Цель:
- воспитание интереса и любви к музыке;
- показать возможности музыки в передаче разных чувств в настроении человека и окружающей его жизни;
- развитие музыкальных и творческих способностей учащихся.
Задачи:
- дать основные понятия о трех основных жанрах, раскрыть своеобразие каждого из них;
- развитие познавательного интереса у обучающихся.
Формировать УУД:
- Личностные УУД: воспитание интереса к русскому народному творчеству.
- Познавательные УУД: стремление к приобретению знаний о неразрывной связи музыки с жизнью, вокально-хоровых навыков.
- Коммуникативные УУД: умение взаимодействовать со сверстниками в совместной творческой деятельности, участвовать в дискуссии и аргументировать свою позицию.
- Регулятивные УУД: нравственное осмысление искусства и окружающего мира на основе сравнительного анализа.
Тип урока: урок открытия новых знаний.
Методы и формы обучения:
- словесный, наглядный, практический, игровая импровизация, наблюдение, сравнение;
- фронтальная, индивидуальная.
Формы контроля: беседа, самоконтроль, взаимоконтроль.
Опорные понятия, термины: композитор, исполнитель, слушатель, «кит-песня», «кит-танец», «кит-марш».
Оборудование: портреты композиторов, иллюстрации: Грабарь «На озере», Левитан «Березовая роща», компьютер, тех/средства для просмотра слайдов, доска, мел, музыкальный инструмент.
Ход урока
1. Музыкальное приветствие
2. Разговор о процессе возникновения музыки
- Ребята, как вы думаете - что нужно для того, чтобы получилась музыка? (музыканты - исполнители)
- Как называют музыканта, который играет на фортепиано (гитаре, скрипке, трубе, баяне…)? (пианист, гитарист, скрипач, трубач, баянист… Показ слайдов исполнителей)
- Есть музыканты, а что им нужно для игры? (ноты)
- А кто сочиняет ноты? (композиторы)
- Есть композиторы, которые сочиняют музыку. Есть музыканты, они исполняют музыкальные произведения. А для кого играют музыканты? (для нас – слушателей)
Вывод: - Итак, для того, чтобы получилась музыка, нужны:
- композиторы
- исполнители
- слушатели
- С сегодняшнего дня мы с вами будем учиться понимать, слушать и говорить о музыке, исполнять ее, а также попробуем себя в роли композиторов.
3. Введение в тему «Три кита» в музыке»
1). Легенда о «трех «китах»
- Давным-давно, когда люди были «темными», неграмотными, они думали, что земля имеет форму шара (одновременно идет зарисовка на доске). И держат землю три кита. Если один из них уплывет, то земля рухнет и все погибнут. Легенда дошла до наших дней. Сейчас мы знаем, что земля действительно круглая, но не киты ее держат, а она крутится вокруг своей оси. Поэтому решили отнести эту легенду к музыке. Это музыка держится на трех «китах»! И мы с вами попробуем определить их…
2). Звучит марш
- Какая эта музыка? Как бы вы ее назвали?
- Что хочется делать под эту музыку? (маршировать; шагаем возле парт)
- Это первый кит. Называется «кит-марш» (показ иллюстрации, подпись под рисунком на доске: «кит-марш»).
3). Звучит полька
- А это какая музыка? Что под эту музыку хочется делать? (танцевать)
- А как танцевать? (вприпрыжку; танцуем)
- Как называется этот танец? (полька)
4). Звучит вальс.
- А это какая музыка? Что под эту музыку хочется делать? (танцевать)
- А как танцевать? (плавно покачиваться, кружиться; танцуем)
- Как называется этот танец? (вальс)
- Что объединяет польку и вальс? (это танцы)
- Правильно, это второй кит – «кит-танец» (показ иллюстрации, подпись под рисунком «кит-танец»)
5). Звучит песня.
- Это какая музыка? Что хорошо под нее делать – шагать или танцевать? (петь)
- Это «кит – песня» (показ иллюстрации, подпись под рисунком «кит-песня»)
- Назовите - на каких «китах» держится музыка (…)
4. Закрепление темы
1). Звучит русская народная песня «Во поле береза стояла».
а). Определение жанра (показ иллюстраций березки: Грабарь «На озере», Левитан «Березовая роща»).
б). Вокально-хоровая работа над песней по формированию навыка кантилены.
в). Показ фраз, мягкой атаки, хорошего и правильного дыхания, дирижерских жестов: внимание, дыхание, пение, снятие.
- А кто-нибудь хочет со мной поиграть на фортепиано эту песню? (Показ ребенку пульса)
д). Игра в 4 руки и одновременное исполнение песни хором.
2). Слушание «Песни о школе» Д.Б.Кабалевского.
- Какой это «кит»?
- Почему так решили? (хочется петь и здесь есть слова «…мы поем…»)
- О чем?
- Какой характер музыки?
- Какое настроение?
а). Разучивание слов 1 куплета.
б). Разучивание мелодии.
в). Работа над фразировкой (показ рукой)
г). Исполнение песни с аккомпанементом.
3). Слушание «Итальянской польки» С.Рахманинова.
- Понравилась музыка?
- Почему? (веселая, жизнерадостная)
- Какой «кит»?
- Почему так решили?
- А сейчас закроем глаза, представим своего любимого сказочного героя и попробуем, взяв его за руки, потанцевать (…)
4). Слушание «Марша» С.Прокофьева - 1ч.
- Понравилась музыка?
- Какой это «кит»?
- Почему решили, что это «кит-марш»? (шагаем руками в воздухе: вверх - вниз)
5. Обобщение
- С какими «китами» мы познакомились?
- Чем отличается песня от марша? (танец от песни, вальс от польки)
- Почему вальс и полька объединяются одним словом – танец?
- В качестве кого мы с вами побывали на сегодняшнем уроке? (исполнителя, слушателя)