Повторение и обобщение сложносочиненного предложения в системе подготовки к ОГЭ и ЕГЭ. 9-й класс

Разделы: Русский язык

Класс: 9


Цели:

  • закрепить знания о ССП,
  • повторить группы сочинительных союзов,
  • отработать умение различать простые предложения с однородными членами и ССП,
  • совершенствовать навыки постановки знаков препинания в ССП разного вида (с общим второстепенным членом, с односоставными предложениями в составе ССП),
  • формировать умения использовать полученные знания при подготовке к ОГЭ и ЕГЭ.

Тип урока: повторение и обобщение изученного.

Оборудование: проектор, интерактивная доска TraceBoard, раздаточный материал, таблица «Знаки препинания в ССП».

Ход урока

1. Постановка учителем целей урока

2. Теоретический опрос

  1. Какое предложение называется сложносочинённым?
  2. На какие 3 группы делятся ССП?
  3. Какие значения могут иметь сочинительные союзы?
  4. Чем отделяются друг от друга простые предложения, входящие в ССП?

3. Повторение разрядов сочинительных союзов

Вставьте пропущенные буквы, расставьте знаки препинания, подчеркните грамматические основы, назовите сочинительные союзы и их разряд по значению.

  1. Месяц под косой бл..стит а во лбу звезда г..рит.
  2. Тр..вожно зашумел сад и заскр..пела под окном старая черёмуха.
  3. Не то св..тало не то наступала темнота.

4. Задание в формате ОГЭ (8)

Выпишите грамматическую основу предложения:

Дни поздней осени бранят обыкновенно, но мне она мила, читатель дорогой.

Из какого произведения взяты строки? (Пушкин. Осень)

5. Теперь подробнее поговорим о противительных союзах

Почему они вызывают меньше затруднений, чем соединительные и разделительные? (Перед противительными союзами всегда ставятся запятые). Противительные союзы образуют стилистическую фигуру антитезу (что это такое?). Это усиливает выразительность речи. Противительные союзы часто используются в русских пословицах.

Соедините стрелками части пословиц, обозначьте противительные союзы, объясните смысл пословиц.

Не место красит человека,…

да не укусишь.

Близок локоть,…

а красна пирогами.

Не красна изба углами,…

да жёстко спать.

Мягко стелет,…

а человек место.

Значения пословиц:

1. Важны качества человека, а не его положение, должность.

2. Казалось бы, и легко осуществить что-либо, да нет возможности достичь желаемого.

3. Дом хорош не внешним видом, убранством, а хлебосольством, гостеприимством хозяев.

4. За добрыми словами могут скрываться недобрые намерения.

6. Задание в формате ОГЭ (11).

Укажите количество грамматических основ в предложении. Ответ запишите цифрой.

Вдруг лес расступился перед ним и остался позади, а Данко и все люди сразу окунулись в море солнечного света и чистого воздуха, промытого дождём.

Из какого произведения это предложение? (М.Горький. Легенда о Данко)

Найдите слово, в котором правописание приставки зависит от глухости-звонкости звука, обозначаемого последующей буквой. (расступился)

7. Пунктуационный разбор ССП

Жизнь даёт..ся один раз и хочет..ся прожить её бодро осмысленно красиво.

[-=], и [=].

8. Физкультминутка для глаз

9. Задание в формате ОГЭ (12)

В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые между частями сложного предложения, связанными сочинительной связью.

Кое-где сквозь чащу деревьев мелькали серебряные нити лесных ручейков и болотец. Лягушки заливались в них своим торопливым оглушительным криком, (1) а жабы вторили им более редким, (2) мелодическим грустным уханьем. Изредка над головой пролетала с пугливым кряканьем утка, (3) да слышно было, (4) как с громким и коротким блеянием перелетает с места на место бекас-баранчик. Выпали первые звёзды, (5) и никогда их мерцающее сияние не казалось мне таким золотым, (6) таким чистым, (7) кротким и радостным. (А. Куприн)

Ответ: 135.

