Цели: развитие навыков написании слов с удвоенными согласными.
Формируемые УУД:
- познавательные – самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;
- коммуникативные – инициативное сотрудничество с учителем исверстниками; контроль, коррекция, оценка действия партнёра;
- регулятивные – постановка учебной задачи; определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата; предвосхищение результата и уровня усвоения; оценивание качества и уровня усвоения материала;
- личностные – нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания, обеспечивающее личностный выбор на основе социальных и личностных целей.
Оборудование: интерактивная доска, компьютер.
Наглядность: таблица «Написание удвоенных согласных в разных частях слова».
Раздаточный материал: задания с тестами, карточки «смайлы».
Ход урока
I. Организационный момент
II. Актуализация знаний
1. Вставьте пропущенные буквы. Подчеркните парные согласные в корне слова.
Нашу речку, словно в ска . ке,
За ночь вымостил моро . ,
Обновил коньки, сала . ки,
Ёлку из лесу привё . .
2. Составьте и запишите словосочетания.
Погода (ненастье) ………….
Поступок (честь) …………..
Полёт (звезда) …………
Учитель: Какие орфограммы вы повторили?
Ученики: Правописание парных звонких и глухих согласных в корне слова и написание слов с непроизносимыми согласными.
III. Самоопределение к деятельности. (Задание на интерактивной доске)
Отгадайте загадки.
Загадка для тебя легка:
Пишусь всегда через два «к»,
И мяч, и шайбу, клюшку бей.
А называюсь я ………… (хоккей)На большие расстояния
Мчится он без опоздания,
Пишется в конце два «с»,
Называется ………… (экспресс)
IV. Работа по теме урока
1. Словарная работа. Знакомство с новыми словами. (Учебник, с.122, 123)
Коллектив, коллекция, аккуратный, аккуратный, грамм, килограмм.
2. Правило, с.121.
Удвоенная согласная в слове – это орфограмма. Написание слов с удвоенными согласными в корне надо проверять по словарю.
3. Вставьте пропущенные буквы. (Задание на интерпктивной доске)
а) Ра .. ий, утре .. й, весе .. ий, осе .. ий, дли .. ый.
б) Я учусь в третьем кла .. е. В су .. оту мы ходим в ба .. ейн. У нас дружный ко ..ектив.
4. К данным словам подберите подходящие по смыслу слова. (Работа в парах)
Па .. ажирский ……., ру .. кий …....., иностра .. ое …….., медле .. ый ……….
V. Физкультминутка
Встали прямо, подтянулись
И друг другу улыбнулись.
Не беда, что места мало.
Разомнёмся для начала:
Два хлопка над головой,
Два хлопка перед собой,
По коленкам бьём ладошкой,
Прыгаем на правой ножке
И на левой непременно
Вместе прыгаем сейчас.
И сначала ещё раз!
VI. Продолжение работы по теме
1. Упр. №233, с.121.
2. Разделить слова для переноса.
- Программа - ………
- Кроссворд - ……….
- Группа - ……….
- Суббота - ………
- Колледж - ………
3. Упр. №235, с.122.
4. Составьте предложения с данными словосочетаниями. Подчеркните слова с двойными согласными.
- Картинная галерея. …………..
- Матросский танец. …………..
5. Обратите внимание на таблицу.
Удвоенные согласные встречаются:
- в конце слов иностранного происхождения: перрон;
- на стыке приставки и корня: поддержка;
- на стыке корня и суффикса: малинник.
6. Разберите слова по составу.
Расспросы, кристалл, рассказ, длинный.
6. Кроссворд. (Задание на интерактивной доске)
Подобрать нужное слово и записать его по горизонтали.
1. Игра на льду на коньках в небольшой мяч или шайбу. (Хоккей)
2. Дорога с рядами деревьев по сторонам. (Аллея)
3. Место, где продают билеты. (Касса)
4. Человек, который совершает поездку на поезде или другом виде транспорта. (Пассажир)
5. Дорога, покрытая асфальтом. (Шоссе)
В выделенных клетках получилось слово класс.
VII. Рефлексия
Тест.
Вариант 1
1. Выберите верный ответ.
При переносе слов с двойными согласными.
а) Обе буквы переносятся на другую строчку.
б) Одну букву оставляют на строке, а другую переносят.
2. Подчеркните слово, в котором нет удвоенной согласной.
а) мас . аж
б) мас . ка
в) мас . а
3. Подчеркните слова, которые верно разделены для переноса.
а) гра-мматика
б) суф-фикс
в) анте-нна
г) шос-се
4. Подчеркните слова, которые написаны верно.
а) Ина
б) рассказ
в) колонна
г) пассажир
Вариант 2
1. Выберите верный ответ.
При переносе слов с двойными согласными.
а) Одну букву оставляют на строке, а другую переносят.
б) Обе буквы переносятся на другую строчку.
2. Подчеркните слова, которые верно разделены для переноса.
а) тер – раса
б) Ро – ссия
в) осин - ник
г) дро - жжи
3. Подчеркните слово, в котором есть удвоенная согласная.
а) Ал . ик
б) Ал . ина
в) Ал . а
4. В каких из этих слов допущена ошибка?
а) теннис
б) колекция
в) программа
в) алея
VII. Подведение итогов
- Что нового вы узнали сегодня на уроке?
- Что мы повторили?
- Какое задание сегодня на уроке было самым интересным?
VIII. Самооценка деятельности на уроке. (Показ «смайлов»)
Домашнее задание: выучить правило на с.121, упр. №237.