Правописание слов с удвоенными согласными. 3-й класс

Разделы: Русский язык, Начальная школа

Класс: 3


Цели: развитие навыков написании слов с удвоенными согласными.

Формируемые УУД:

  • познавательные – самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;
  • коммуникативные – инициативное сотрудничество с учителем исверстниками; контроль, коррекция, оценка действия партнёра;
  • регулятивные – постановка учебной задачи; определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата; предвосхищение результата и уровня усвоения; оценивание качества и уровня усвоения материала;
  • личностные – нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания, обеспечивающее личностный выбор на основе социальных и личностных целей.

Оборудование: интерактивная доска, компьютер.

Наглядность: таблица «Написание удвоенных согласных в разных частях слова».

Раздаточный материал: задания с тестами, карточки «смайлы».

Ход урока

I. Организационный момент

II. Актуализация знаний

1. Вставьте пропущенные буквы. Подчеркните парные согласные в корне слова.

Нашу речку, словно в ска . ке,
За ночь вымостил моро . ,
Обновил коньки, сала . ки,
Ёлку из лесу привё . .

2. Составьте и запишите словосочетания.

Погода (ненастье) ………….

Поступок (честь) …………..

Полёт (звезда) …………

Учитель: Какие орфограммы вы повторили?

Ученики: Правописание парных звонких и глухих согласных в корне слова и написание слов с непроизносимыми согласными.

III. Самоопределение к деятельности. (Задание на интерактивной доске)

Отгадайте загадки.

Загадка для тебя легка:
Пишусь всегда через два «к»,
И мяч, и шайбу, клюшку бей.
А называюсь я ………… (хоккей)

На большие расстояния
Мчится он без опоздания,
Пишется в конце два «с»,
Называется ………… (экспресс)

IV. Работа по теме урока

1. Словарная работа. Знакомство с новыми словами. (Учебник, с.122, 123)

Коллектив, коллекция, аккуратный, аккуратный, грамм, килограмм.

2. Правило, с.121.

Удвоенная согласная в слове – это орфограмма. Написание слов с удвоенными согласными в корне надо проверять по словарю.

3. Вставьте пропущенные буквы. (Задание на интерпктивной доске)

а) Ра .. ий, утре .. й, весе .. ий, осе .. ий, дли .. ый.

б) Я учусь в третьем кла .. е. В су .. оту мы ходим в ба .. ейн. У нас дружный ко ..ектив.

4. К данным словам подберите подходящие по смыслу слова. (Работа в парах)

Па .. ажирский ……., ру .. кий …....., иностра .. ое …….., медле .. ый ……….

V. Физкультминутка

Встали прямо, подтянулись
И друг другу улыбнулись.
Не беда, что места мало.
Разомнёмся для начала:
Два хлопка над головой,
Два хлопка перед собой,
По коленкам бьём ладошкой,
Прыгаем на правой ножке
И на левой непременно
Вместе прыгаем сейчас.
И сначала ещё раз!

VI. Продолжение работы по теме

1. Упр. №233, с.121.

2. Разделить слова для переноса.

  • Программа - ………
  • Кроссворд - ……….
  • Группа - ……….
  • Суббота - ………
  • Колледж - ………

3. Упр. №235, с.122.

4. Составьте предложения с данными словосочетаниями. Подчеркните слова с двойными согласными.

  • Картинная галерея. …………..
  • Матросский танец. …………..

5. Обратите внимание на таблицу.

Удвоенные согласные встречаются:

  • в конце слов иностранного происхождения: перрон;
  • на стыке приставки и корня: поддержка;
  • на стыке корня и суффикса: малинник.

6. Разберите слова по составу.

Расспросы, кристалл, рассказ, длинный.

6. Кроссворд. (Задание на интерактивной доске)

Подобрать нужное слово и записать его по горизонтали.

1. Игра на льду на коньках в небольшой мяч или шайбу. (Хоккей)

2. Дорога с рядами деревьев по сторонам. (Аллея)

3. Место, где продают билеты. (Касса)

4. Человек, который совершает поездку на поезде или другом виде транспорта. (Пассажир)

5. Дорога, покрытая асфальтом. (Шоссе)

В выделенных клетках получилось слово класс.

VII. Рефлексия

Тест.

Вариант 1

1. Выберите верный ответ.

При переносе слов с двойными согласными.

а) Обе буквы переносятся на другую строчку.

б) Одну букву оставляют на строке, а другую переносят.

2. Подчеркните слово, в котором нет удвоенной согласной.

а) мас . аж

б) мас . ка

в) мас . а

3. Подчеркните слова, которые верно разделены для переноса.

а) гра-мматика

б) суф-фикс

в) анте-нна

г) шос-се

4. Подчеркните слова, которые написаны верно.

а) Ина

б) рассказ

в) колонна

г) пассажир

Вариант 2

1. Выберите верный ответ.

При переносе слов с двойными согласными.

а) Одну букву оставляют на строке, а другую переносят.

б) Обе буквы переносятся на другую строчку.

2. Подчеркните слова, которые верно разделены для переноса.

а) тер – раса

б) Ро – ссия

в) осин - ник

г) дро - жжи

3. Подчеркните слово, в котором есть удвоенная согласная.

а) Ал . ик

б) Ал . ина

в) Ал . а

4. В каких из этих слов допущена ошибка?

а) теннис

б) колекция

в) программа

в) алея

VII. Подведение итогов

- Что нового вы узнали сегодня на уроке?

- Что мы повторили?

- Какое задание сегодня на уроке было самым интересным?

VIII. Самооценка деятельности на уроке. (Показ «смайлов»)

Домашнее задание: выучить правило на с.121, упр. №237.