Такой замечательный текст, что хочется немного его проанализировать.

  1. Каков тип речи этого текста? (Описание)
  2. В каком стиле написан этот текст? (Художественный)
  3. Найдите метафоры в тексте. (Серебряные нити ручейков, выпали звёзды)
  4. Найдите эпитеты в тексте. (Торопливый оглушительный крик, грустное уханье, пугливое кряканье; золотое, чистое, кроткое и радостное мерцание)

Мы с вами сейчас попутно повторили 3 задание в формате ОГЭ.

Вы начали потихоньку учиться выполнять 15-е задание – писать сочинение-рассуждение. Наибольшую трудность представляет первое сочинение на лингвистическую тему.

Вспомните, какие 2 примера надо привести в качестве аргументов. (1 пример лексический, 2 пример грамматический).

В качестве грамматического примера можете теперь использовать и ССП. Возникает вопрос, как правильно указать роль ССП в тексте. Тут нам на помощь приходят значения 3 групп сочинительных союзов:

1) ССП с соединительными союзами повествуют о явлениях, происходящих одновременно или последовательно;

2) ССП с противительными союзами указывают на противопоставление явлений;

3) ССП с разделительными союзами указывают на чередующиеся явления.

Вернёмся к тексту. Объясните роль ССП в нём.

10. Умение различать ССП и простые предложения с однородными членами

Как надо отличать ССП и простые предложения с однородными членами? (По количеству грамматических основ)

Вставьте пропущенные буквы, расставьте знаки препинания, выделите грамматические основы, определите тип предложения: ССП или ПП с однородными членами.

  1. С крыш дружно капало и пос..невший снег под окошком был и..рыт капелью.
  2. Утро рождалось опять в тумане и потом разг..релось во всём великолепии.

11. Задание в формате ЕГЭ (16)

Расставьте знаки препинания. Укажите номера предложений, в которых нужно поставить ОДНУ запятую.

  1. Всё чаще дуют злые и холодные ветры и обрывают листву.
  2. Поэзия воспевает то величавые дали то неисчерпаемую россыпь звёзд.
  3. Давно б я этот портсигар кому-нибудь подарил да не решаюсь.
  4. Вдалеке он увидел деревушку из пяти или шести дворов.
  5. В походе я стал много читать и во мне пробудился интерес к литературе.

Ответ: 235.

12. ССП с общим второстепенным членом

При каком условии части ССП не отделяются запятой? (Если в предложении есть общий второстепенный член).

Следующее задание творческого характера.

Добавьте в ССП общий второстепенный член.

1)_______________ ласточки летают низко и рыба не клюёт.

(Когда это бывает? – Перед ненастьем)

2) _______________ тигры послушны и слоны легки.

(Где это можно увидеть? – На арене цирка)

3) ______________ обязательно зуб заноет и рука разболится.

(Когда это случается? – Перед контрольной работой)

13. Задание в формате ЕГЭ (25)

Сочинительные союзы могут также стоять в начале предложения и служить средством связи с предыдущим предложением. Давайте посмотрим, как это может выглядеть в формате ЕГЭ.

Среди предложений 1-5 найдите такое, которое соединяется с предыдущим при помощи союза и повтора однокоренных слов.

(1) Сейчас уже привыкли. (2) Впрочем, привыкли давно, с тех пор как стали выветриваться из памяти имена космонавтов, а очередной полёт на орбиту или на космическую станцию перестал быть информационным событием. (3) Да и немудрено – более 500 человек побывали там, если верить статистике. (4) Разве можно вспомнить всех! (5) Но первых помнят.

Ответ: 5.

14. Подведение итогов урока

  • Какие знания вы сегодня повторили?
  • Что вы узнали нового на уроке?

15. Домашнее задание

Выписать 6 ССП с разными союзами из комедии А.С.Грибоедова «Горе от ума».

Приложение 1

Приложение 2