Русская фортепианная школа очень богата своими традициями. Рассказать сразу обо всем сейчас просто невозможно. Но мы обратим внимание на первые годы обучения. А именно на опыт работы с начинающими. Обратимся к самым известным из учителей.
Значительный человек, музыкант, педагог - Анна Артоболевская (1905–1988). Несколько слов о ее принципах. «Долгий опыт показал, что все, коснувшиеся музыки выросли хорошими честными полноценными людьми. Сейчас мы говорим о правилах, а не об исключениях. Основное credo – максимально ознакомить ученика с лучшим, что создано в музыке. Для меня фраза «Он этого не поймет» недопустима. Нет бесталанных детей, есть нераскрытые. Очень часто: если ребенок одарен, он тем более закрыт, «вещь в себе» (Э.Кант). Ребенок ближе к поэту, чем к логику. Существует целая наука о психофизической структуре образов – Эйдетика. Это наука о ярких, запоминающихся впечатлениях, о способностях воспроизводить образы по памяти.
Преподавание должно быть ярким, образным. Память поддается неограниченному развитию. Воля к памяти плюс анализ произведения плюс образность мышления плюс периодическое возвращение к пройденному репертуару – вот путь к успеху.»И если не все становились у Артоболевской музыкантами,то все становились личностями. «Редко дети сами хотят в школу, чаще приводят родители. Мой метод - это метод воспитания ученика, педагога и родителей «Я сама учусь у них учить». Мои ученики проходят большое количество этюдов.По словам великого русского пианиста и педагога, профессора Московской консерватории Генриха Нейгауза: «Техника – это рука, повинующаяся интеллекту».
Сначала очень простые этюды. На втором году занятий мои дети уже вкладывают в этюды образы. Очень важна доброжелательная атмосфера. Начав путь к музыке, ведите ребенка по этому царству спокойно, красиво, без окриков, терпеливо. Музыка не терпит ничего скучного, пошлого, некрасивого. Будьте особенно внимательны к первым двум годам обучения ребенка.» Примечательно, что учебное пособие А.Артоболевской «Первая встреча с музыкой» содержит не только нотный и теоретический материал, но и много иллюстраций к упражнениям для начинающих пианистов.
Еще одно знаменитое имя в русской музыкальной педагогике. Е.Гнесина (1874–1967). Свыше 75(!) лет она посвятила юным музыкантам. Педагог, профессор, заведующая кафедрой специального фортепиано Государственного музыкального педагогического института, Е.Ф.Гнесина владела методами обучения и для самых маленьких, и для студентов института.
Основные принципы Е.Гнесиной:
«Музыка как образное искусство»
- Эмоциональная отзывчивость на музыку
- Музыкальный кругозор:
- наличие слухового опыта
- умение определить музыкальный стиль, эпохи
умение определить жанр (песня, танец, марш)
«Музыкальный интерес»
- Стремление к музыкальному кругозору.
- Стремление к общению с музыкой.
- Стремление к получению новых знаний о музыке.
- Активное участие в различных видах музыкальной деятельности:
- хор и сольное пение;
- ритмическая и мелодическая импровизация;
- игра на детских музыкальных инструментах;
- музыкально-ритмическое движение;
- игра в ансамбле.
Но главное - готовность учителя к неожиданным импровизациям.
Ошибочно полагать, что маленьким и взрослым мы преподаем по-разному. Меняется только язык, принципы остаются те же. Е.Ф.Гнесина уделяла особое внимание способностям студентов обучать детей.
Основные принципы Е.Гнесиной:
- О чем говорит музыка?
- Эмоциональная отзывчивость на музыку.
- Наличие слухового опыта, который рождается только у тех, кто слушает музыку.
Целый сборник методических пособий, упражнений, этюдов, пьес, ансамблей для начинающих. Их особенность в сочетании образности с методическими задачами. Что интересно? Полифония с первых уроков! Внимание к паузе! Запятые! Акценты! Штрихи! Достижения самостоятельности каждой руки. И все это с первых уроков.
Еще одно яркое имя в русской музыкальной педагогике:
Д.Б.Кабалевский (1904-1987). Композитор, общественный деятель, Член Всемирного совета мира, Член совета директоров Международного общества музыкального образования при ЮНЕСКО, ученый, пианист, дирижер, музыковед, публицист, педагог-исследователь. В 70-е годы XX века Кабалевский разработал собственную целостную художественно-педагогическую концепцию воспитания детей. «Воспитание ума и сердца». Направленность – развить личность ребенка через музыку, воспитать культуру души, культуру отношения к миру. Академик Д.Кабалевский восемь лет подряд ходил в обычную московскую школу, чтобы дать детям один урок музыки. Не фортепиано, а урок музыки.
Сам Дмитрий Борисович Кабалевский, знаменитый ученый, пошел преподавать уроки музыки в одну из обычных школ Москвы. Программа была сформирована с I по III и IV по VII классы. Д.Кабалевский написал книги: «Как рассказывать детям о музыке?», «Прекрасное пробуждает доброе». Программа Д.Кабалевского пользуется успехом в школах Москвы и сегодня. Что же она содержит:
- Расширение музыкального материала программы
- Расширение роли импровизаций, вокального и инструментального музицирования.
- Формирование духовности ребенка через музыку, через переживания, чувства, впечатления. Прослушивание музыки.
Основные принципы программы Д.Кабалевского:
- Изучение музыки как живого искусства.
- Связь музыки и жизни.
- Интерес и увлеченность в музыкальном обучении.
- Единство эмоционального и сознательного.
- Единство художественного и технического.
Сегодня мы обращаем свое внимание в первую очередь на русскую фортепианную школу. Но разрешите мне небольшое отступление, чтобы напомнить и великие мысли Роберта Шумана в своей книге «Советы молодым музыкантам». Мне кажется, что это вполне уместно,так как на русский язык эту книгу перевел П.И.Чайковский.
Эти советы не теряют своей актуальности:
- Без энтузиазма в искусстве не создается ничего настоящего.
- Но что значит быть музыкальным? Ты не музыкален, если боязливо уставившись в ноты, с трудом доигрываешь свою пьесу.
Но ты музыкант, если в новой пьесе приблизительно догадываешься, что будет дальше, а в знакомой уже знаешь это наизусть, - словом, когда музыка у тебя не только в пальцах, но и в голове, и в сердце.
- Если бы все хотели играть первую скрипку, нельзя было бы составить оркестра. Уважай каждого музыканта на своем месте.
- На сладостях, печенье и конфетах из ребенка никогда не вырастить здорового человека. Духовная пища, как и телесная должна быть простой и здоровой.
- Весь хлам пассажей имеет приходящее значение, техника обладает ценностью только там, где она служит высшим целям.
Не удержалась от этого отступления, мне они кажутся не только полезными, но и очень остроумными и живыми.
Сегодня мы не можем не учитывать, что мир очень изменился, изменились и дети, и мы с вами. Поэтому возникает необходимость в разумном синтезе бесценных традиций русской фортепианной педагогики с новыми формами работы, общения с учениками во внеурочной деятельности, с поиском нового репертуара, ведь в книге Р.Шумана «Советы молодым музыкантам» последняя фраза звучит именно так: «Ученью нет конца». И это относится как к нам с вами, уважаемые коллеги, так и к нашим ученикам.