Цель:
- создать условия для овладения учащимися приёмами деления суммы на число;
- развивать познавательный интерес и умение использовать в работе ранее полученные знания;
- воспитывать у учащихся познавательный интерес при изучении математики.
Задачи:
- сформировать у учащихся чувство успеха при изучении письменного приема умножения суммы на число;
- уточнить знания, умения и навыки учащихся по приемам устных вычислений табличного умножения, знаний порядка действий при выполнении числовых; выражений, умения анализировать и решать математическую задачу.
Цель: к окончанию урока мои ученики:
- будут иметь представление о способах умножения суммы на число;
- будут уметь умножать сумму двух слагаемых на число двумя способами;
- приобретут навыки сотрудничества с учителем и детьми;
- смогут поразмышлять над тем, каким способом удобнее найти произведение;
- смогут проявить активную позицию на уроке; познавательный интерес к изучаемому материалу.
Формы организации познавательной деятельности: парная, групповая, фронтальная.
Методы обучения:
- по источнику знаний: словесные, практические;
- по уровню познавательной активности: частично-поисковый;
- по принципу расчленения или соединения знаний: аналитический, сравнительный.
Оборудование: карточки для самостоятельной работы, фишки для математического лото, карточки для устной работы, презентация Microsoft Office PowerPoint.
На уроке использованы разнообразные формы и методы работы:
- дети, находя значение выражений, зачитывают высказывание М.В.Ломоносова, расширяя кругозор;
- работают устно, самостоятельно, затем проводят самопроверку, взаимопроверку.
На уроке использованы такие формы работы, которые позволяют развивать ключевые компетентности учащихся: познавательные, вычислительные, научные, социальные, коммуникативные и другие, которые помогут ребёнку ориентироваться в социуме, быть полноправным, полноценным гражданином нашего общества.
Ход урока
I. Организационный момент. Мотивация
Математика – царица наук.
– Объясните смысл пословицы. Открываем тетради, записываем число.
II. Устный счёт
Минутка теории.
– Начнём с «Минутки теории». Закончи предложение.
– Читаю задания, записываем ответы (коллективная работа).
1. Сурок 8 месяцев в году проводит в спячке. На сколько меньше месяцев в году сурок не спит, чем проводит в спячке?
2. В зоопарке слоновой черепахе ежедневно добавляют в пищу 25 г рыбьего жира, а соли на 15 г меньше. Сколько граммов соли и рыбьего жира добавляют слоновой черепахе ежедневно?
3. Крокодильчики появляются на свет из яиц. Если яйцо прогреется до 30 градусов, то вылупится «девочка», а если температура поднимется ещё на 2 градуса, то вылупится «мальчик». При какой температуре вылупляются «мальчики – крокодильчики»?
4. Князь Дмитрий Донской правил Русью 27 лет, а царь Иван Грозный на 23 года дольше. Сколько лет правил царь Иван Грозный?
5. Масса дыни и ещё половины такой же дыни равна 9 кг. Чему равна масса дыни?
6. В народной медицине для лечения желудка применяют настой листьев осины. Его пьют по 1 столовой ложке 6 раз в день через каждые 2 ч. В котором часу необходимо принять последнюю ложку настоя, если начать с 9 утра?
7. Альбатрос живёт 40 лет, а ястреб – в 3 раза дольше. На сколько лет ястреб живёт дольше альбатроса?
Найти значение выражений:
(дети по очереди выходят к доске, решают примеры, записывают в тетради)
- Как легче решить эти примеры?
16 + 25 + 4 = 9 * 3 * 0 = (21 : 7) * 3 =
15 + (5 + 18) = 7 * (4 * 2) = (6 + 9) * 5 =
- В каком примере возникла сложность?
– Умеем мы двузначное число умножать на однозначное? (Нет).
– И так возникла проблема, Как же нам её решить. Какие будут предположения. Как найдём значение этого выражения?
(выходит один ученик к доске, записывает и объясняет)
– Давайте попробуем сделать вывод. (Мы можем умножить каждое слагаемое суммы на число и полученные произведения сложить)
III. Сообщение темы урока. Постановка задачи
– Попробуйте определить тему урока (дети высказывают предположения).
«Умножение суммы на число».
– Какую поставите перед собой задачу? (Научиться умножать сумму на число).
IV. Работа над новым материалом
- Посмотрим на следующее задание. Как легче нам выполнить это задание? (дети по очереди выходят к доске, решают).
- Какой делаем вывод?
- Чтобы умножить сумму двух чисел на какое-нибудь число, можно каждое слагаемое умножить на это число и сложить полученные результаты.
- Откройте учебник на стр. 80. Выполним задание № 3 устно.
ФИЗМИНУТКА
V. Закрепление нового материала
1. Реши задачу.
- Валера прочитал 6 рассказов по 8 страниц, а Максим 9 рассказов по 4 страницы. На сколько больше страниц прочитал Валера, чем Максим?
2. Работа в рабочей тетради – с. 62 № 2.
VIII. Итог урока. Рефлексия
– Какую задачу мы ставили на урок?
– Чему новому сегодня научились? Пригодятся ли вам эти знания?
– Выберете для себя соответствующее предложение и закончите его. (Выслушиваются высказывания детей)
IХ. Домашнее задание
Рабочая тетрадь стр. 62-63.