Этап урока
Методы
и приемы |
мин |
Содержание урока.
Деятельность
учителя |
Деятельность ученика |
Планируемые результаты (УУД) |
1. Организационный этап |
1 |
Сколько правил, сколько правил,
С непривычки бросит в дрожь.
Будь старательным и только,
Будь внимательным и только,
Все запомнишь, все поймешь.
Можете садиться. У нас урок … (русского языка)
Чтобы быть успешным на уроке, отгадайте формулу успеха. [слайд 2]
Добавьте нужные слова в формулу.
Старание+внимание+сообразительность=успех.
А ведь УСПЕХ – это 1% таланта и 99% труда.
Давайте потрудимся показать свои знания и умения,
воспользуемся этой формулой. |
Приветствуют учителя |
Р.: способность к мобилизации сил и энергии. |
2. Актуализация опорных знаний и словарная работа
|
7
|
Как вы думаете, какая часть речи о себе рассказала следующее:
У существительных подчас -
Не жизнь, а просто скука!
Ни цвета нет у них без нас,
Ни запаха, ни звука!
Но если нас к ним приложить,
Им веселее станет жить.
Правильно, это имя прилагательное [слайд 3]
Сейчас нас ждёт игра «Эскалатор» [слайд 4]
У нас есть ответы.
Ребята, которые сидят за 1 партой, будут задавать вопросы к данному ответу ребятам, сидящим за 2 партой и т.д. Так мы поднимемся вверх по лесенке знаний и повторим изученное об имени прилагательном. Давать полные ответы. |
Сохраняют учебную задачу
|
П.: структурирование знаний;
выбор способов решения задач.
|
Предполагаемые вопросы:
- На какие вопросы отвечает имя прилагательное? (какой? какая? какое? какие?)
- Что обозначает имя прилагательное? (признак предмета)
- Каким членом предложения является имя прилагательное? (определением)
- Как подчеркивается в предложении? (волнистой линией)
- Для чего нужны имена прилагательные?
(чтобы украшать нашу речь)
- С какой частью речи связано имя прилагательное? (с именем существительным) |
Рассказывают - отвечают на вопросы об имени прилагательном |
- Минутка чистописания. [слайд 5]
Запишите сочетания букв: -ая, -яя, -ый, -ий,-ой, -ое, -ее, -ые, -ие.
Посмотрите внимательно на буквосочетания.
Что вы заметили? (Это окончания имен прил. в начальной форме).
Почему окончаний так много? (Окончания зависят от рода имени прил.)
От чего зависит род имени прилагательного? (Род имени прил. зависит от рода имени сущ., связанного с ним) |
Записывают |
Вспомните, какие окончания, к какому роду относятся. (Учитель показывает указкой на любое сочетание)
Молодцы!
Развитие речи. [слайд 6]
Задание: Догадайтесь, о ком или о чём идёт речь –
- Что это за барабанщик? Зацепился за ствол сильными ногами. Упёрся своим упругим хвостом и крепким, как долото, клювом долбит дерево. (дятел)
- 2) Ягоды на этом дереве появляются в конце лета или осенью, ярко-красные, собранные в большие пучки. Но срывать ягоды стоит срывать уже после того, как их прихватит мороз. Тогда они будут вкусные. (рябина)
- 3) Её все знают с самого детства. Она участвует во многих народных сказках. Этот хитрый зверёк … лисица)
- 4) Об этой ночной хищной птице рассказывают много небылиц, считают её вестником беды. Кричит она действительно страшно. Но птица эта – истребитель грызунов, а значит, наш большой друг. И зовут её … (сова)
Подберите прилагательное к этим сущ. |
Показывают карточки с названием рода |
- А теперь я сама напишу вам существительные. [слайд 7]
Весна, ужас, туман, вкус, тишь, длина, место, лето.
От данных существительных образуйте однокоренные прилагательные в начальной форме (форма мужского рода) |
Образовывают прил. от сущ. |
3.
Самоопределение к деятельности |
3 |
Подберите к именам прилагательным имена существительные и поставьте данные прилагательные в нужную форму (+карточки с именами сущ.) [слайд 8]
(яблоко, утро, капель, видимость, ленточка, поступок, голос, житель)
Что значит поставить в нужную форму? (изменить окончание в зависимости от рода)
м.р. |
ж.р. |
ср.р. |
ужасный |
весенняя |
вкусное |
тихий |
туманная |
летнее |
местный |
длинная |
|
Почему в некоторых словах пишется удвоенная нн? (одна буква от корня, вторая – суффикс)
(по рядам – разберите по составу прил.)
И снова – Молодцы! |
Работают на доске
По рядам |
|
4. Мотивационный этап.
Сл.: беседа |
5 |
- Прочитайте словосочетания на доске. [слайд 9]
Интересная книга, интересной книги, интересной книге, интересную книгу, интересной книгой, об интересной книге.
- Назовите имена существительные. Что можно о них сказать? Это однокоренные слова? (Нет, это формы одного слова - изменилось только окончание) |
Подбирают прил. к сущ.
