Участники проекта: дети старшей, подготовительной групп, воспитатели, старший воспитатель, родители группы.
Вид проекта: краткосрочный.
Тип проекта: информационный практико-ориентированный, творческий.
Сроки проведения: 1 месяц.
Количество участников проекта: 10 человек.
Возраст детей: 6 лет.
Форма проведения: групповая.
Актуальность
Выбор нашего проекта не случаен. В ходе нод на основе лексической темы «Наш город» были выявлены следующие особенности речевых высказываний дошкольников с ОНР: недостаточность словаря по данной теме, неточности в подборе слов, характеризующих особенности внешнего вида зданий, употреблении относительных прилагательных, наречий, предлогов с пространственным значением, затруднения при составлении описательных рассказов зданий, ошибки слоговой структуры при употреблении слов-терминов, характеризующих части постройки.
Для расширения речевых возможностей детей мы решили вовлечь их в проектную деятельность «Речевое развитие старших дошкольников с ОНР при ознакомлении с архитектурой родного города». Данный проект предполагает активное участие детей в совместной деятельности, уточняет и расширяет знания об архитектурных особенностях, способствует познавательному, творческому, речевому развитию, развивает инициативу, эстетическое, эмоционально- целостное отношение к искусству архитектуры.
Цели и задачи проекта
Цель педагогическая: Совершенствовать самостоятельную речь детей при ознакомлении с лексической темой «Архитектура города».
Цель детская: активно участвовать в рассматривании, конструировании зданий с различными архитектурными особенностями.
Краткое содержание проекта
Данный проект направлен на стимуляцию познавательно-речевого развития, организацию совместной поисково-исследовательской деятельности педагогов, детей и родителей в ходе знакомства с темой «Наш город». Работа над проектом будет способствовать расширению кругозора, познавательному, речевому, художественно- эстетическому развитию дошкольников.
Ожидаемые результаты:
- У детей расширятся представления о достопримечательностях родного города; о различных конструкциях зданий и архитектурных сооружений;
- Дошкольники научатся видеть индивидуальность и декоративность каждого здания, будут упражняться в составлении характеристик архитектурных объектов;
- Повысится познавательная, речевая активность детей;
- Дошкольники примут активное участие в совместной продуктивной деятельности при создании панно «Архитектура города»
Оценка результатов проектной деятельности будет отслеживаться через:
- беседы с детьми;
- наблюдение за детьми в ходе создания проекта и совместной непосредственно образовательной и самостоятельной деятельности (художественной, познавательной, речевой, исследовательской)
- беседы с родителями.
- совместная деятельность родителей и детей.
- беседы с педагогами.
Продукт проекта: панно «Архитектура города».
Проблема педагогическая: Активизация речевой деятельности при ознакомлении с зданиями различной архитектуры.
Проблема, сформулированная детьми: Хотим узнать о работе архитектора, построить город на панно.
Задачи педагогические:
- Развивать интерес к рассматриванию и сравнению архитектурных объектов ближайшего окружения.
- Формировать и обогащать представления детей старшего дошкольного возраста об архитектуре родного города.
- Воспитывать эстетическое восприятие красоты архитектурных сооружений.
- Упражнять в выделении выразительных особенностей материалов и элементов оформления здания (форма окон, дверей, колонны, башни, балконы, решётки, скульптуры, вазоны, цветовое решение оформления зданий).
- Активизировать использование в самостоятельной речи слов: архитектура, фасад, фундамент, декор, колонна, арка, балкон…), предлогов, наречий с пространственным значением.
- Совершенствовать составление описательных рассказов о выбранных зданиях.
- Развивать творческое воображение, композиционные умения, мелкую моторику при создании макета города.
- Привлекать семью к сотрудничеству с ДОО в вопросах ознакомления детей старших дошкольников с архитектурой.
- Развивать общение и взаимодействие дошкольника со сверстниками и взрослыми в коллективной работе.
Гипотеза
Наш проект расширит представление дошкольников о архитектурных особенностях города, профессиональной деятельности людей, работающих в строительной отрасли.
