В последние годы всё чаще отмечаются речевые нарушения у детей, приходящих в первый класс. Причиной этого может быть особенность развития речевого аппарата, общая школьная незрелость в силу каких-то социальных причин, и другие. Но главной задачей школы, поставленной ФГОС, является создание таких образовательных условий на уроке и во внеучебной деятельности, чтобы каждый ученик стал успешным, имея разные стартовые условия. Учитель, таким образом, может и должен использовать в работе все доступные ресурсы, чтобы нивелировать, по-возможности, влияние речевых нарушений на образовательную деятельность ребёнка в учении и обучении. Особенно актуальным такой подход становится в случае отсутствия специалистов (логопедов, дефектологов) в образовательных учреждениях и центрах дополнительного образования.
Я предлагаю подборку материалов, которые можно использовать в организации и осуществлении урочной и внеучебной деятельности. Эти материалы помогут ребёнку научиться слышать звуки, правильно прочитывать буквы, которые эти звуки обозначают, различать их на письме, т.к. предложенные задания построены на активизации и дифференциации функции слухо-речевого анализатора и развитии фонематического слуха. Предлагаемые задания помогут ученикам лучше понять и почувствовать различие между близкими звуками посредством слухового, зрительного, кинестетического анализаторов; установится и закрепится прочная связь между звуком и буквой. Задания помогут ощутить различия каждого из смешиваемых звуков при выполнении устных и письменных упражнений. Использовать материал можно в форме индивидуальных заданий, заданий для организации работы в парах и группах, для фронтальной работы, при организации проектной деятельности и т.д.
К предлагаемому мною материалу можно давать различные задания: чтение про себя, вслух, хором, выборочное, комментированное, объяснительное и др.; выписать слова с заданной буквой; выделить букву в карточке или в записи цветным карандашом; составить предложения с заданными словами; выполнить фонетический (звуко – буквенный) анализ; зрительный, предупредительный, первичный проверочный, объяснительный и др. диктанты.
При выполнении диктантов в начале работы по паре звуков имеет смысл смешиваемые звуки произносить с подчёркнутой артикуляцией (орфографическое чтение) и громкостью, а в последующей работе эта подчёркнутость убирается.
На этапе обучения грамоте изучаемые звуки для детей с речевыми нарушениями необходимо чётко артикулировать, тренировать соотнесение произнесения звука с поиском в разрезной азбуке или написанием обозначающей его буквы. Выполняя звуковой анализ слов, следует определить – сколько букв в слове, на каком месте в слове находится изучаемая буква; можно предложить ученикам придумать слова с этой буквой, создать ряд слов и вновь определить место заданной буквы в словах; записать ряд слов, выделить букву и т.д.
Психо-физиологические особенности обучающихся в начальных классах детей диктуют учителю необходимость использования в ежедневной практике игровые технологии. Применяя данный материал, можно организовать игры – «Цепочки слов», «Лото», «Словесный мячик», «Да – нет», «Я беру с собой» и др.
Л – Р
лак | лук |
палата |
рак |
роза |
марка |
лапа |
луч |
палатка |
Рая |
рысь |
карта |
лампа |
луна |
шалун |
рама |
рука |
парта |
лапша |
лужа |
болото |
рана |
рыба |
комар |
лото |
лопата |
волна |
рот |
рукав |
шар |
лось |
лодка |
платок |
роса |
ручей |
норка |
На полке мыло. |
Шура моет раму. |
барка |
балка |
бурки |
булки |
жарить |
жалить |
жарко |
жалко |
жарь |
жаль |
рак |
лак |
репка |
лепка |
ров |
лов |
розы |
лозы |
Хитрая плутовка, рыжая головка, |
