«Театр у микрофона». Интерактивное мероприятие, посвященное театральным сказкам Тамары Габбе, для учащихся 5–6-х классов

Разделы: Организация школьной библиотеки

Классы: 5, 6


Вводная часть. В начале мероприятия ребятам надо немного рассказать о том, что такое радио и какую роль играло радио в жизни людей, когда не было телевидения и интернета. И предложить ученикам представить себя в радиостудии, на передаче «Театр у микрофона», в которой речь пойдет о добрых и мудрых театральных сказках Тамары Габбе.

Оформление. Два самых обычных микрофона (для создания атмосферы), распечатанные фрагменты из произведений Тамары Габбе, видеофрагменты из фильмов «Город мастеров» и «Кольца Альманзора», книжная выставка.

Сценарий

Вступительное слово учителя или ведущего. Представьте себе время Великой Отечественной войны, блокадный Ленинград, кружащие над городом стаи вражеских бомбардировщиков, угрожающих людям и их жилищам. Обычное бомбоубежище, где пытаются спастись женщины и дети. И хрупкая женщина, собравшая вокруг себя детей разных возрастов и рассказывающая им занимательные и волшебные истории. Это и была Тамара Габбе, которая в то страшное время пыталась, как умела, как могла, отвлечь, ободрить, подарить мечту перепуганным ребятишкам. И так продолжалось изо дня в день… И именно в блокадном Ленинграде Тамара Габбе начнет писать свою самую знаменитую пьесу – «Город мастеров или Сказка о двух горбунах».

Куда только не переносит нас сказка - чудесное сочетание были и небыли. Мы оказываемся над облаками и под землей, слышим, как переговариваются между собой птицы и звери, усваиваем диковинные названия стран и имена героев, пугаемся и облегченно вздыхаем, когда, как и положено в сказке, разум и доброта одерживают трудную и прекрасную победу над злостью, коварством и жестокостью.

Тамара Григорьевна Габбе всю свою жизнь посвятила сказке. Тамара Григорьевна переводила и пересказывала сказки, составляла сборники сказок, сама писала пьесы для детского и юношеского театров на сказочные сюжеты.

Ребята получают тексты песенки шута и песенки Золушки из сказки «Хрустальный башмачок». Учитель (ведущий) просит выйти к микрофону (мальчика и девочку) и прочитать песенки.

Песенка шута

Моя работа — смех.
Пусть дураком меня зовут,
Но я умнее всех.
Умнее принца самого
И короля-отца.
Нет у него
Ни одного
На шапке бубенца!
Весь двор я шуткой веселю,
Дразню насмешкой знать
И даже правду королю
В глаза могу сказать.
Пою у трона «траля-ля»,
Бубенчиком звеня.
Все слушаются короля,
А слушают меня.
Пусть дураком меня зовут,
Но я умнее всех.
Я королевский главный шут,
Моя работа — смех!..

Песенка Золушки

Когда-то девушка жила
В своем родимом доме.
На чердаке она спала
Под крышей, на соломе…
Она мела и двор и дом,
В квашне месила тесто,
А за обеденным столом
Ей не хватало места.
Дружила девушка с метлой,
С котлом и сковородкой,
Кастрюли чистила золой
И терла жесткой щеткой.
Стирала, гладила белье,
Вощила половицы,
И звали Золушкой ее
Хозяюшки-сестрицы…

Вопросы для «студии»Знаком ли нам сюжет «Хрустального башмачка»? Кто его французский автор? И знаем ли мы, чем история Золушки и её сестриц закончилась?

Слово учителя (ведущего). Тамара Габбе считала, что дети любят играть во взрослых, потому что так они учатся быть взрослыми, воображают и предчувствуют свою будущую деятельность и судьбу. Добрая сказочница писала: «Играя и читая, дети примеряют себя к разным обстоятельствам жизни, пробуют свои силы. Им надо мало – только приключений и подвигов!». Давайте и мы сейчас с вами в нашей «радиопередаче» «примеримся» к определенным обстоятельствам и решим сами для себя – а способны ли мы на подвиг, на решительный и смелый шаг.