Если дошкольники создадут совместно с взрослыми панно «Архитектура города», то у них сформируется бережное к архитектурным особенностям ближайшего окружения, разовьются изобразительные, конструктивные способности, расширится кругозор, поднимется самооценка, активизируется словарь.
Формы презентации проекта:
- презентация панно «Архитектура города».
План действий
- Постановка проблемы и определение предстоящей деятельности:
- Модель трех вопросов:
Что мы знаем о домах разной архитектуры? |
Что мы хотим узнать? |
Что нужно сделать, чтобы это узнать? |
Дома бывают разные. |
Назначение домов, виды построек, название элементов, частей построек, этапы создания постройки, строительные профессии |
Можно узнать в детской энциклопедии. |
- Планирование деятельности детьми совместно с взрослыми, определение средств и способов реализации проекта.
- Совместное выполнение проекта детьми и взрослыми.
- Обсуждение результатов.
- Определение перспектив проектирования.
Схема реализации проекта
№ | Формы работы |
Задачи |
Срок |
Время в режиме |
Место проведения |
|
||||
I этап – Проблема, выбор темы |
|
|
||||||||
1 |
Проблемная ситуация: Хотим узнать почему дома бывают разные, назначение, этапы, способы постройки, название элементов. |
Создание условий для осознания детьми поставленной проблемы, принятие задач реализации темы проекта. |
1 день |
утро |
группа |
|
||||
II этап - Подготовительный |
|
|
||||||||
1 |
Экскурсии по улицам родного города, просмотр видео, фотопутешествия совместно с взрослыми. |
Организовать совместную деятельность родителей и детей над темой проекта. |
3 дня |
вечером, и в выходные дни |
Дома в кругу семьи |
|||||
2 |
Цикл бесед:
|
В ходе бесед дать представление дошкольникам о разных видах архитектурных сооружений, их назначении, названии частей, элементов зданий, строительных профессиях. |
неделя |
свободное от НОД |
группа |
|||||
3 |
Наблюдения в окружающем пространстве (дом, улица, детский сад) |
Выявить в ближайшем окружении предметы, связанные с различной архитектурой, определить вид архитектуры, назвать элементы. развивать наблюдательность, способность анализировать увиденное. |
1-2 дня |
день |
Дом, детский сад, улица. |
|||||
4 |
Просмотр мультфильмов |
Использовать мультфильм для ознакомления с этапами постройки |
неделя |
вечер |
Музы-кальный зал |
|||||
5 |
Совместный поиск родителями и детьми информации о домах различной архитектуры, способах создания. |
Расширяют представления о архитектуре: способах создания построек, о конструировании зданий из различного конструктора, из логопедической мозаики «Дары Фрёбеля», способах создания изображений на плоскости листа – количество объектов и их расположение. |
1 день |
в вечерние часы |
семья |
|||||
6 |
Просмотр на интерактивной доске видов города, обсуждение пространственного расположения зданий, выявление соответствия здания ландшафтному дизайну |
Выявление взаимосвязи в работе архитектора, строителя, ландшафтного дизайнера. |
1 день |
в утренние и вечерние часы |
группа |
|||||
7 |
Прослушивание песен, стихов о строителях, разучивание динамических пауз, подбор пословиц (смотри приложение) |
Приобщать к искусству, развивать способности детей понимать художественные и музыкальные произведения. |
2 недели |
НОД, |
Группа, музыкаль |
|||||
8 |
Чтение художественной литературы на тему «Строительство, архитектура» (стих. «Твой дом» К.Мурзалиев, «Кирпичик» А.Матутис, |
Расширить представления детей об архитектуре через ознакомление с художественной литературой. |
1 неделя |
НОД, |
группа |
|||||
9 |
Встреча с почётным строителем (родители детей, работающие в строительной отрасли) |
Познакомить с представителем профессии строительной отрасли, в беседе получить ответы на интересующие вопросы. |