Лесники её котят взять домой не захотят. |
Лейся, дождик веселей! |
Ни пера, ни крыла, а быстрее орла. |
Тихо – тихо снег идёт, |
Осень в сад к нам пришла, |
Сидит дед, в сто шуб одет. |
Утром бусы засверкали, |
Лампа упала со стола. |
Ручка стала плохо писать. |
Слава Соколов учился в школе. |
Вот и весна на дворе. |
В лодку положен улов лососины. |
По горной тропинке пробирается охотник. |
Лето. |
Зимой в лесу. |
Лето. |
Зима. |
Б – П
Паша | Петя |
лапа |
баня |
Люба |
брат |
палка |
пионы |
липа |
балка |
рыба |
билет |
пила |
печь |
папа |
белка |
шуба |
рыбак |
перо |
песок |
лапка |
Боря |
верба |
фабрика |
палка |
песня |
липка |
бык |
собака |
бабушка |
полка |
пират |
лампа |
бинт |
рябина |
букварь |
У Пети пила. |
У Любы бант. |
букет |
пакет |
балка |
палка |
башня |
пашня |
бочка |
почка |
бой |
пой |
бел |
пел |
забирай |
запирай |
набор |
напор |
болит |
палит |
Пышный хвост торчит с верхушки. |
Домовитая хозяйка |
Шевелились у цветка все четыре лепестка. |
Он круглый и красный, |
Стоят в поле сестрицы, платья белены, |
Портфель у меня не велик и не мал. |
Прилетели галки в поле |
Он с хвостом резиновым, |
Брат купил букварь. |
Утро было ясное. |
У Бори барабан. |
На реке. |
Ребята пришли к пристани. |
Яблоки. |
Утро было ясное и тёплое. |
Около села протекала большая река. |
Охотники шли около болота. |
Боря и Петя шли по тропинке. |
В – Ф
Валя | сова |
Витя |
Фома |
филин |
Африка |
Ваня |
трава |
вилка |
Феня |
финики |
кофта |
вата |
слова |
вишня |
ферма |
фикус |
фрукты |
Вова |
Клава |
весна |
фокус |
фиалка |
флоксы |
волк |
дерево |
ветка |
фонарь |
фартук |
фрак |
волос |
Москва |
весло |
фонтан |
фасоль |
кафтан |
Филин в лесу. |
Вера варила плов. |
Веня |
Феня |
ветка |
конфетка |
влага |
фляга |
Ездить нужно осторожно. |
Этот глаз – особый глаз. |
Через нос проходит в грудь |
Из меня посуду тонкую, |
Я зашёл в зелёный дом |
Праздник, праздник у ворот. |
Две плетёнки – две сестрёнки, |
Днём – спит, ночью – летает, |
На витрине красивые ковры. |
Валя и Феня в лесу. |
Вася и Вера в новой школе. |
Валя, Лёва и Филипп пошли в парк. |
Весной внуки приехали в Москву. |
Варя и Феня живут на севере. |
Наступила ранняя весна. |
В огороде растут свёкла, фасоль и морковь. |
Вера перешла в восьмой класс. |
Васька в комнате ловил мух. |
Г - К
Галя | гора |
гуси |
Катя |
ком |
кепка |
газ |
горох |
губы |
каша |
конь |
кекс |
галка |
голос |
гиря |
капля |
колесо |
кефир |
гамак |
гости |
гитара |
каска |
Кира |
кедр |
галстук |
голова |
герой |
капитан |
кино |
кухня |
Гаврила |
голуби |
гром |
капуста |
кирпич |
колпак |
Галя гонит гусей. |
У Киры косы. |
игра |
икра |
Галина |
калина |
гора |
кора |
галька |
калька |
гол |
кол |
колос |
колос |
гости |
кости |
густ |
куст |
грот |
крот |
Весь я сделан из железа, |
Кругла, рассыпчата, бела, |
Под сосною у дорожки |
Что за скрип? Что за хруст? |
На дворе переполох – |
Есть, ребята, у меня |
Без рук, без топорёнка |
Не зверь, не птица, носок – как спица. |
Гоша ходил за грибами. |
Коля пас корову на лугу. |
Мы долго ходили по лесу. |
Дети играют на дворе. |
Мальчики бегали на лугу. |
У речки крутые берега. |
Сильно грело солнце. |
Я пригласил друга на прогулку. |
Стояла тёплая погода. |
Нашу кошку зовут Мурка. |
Д–Т
Ж–З
С–Ш
Ц–Ч
Литература
- Волина В.В. «Занимательное азбуковедение» - М., 1991.
- Волкова К.А. «Произношение: Школа глухих» - М., 1985.
- Горецкий В.Г., Тикунова Л.И. «Контрольные работы в начальной школе по чтению» - М., 1996.
- Игры в логопедической работе с детьми. – М., Кондакова М.Ф. «Диктанты и другие материалы для дифференциации смешиваемых букв» - М., 1964.
- Максаков А.И., Тумакова Г.А. «Учите, играя» - М., 1983.