На экране включается видеофрагмент из художественного фильма «Город мастеров», начало (мирная жизнь города и завоевание города войсками герцога де Маликорна).

Слова учителя, который «перевоплощается» в бабушку Тафаро.

Когда это было?
В какой стороне?
Об этом сказать мудрено.
И цифры и буквы
У нас на стене
От времени стерлись давно.
Но если от времени
Стерлась резьба, –
Преданье старинное есть
О том, как под сенью родного герба
На площади этой кипела борьба
За счастье, свободу и честь!
Вот что мог бы вам рассказать этот серебряный лев с городского герба. Но так как он говорить не умеет, за него расскажу я.

Вы знаете; кто я такая? Люди зовут меня бабушкой Тафаро. Вам это имя незнакомо? Нет? А вот жители города Мастеров, который скрывается за этим занавесом, часто приходят ко мне за добрым советом… Знаете ли вы, почему этот старинный город называется городом Мастеров? Потому что люди, которые в нем живут, умеют делать все на свете. Это настоящие мастера своего дела. Они чеканят серебряную, бронзовую и медную посуду, куют плуги, мечи и копья, ткут прекрасные ткани, режут по дереву и по камню. А какие у нас кружевницы! Они умеют плести кружева тоньше паутины. Какие у нас пирожники Они умеют печь пироги, начиненные музыкой и живыми голубями, которые разлетаются, когда пирог подают на стол…
Все бы хорошо, – одно плохо…

Не знаю даже, как рассказать вам о том великом несчастье, которое обрушилось на наш город… Боюсь говорить… Как бы не услышали чужеземные солдаты! Они бродят по нашим улицам – смотрят, подслушивают, но стоит кому-нибудь сказать неугодное им словцо, его хватают и запирают в башню Молчания. Там стены без окон, а кругом глубокий ров, наполненный водой… Попасть в эту башню легко, а вот выйти из нее не легче, чем из могилы. И подумать только, что всего год назад мы жили вольно, весело, никому не кланяясь! Враги нагрянули на нас нежданно-негаданно. Силой и хитростью овладели нашим городом, а тех, кто мог поднять против них меч, казнили, изгнали или запрятали в башню Молчания. С тех пор тихо и пустынно у нас на улицах. Люди перестали смеяться, плясать, петь веселые песни. Все со страхом оглядываются на замок, а там, как сыч в дупле, живет сам наместник…

Ребята получают список действующих лиц и зачитывают его у микрофона.

Вопросы для «студии»Как вы думаете, кто из героев положительный, а кто – отрицательный? А кто главный герой сказки? А о каких двух горбунах говориться в названии? Учитель (ведущий) корректирует ответы учеников, не пересказывая сюжет, а пытаясь заинтересовать событиями сказки.

Ребята, а давайте посмотрим, что происходит в самом городе мастеров?!

К микрофону выходят желающие и без подготовки читают по ролям фрагмент сказки (Вероника, Клик – Кляк, Караколь и бабушка Тафаро, см. Приложения).

Ребята получают текст песенки Караколя и читают её вслух все вместе.

На экране включается видеофрагмент из художественного фильма «Город мастеров» - песенка Вероники.

Вопросы для «студии»Каким вы представляете себе Караколя? Внешность? Характер? Отношение к родному городу? Чувства к Веронике?

А теперь самое время заглянуть в замок наместника – второго горбуна – герцога де Малиорна.

К микрофону выходят желающие и без подготовки читают по ролям фрагмент сказки (Герцог, Клик – Кляк и Мушерон, см. Приложения).
А вот, что случилось дальше, вы можете узнать, если прочитаете полностью пьесу – сказку Тамары Габбе «Город мастеров».