Определяют род им. прил. |
П.:
структурирование знаний;
Р.: контроль;
коррекция;
Р.: целеполагание; планирование. |
- Определите падеж имен сущ.
- Назовите имена прил.
А что можно сказать об именах прил.?
Как они изменяются? (по падежам)
- Предложите свой способ определения падежа имени прилагательного. |
Выделяют окончания им. прил. |
|
- Сформулируйте тему урока.
(мы умеем склонять прилагательное.?
- «Да», - значит, будем упражняться в склонении прил.) |
Определяют тему и цель урока |
5. Постановка учебной задачи и ее решение
Практич.: выполнение упражнений |
10
|
- Ещё раз повторите сведения о языке на с. 82-83 учебника.
- Как изменяются имена прилагательные? (имена прилагательные, как и имена сущ. изменяются по падежам, или склоняются)
Запишите прилагательные (колючий, личный) с именами сущ. [слайд 10]
м.р. (1 ряд),
ж.р. (2 ряд),
ср.р. (3 ряд) в Р.п. и Т.п.
(коллективное выполнение по рядам)
1 ряд
Им. п. |
колючий ёж |
личный пример |
Р.п. |
колючего ежа |
личного примера |
Т.п. |
колючим ежом |
личным примером |
2 ряд
Им. п. |
Колючая сосна |
личная просьба |
Р.п. |
колючей сосны |
личной просьбы |
Т.п. |
колючей сосной |
личной просьбой |
3 ряд
Им. п. |
Колючее дерево |
личное хозяйство |
Р.п. |
колючего дерева |
личного хозяйства |
Т.п. |
колючим деревом |
личным хозяйством |
- Почему данные прилагательные подошли только к сущ. ёж, пример?
- Что необходимо было сделать, чтобы прилагательные подошли к другим существительным? (изменить окончания)
- Какие окончания имеют имена прилагательные единственного числа мужского, женского и среднего рода в родительном падеже?
- Как произносится это окончание? [-ево, -ово]
- Как определить род, число, падеж имени прилагательного? (Имя прил. стоит в том же роде, числе и падеже, что и имя сущ., к которому оно относится) |
Проверяют свои знания
Выполняют
упражнение |
П.:
структурирование знаний;
построение логической цепи рассуждений |
Физминутка |
3 |
Пора отдохнуть, повторяйте движения за Здоровячком.[слайд 11] |
Повторяют движения |
Л: установка на ЗОЖ |
6.
Решение частных задач |
7 |
Упражнение в определении падежа имен прил.
[слайд 12]
- Спишите. Укажите падеж имен прил.
1 ряд. Поехал на дальнее озеро.
2 ряд. Сидел у холодного ручья.
3 ряд. Плыл по горной реке.
4 ряд. Рос возле старого дерева.
Упражнение в определении рода имён прил.
[слайд 13]
(Устная работа с сигнальными карточками - род)
Березовый пень, осенняя погода, классный час, красивое платье, вкусный обед, гусиное перо, летучая мышь, крикливый малыш, долгожданное письмо, синее небо.
(учитель показывает карточку с названием любого падежа – ученики по слогам проговаривают с/с) |
Выполняют упражнение
Записывают по памяти
Определяют род им. прил. |
П.: Структурирование знаний;
поиск и выделение необходимой информации; выбор эффективных способов решения задач. |
7. Офтальмотренаж |
1 |
Пора отдохнуть! [слайд 14]
Следите глазами за появлением фигур |
Следят глазами |
Л: установка на ЗОЖ |
8.Инф. о д.з. |
1 |
С. 89, упр. 6 [слайд 15]
Прочитайте задание, какие трудности могут быть при выполнении домашнего задания? |
Записывают в дневник |
П.: осмысление информации |
9. Итог урока.
Рефлексия
Сл.: опрос |
2 |
Подведём итог урока [слайд 16]
Для чего необходимы имена прил. в речи?
Прилагательные делают нашу речь яркой и выразительной.
Прислушайтесь, как звучат прил. в стихах Р.Рождественского. (Читаем вместе)
О русской природе, о милой природе
С зарёй в материнских глазах,
О тающем снеге, о ясной погоде,
О яблоне в наших садах,
О шумной пшенице, о вольных просторах,
О солнце сквозистых берёз,
О ласковых реках, о девичьих взорах,
О песнях, щемящих до слёз.
- Как изменяются имена прилагательные? Приведите примеры.
- Как определить падеж имени прилагательного?
Имя прил. всегда дружит с именем сущ.,
имя прил. имеет те же грамматические признаки, что и сущ., с которым оно связано. Называется эта особенность согласование.
- Какие задания вызвали затруднения?
- Когда и где можно применить полученные знания?
- Оцените свою работу на уроке.
[слайд 17]
Урок окончен. Спасибо за работу! Спасибо за урок! |
Обобщают полученные знания
Оценивают свою работу на уроке |
Р.:
контроль, оценка деятельности и самооценка |