываться недобрые намерения.
6. Задание в формате ОГЭ (11).
Укажите количество грамматических основ в предложении. Ответ запишите цифрой.
Вдруг лес расступился перед ним и остался позади, а Данко и все люди сразу окунулись в море солнечного света и чистого воздуха, промытого дождём.
Из какого произведения это предложение? (М.Горький. Легенда о Данко)
Найдите слово, в котором правописание приставки зависит от глухости-звонкости звука, обозначаемого последующей буквой. (расступился)
7. Пунктуационный разбор ССП
Жизнь даёт..ся один раз и хочет..ся прожить её бодро осмысленно красиво.
[-=], и [=].
8. Физкультминутка для глаз
9. Задание в формате ОГЭ (12)
В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые между частями сложного предложения, связанными сочинительной связью.
Кое-где сквозь чащу деревьев мелькали серебряные нити лесных ручейков и болотец. Лягушки заливались в них своим торопливым оглушительным криком, (1) а жабы вторили им более редким, (2) мелодическим грустным уханьем. Изредка над головой пролетала с пугливым кряканьем утка, (3) да слышно было, (4) как с громким и коротким блеянием перелетает с места на место бекас-баранчик. Выпали первые звёзды, (5) и никогда их мерцающее сияние не казалось мне таким золотым, (6) таким чистым, (7) кротким и радостным. (А. Куприн)
Ответ: 135.
Такой замечательный текст, что хочется немного его проанализировать.
- Каков тип речи этого текста? (Описание)
- В каком стиле написан этот текст? (Художественный)
- Найдите метафоры в тексте. (Серебряные нити ручейков, выпали звёзды)
- Найдите эпитеты в тексте. (Торопливый оглушительный крик, грустное уханье, пугливое кряканье; золотое, чистое, кроткое и радостное мерцание)
Мы с вами сейчас попутно повторили 3 задание в формате ОГЭ.
Вы начали потихоньку учиться выполнять 15-е задание – писать сочинение-рассуждение. Наибольшую трудность представляет первое сочинение на лингвистическую тему.
Вспомните, какие 2 примера надо привести в качестве аргументов. (1 пример лексический, 2 пример грамматический).
В качестве грамматического примера можете теперь использовать и ССП. Возникает вопрос, как правильно указать роль ССП в тексте. Тут нам на помощь приходят значения 3 групп сочинительных союзов:
1) ССП с соединительными союзами повествуют о явлениях, происходящих одновременно или последовательно;
2) ССП с противительными союзами указывают на противопоставление явлений;
3) ССП с разделительными союзами указывают на чередующиеся явления.
Вернёмся к тексту. Объясните роль ССП в нём.
10. Умение различать ССП и простые предложения с однородными членами
Как надо отличать ССП и простые предложения с однородными членами? (По количеству грамматических основ)
Вставьте пропущенные буквы, расставьте знаки препинания, выделите грамматические основы, определите тип предложения: ССП или ПП с однородными членами.
- С крыш дружно капало и пос..невший снег под окошком был и..рыт капелью.
- Утро рождалось опять в тумане и потом разг..релось во всём великолепии.
11. Задание в формате ЕГЭ (16)
Расставьте знаки препинания. Укажите номера предложений, в которых нужно поставить ОДНУ запятую.
- Всё чаще дуют злые и холодные ветры и обрывают листву.
- Поэзия воспевает то величавые дали то неисчерпаемую россыпь звёзд.
- Давно б я этот портсигар кому-нибудь подарил да не решаюсь.
- Вдалеке он увидел деревушку из пяти или шести дворов.
- В походе я стал много читать и во мне пробудился интерес к литературе.
Ответ: 235.
12. ССП с общим второстепенным членом
При каком условии части ССП не отделяются запятой? (Если в предложении есть общий второстепенный член).
Следующее задание творческого характера.
Добавьте в ССП общий второстепенный член.
1)_______________ ласточки летают низко и рыба не клюёт.
(Когда это бывает? – Перед ненастьем)
2) _______________ тигры послушны и слоны легки.
(Где это можно увидеть? – На арене цирка)
3) ______________ обязательно зуб заноет и рука разболится.
(Когда это случается? – Перед контрольной работой)
13. Задание в формате ЕГЭ (25)
Сочинительные союзы могут также стоять в начале предложения и служить средством связи с предыдущим предложением. Давайте посмотрим, как это может выглядеть в формате ЕГЭ.
Среди предложений 1-5 найдите такое, которое соединяется с предыдущим при помощи союза и повтора однокоренных слов.
(1) Сейчас уже привыкли. (2) Впрочем, привыкли давно, с тех пор как стали выветриваться из памяти имена космонавтов, а очередной полёт на орбиту или на космическую станцию перестал быть информационным событием. (3) Да и немудрено – более 500 человек побывали там, если верить статистике. (4) Разве можно вспомнить всех! (5) Но первых помнят.
Ответ: 5.
14. Подведение итогов урока
- Какие знания вы сегодня повторили?
- Что вы узнали нового на уроке?
15. Домашнее задание
Выписать 6 ССП с разными союзами из комедии А.С.Грибоедова «Горе от ума».