Слово учителя (ведущего).  А теперь мы отправимся в одно очень интересное королевство. Это королевство Фазании и Павлинии, а правит им королева ЯНУАРИЯ. У неё две дочери – застенчивая и наивная Алели и решительная и дерзкая Августа. Первого министра королевы зовут – ФЛЮГЕРИО, а королевского лекаря – ЛЕЧИБОЛЬ. Давайте послушаем о чем они разговаривают…

К микрофону выходят желающие и без подготовки читают по ролям фрагмент сказки (Королева, Лечиболь и Флюгерио, см. Приложения).

Слово учителя (ведущего). Этот диалог из еще одной театральной сказки Тамары Габбе – «Оловянные кольца» или «Волшебные кольца Альманзора».
«Волшебные кольца Альманзора» - красивая сказка о любви и верности, в которой чудес и приключений хоть отбавляй. Здесь есть все: и волшебник, и королевский дворец, и цветущий сад, и коварные пираты… Но самое главное – Оловянные кольца, которые нельзя ни украсть, ни продать, ни отнять. Они обладают могучей чудодейственной силой, но проявляют ее только тогда, когда достаются в подарок любящим друг друга людям. И как бы ни старались глупые или трусливые, жадные или жестокие люди извлечь из этих колец силу, — им это не удастся. Кому-то они несут радость, кому-то огорчение, вот только счастливыми от них не становятся. Наверное, потому, что счастье и любовь не могут принести никакие кольца – будь они из олова или из золота. Свою судьбу человек творит сам…Эта сказка о том, как дороги поддержка и сочувствие, как окрыляет радость обретения дружбы, любви и самого себя в этом мире... Причудливые и странные события «Волшебных колец Альманзора» не раз заставят нас задуматься над самыми обыкновенными словами - любовь, преданность, искренность, вероломство, корысть, жестокость, мудрость, доброта…

Вопросы для «студии» -  Давайте подумаем, почему автор дает своим героям такие имена – Лечиболь, Флюгерио, Алели (апрельская капель)? Что Тамара Габбе хочет нам подсказать?

А узнать окончание истории Августы и Алели вы сможете, если прочитаете и эту сказку Тамары Габбе.

Слово учителя (ведущего). Наша радиопередача, посвященная театральным сказкам Тамары Габбе, подходит к концу. Но не спешите расстраиваться. Все интересное только начинается. Следующий «Театр у микрофона» будет полностью посвящен еще одной сказке Габбе – «Солдат и змея». И поверьте мне – в этой сказке будет все традиционно сказочно и в то же время абсолютно необычно. Отважный солдат – Жан Бесстрашный – любитель приключений и смелый воин, окажется бессилен перед чужим коварством.  Расколдованная Жаном принцесса Людовина окажется заколдована не злой колдуньей, а феей, которая наказала принцессу за её дурной характер. Простая девушка Жанетта окажется волшебницей. А еще в этой сказке будет заколдованный замок на горе, король и королева, которые окажутся мошенниками, несостоявшаяся свадьба и много еще всего интересного и важного.

Ребята получают ссылку для просмотра телеспектакля «Солдат и змея».

Заключение. К микрофону приглашается самый активный участник «радиопередачи» и читает стихотворение С.Я. Маршака, посвященное Тамаре Габбе.

Ветер жизни тебя не тревожит,
Как зимою озерную гладь.
Даже чуткое сердце не может
Самый легкий твой всплеск услыхать.

А была ты и звонкой и быстрой.
Как шаги твои были легки!
И казалось, что сыплются искры
Из твоей говорящей руки.

Ты жила и дышала любовью,
Ты, как щедрое солнце, зашла,
Оставляя свое послесловье —
Столько света и столько тепла!

Литература

  1. Габбе Т.Г., Шварц Е.Л. Сказки/ Худ. Фомина В.-М.: Дет. лит., 2013- 248с.: ил. (Школьная библиотека).