Тот знает достаточно,
кто знает, как научиться.
Г.Адамс
Научить ориентироваться в непростом реальном
мире
можно, выполняя практические, жизненные задачи.
А это и есть компетентностно-ориентированные задания.
А.В.Хуторской
На современном этапе в общественном сознании происходит переосмысление социального предназначения школы: приоритетной целью образования становится развитие личности ученика, его способности правильно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, находить решения в различных жизненных (социальных) ситуациях с учётом и на основе освоенных учебных действий, оценивать свои достижения. Эта цель может эффективно развиваться только в условиях компетентностного подхода к образованию, на что ориентирован Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС).
В этом стратегическом документе отчётливо обозначено усиление практической составляющей новой модели образования, что, безусловно, следует рассматривать как положительное явление.
Однако нельзя не сказать и о трудностях, которые возникают на этапе перехода компетентностного подхода из стадии осмысления в стадию практической реализации, когда необходимы иные виды организации учебного материала, отвечающие главному требованию, при котором объектом усвоения становятся не столько знания, сколько востребованные в жизни умения, универсальные учебные действия (УУД).
Одной из форм организации учебного материала по формированию УУД являются компетентностные задания, которые обеспечивают условия для применения предметных ЗУНов и УУД в новых, незнакомых для учащихся межпредметных ситуациях, направленных на приобретение учащимися опыта решения задач жизненного характера. Этот тип задания позволяет включить школьников в самостоятельную познавательно-исследовательскую деятельность, связанную с анализом синтезом, оценкой, на разных этапах обучения (изучение нового материала, обобщение, систематизация и углубление знаний, организация домашнего задания), а также спланировать различные формы контроля (зачёт, практикум, семинарское занятие, лабораторная работа и др.).
Чем же отличаются компетентностно-ориентированные задания?
- Во-первых, - это деятельностное задание;
- Во-вторых, оно моделирует практическую, жизненную ситуацию;
- В-третьих, оно строится на актуальном для учащихся материале;
- В-четвёртых, его структура задаётся следующими элементами:
характеристика задания, задачная формулировка, источник, инструмент проверки, бланк задания.
Придерживаясь классификации А.В.Хуторского, К.Б.Голуба…для педагогической диагностики компетентностей я выбрала следующий список ключевых компетентностей:
- коммуникативная компетентность (включает как собственно коммуникативную компетентность, так и готовность к социальному взаимодействию);
- информационная компетентность (включает готовность к самообразованию и использованию информационных ресурсов);
- учебно-познавательная (включает умение формулировать проблему, выдвигать аргументы, строить логическую цепь рассуждения, находить доказательства, извлекать информацию из различных источников).
Опыт использования КОЗ.
Из собственного опыта использования КОЗ на уроках русского языка остановлюсь на конкретных примерах. Например, работая над фонетикой, орфоэпией, я ставлю перед собой следующие цели: формировать представление о фонетике, орфоэпии как разделах лингвистики; познакомить с правилами произношения гласных и согласных звуков; вырабатывать умение составлять транскрипцию слов. Поэтому первой задачей учителя является задача научить различать буквы и звуки , гласные и согласные звуки и осмысленно применять это на практике с помощью вопросов: что? где? как? почему?
Тема «Орфоэпия как раздел лингвисти» предполагает изучение гласных и согласных звуков. Можно изучать эти темы несколько по-другому: использовать КОЗ как способ для мотивации деятельности учащихся, что позволит учителю проверить степень сформированности языковых, коммуникативных компетентностей и обеспечить понимание основных принципов русской орфоэпии.
На повторительно – обобщающем уроке «Фонетика. Орфоэпия» КОЗ направлены на отработку следующих умений: различать буквы и звуки, гласные и согласные звуки, выявлять закономерности обозначения звуков на письме и использовать эти знания, проводить фонетический и орфоэпический разборы.
КОЗ, разработанный к теме «Звуковой состав слова. Графика»
При изучении темы «Лексическое богатство русского языка» учитель должен руководствоваться следующими целями: дать представление о лексикологии как разделе лингвистики; формировать умение использовать информацию, содержащуюся в толковом словаре; совершенствовать умение пользоваться различными способами объяснения лексического значения слова с помощью необходимых словарей. Поэтому главная задача учителя – объяснить, для чего нужно изучать лексикологию в школе.
Трудная работа со словарным составом языка станет, на мой взгляд, интересней и продуктивней, если вместо традиционного «определите слова по толкованию их лексического значения, выпишите синонимы и т.д.» мы предложим учащимся нестандартные задания для развивающего обучения (КОЗ).
КОЗ, разработанный к теме «Лексическое богатство русского языка»
Выполнение таких заданий как нельзя лучше сможет убедить учителя в том, способен или не способен ученик применить на практике навыки, полученные при изучении данных тем. Такая работа на уроке или дома не является механической, и в ходе этой работы ученики используют не только имеющиеся по данной теме знания, но в поисках правильного ответа находят новую информацию. А добытое с трудом всегда запоминается лучше.
Первые результаты применения КОЗ на уроках привели к выводу: выбор был сделан правильно.
- Во-первых, использование КОЗ уже на первых уроках позволило вовлечь в учебную деятельность всех учащихся, включая ребят с серьёзными пробелами в знаниях.
- Во-вторых, появилась возможность оценить каждого.
- В-третьих, заметно повысился интерес к предмету и к процессу учебной деятельности.
- В-четвёртых, повысилось качество знаний учащихся.
Компетентностный подход не отрицает значения знаний, но акцентирует внимание на способности использовать полученные знания и работать совместно с другими предметниками.