1 день |
Свободное от НОД |
Группа |
|||||
10 |
Рассматривание видеоматериалов необычных, интересных зданий родного края |
Познакомить детей с образцами зданий, интересной архитектуры, для расширения представлений об архитектурных особенностях ближайшего окружения. |
1 день |
Свобод-ное от НОД время |
группа |
|||||
III этап – Исследовательский (реализация плана проекта) |
|
|||||||||
1 |
Конкурс конструирования (крупный конструктор, лего, палочки, фишки, набор «Дары Фрёбеля») |
Развивать конструктивные способности при создании зданий из материала на выбор. |
2 дня |
Свободное время |
Детский сад, семья |
|
||||
2. |
Пазлы «Что сначала, что потом». |
Уточнить этапы постройки зданий. |
1 день |
НОД |
Группа |
|
||||
3 |
Дидактические игры: «Расскажи о здании по плану», «Я - архитектор», «Скажи наоборот», «Хвастунишки», |
Расширить представления: о архитектуре, как о постройках с различным назначением, особенностях внешнего вида зданий; обогатить словарь специальными терминами, упражнять в сравнении. |
1 неделя |
НОД |
Группа, |
|
||||
4 |
Коллективное сочинение описательных рассказов о выбранных зданиях |
Составление описательных рассказов по плану. |
неделя |
Свободное время |
Дом, группа |
|
||||
5 |
Конкурс рисунков зданий различной архитектуры |
Создать альбом с изображением различных зданий, выполненных в разных техниках. |
неделя |
вечер, выходные дни. |
семья |
|
||||
6 |
Домашнее задание родителям и детям: нарисовать рисунок здания и прилегающей ландшафтной зоны |
Развивать стремление отражать впечатления в собственных рисунках. |
1 неделя |
вечер, выходные дни. |
семья |
|
||||
7 |
Создание элементов панно (дома различной архитектуры, элементы ландшафтного дизайна) |
Развивать воображение, пространственную ориентировку, речевую активность. |
1 неделя |
Свободное время |
Детский сад |
|
||||
IV этап – Обобщающий |
|
|||||||||
1 |
Создание макета улицы, города на сенсорном панно из готовых плоскостных изображений зданий |
Привлечь дошкольников к созданию эскизов, набросков действующих лиц будущих творческих рисунков. |
неделя |
утро, вечер. |
группа |
|
||||
2 |
Конструирование детьми различных домов из элементов: |
Помочь выбрать тему постройки. |
2 дня |
утро. вечер |
Группа, |
|
||||
3 |
Подбор, создание и оформление элементов ландшафтного дизайна |
Подобрать, изготовить элементы ландшафтного дизайна. |
1 день |
утро, вечер |
группа |
|
||||
4 |
Составление рассказов по выполненным макетам на панно |
Упражнять в составлении описательных рассказов зданий различной архитектуры и ландшафтного дизайна. |
1 день |
утро, вечер |
группа |
|
||||
V этап – Презентационный |
|
|||||||||
1 |
Презентация панно «Архитектура города». Демонстрация педагогам, детям старших групп |
Привлечь дошкольников к защите проекта. |
1 день |
НОД |
группа |
|
Перспектива развития проекта
В дальнейшем сенсорное панно будет использоваться в НОД по речевому, познавательному, художественно-эстетическому развитию, в свободной деятельности детей для активизации речемыслительной, продуктивной, деятельности при создании различных архитектурных построек.
Список используемой литературы
- Н.В.Нищева «Комплексная образовательная программа дошкольного образования для детей с тяжёлыми нарушениями речи с 3 до 7 лет» ООО «Издательство «Детство-Пресс, 233 стр.
- Рубан Г.А. Методическое пособие «Такие разные постройки», Издательство «ОО Принт», г. Самара, 48 стр.
- Под редакцией В.И.Логиновой «Хрестоматия для детей старшего дошкольного возраста», Москва « Просвещение», 428 стр.
- Л.И.Орефьева «Лексические темы по развитию речи детей 4-8 лет», Издательство Москва, 67 стр.
- Р.А.Лалаева, Н.В.Серебрякова «Формирование лексики и грамматического строя у дошкольников с ОНР», Изд. Санкт-Петербург, 98 стр.