Современный мир предъявляет к человеку высокие требования. На сегодняшний день очень востребованы люди, которые действуют не по шаблону, а ищут нетрадиционный подход к решению проблем, люди способные к быстрой ориентации и адаптации к новым условиям, люди, создающие что-то новое, соединяя уже известное, люди любознательные, эмоционально открытые, обладающие гибкостью мышления.
Развитие подлинно творческой личности-одна из задач, которая стоит перед современным педагогом. Чтобы воспитать такую личность, необходимо искать новые формы работы, разрабатывать инновационные технологии.
В настоящее время возрос интерес к новому материалу - кинетическому песку. Грамотно организованная работа с этим материалом поможет развить у дошкольников творческие способности.
Кинетический песок - новейший материал для творчества и игр. Он сочетает в себе свойства песка и пластилина. Он похож на влажный морской песок, но содержание полимерных материалов в его составе наделяют кинетический песок оригинальными свойствами. Из него легко лепить различные объёмные фигуры, которые могут долго принятую форму, но при небольшом нажатии растекаться. На нем можно рисовать, делать отпечатки, резать созданные фигуры.
Этот материал притягивает к себе ребенка. Работая с ним, дети воплощают в постройках свои мечты и фантазии. Также он благоприятно влияет на развитие любознательности, сенсорного восприятия, развивает мелкую моторику рук, речь, а также расширяет знания детей об окружающем мире. В процессе увлекательной игры с песком у детей развивается мышление, память, внимание, воображение. Кроме того, формируется положительный эмоциональный настрой, усидчивость, навыки практического экспериментирования, возникают зачатки самостоятельной игры. Песок дает детям возможность выразить свои положительные и негативные эмоции, переживания.
Кинетический песок обладает рядом положительных свойств:
- В нем не развиваются вредные микроорганизмы, до вскрытия упаковки он практически стерилен.
- Песок безвреден, случайное проглатывание малого количества песка не принесет вреда организму человека.
- Не высыхает, если хранить в закрытой емкости. Сохраняет первоначальные свойства при долгом использовании.
- Легко убирается, не пачкает руки, не прилипает к одежде.
- Долговечен. Данная игрушка имеет срок годности до 5 лет.
- Прост в использовании.
- Кинетический песок не боится воды и воздействия солнечных лучей. При намокании высыхает и сохраняет прежние свойства.
- Играть с кинетическим песком можно в любое время года и при любых погодных условиях.
Работать с песком ребенок может один, вместе со взрослым или в группе, лучше, если она будет небольшая, до четырех человек. Такого количества детей вполне достаточно, чтобы каждый получил необходимую долю внимания педагога, при этом ребенок получит возможность пообщаться со сверстниками, развивая свои коммуникативные навыки.
Чтобы организовать работу с кинетическим песком необходимо приобрести песок разного цвета в нужном количестве: для детей 3-5 лет–2,5 кг, для детей постарше-5кг. Хранить живой песок лучше всего в закрытой коробке, во избежание попадания влаги, пыли и посторонних предметов.
Также понадобиться водонепроницаемый пластиковый ящик, лучше с крышкой, чтобы песок не подсыхал. Возможно использование надувной песочницы.
Для индивидуальной работы подойдет песочница размером 50×70×8 см, где 50×70-размер поля, а 8-глубина, для групповой работы 100×140×8.
Рекомендуется поставить песочницу на прочный стол, к которому есть свободный доступ. Будет лучше, если это будет высокий стол, чтобы дети работали стоя, так у них будет больше свободы движений.
Для увлекательной игры лучше запастись дополнительными материалами. Это: лопатки, стеки, разнообразные пластиковые формочки, формочки для теста, штампы, дополнительный материал: камешки, ракушки, большие пуговицы, бусины, большой набор миниатюрных предметов и игрушек, в совокупности символизирующих окружающий мир.
При первом знакомстве детей с песком, им нужно рассказать следующие правила работы с данным материалом, соблюдение которых строго обязательно:
- категорически запрещается бросаться песком
- перед началом занятий необходимо мыть руки
- после работы помогать убирать рассыпавшийся песок (песок легко убирается с любой поверхности пылесосом или руками)
- после занятий необходимо накрывать песочницу, это поможет защитить песок от пересыхания.
Кинетический песок-универсальная детская игрушка. Нет определенного и единственного способа игры с кинетическим песком. Это материал «открытый» для фантазии. На песке можно рисовать (пальцем, кисточкой, различными предметами), вырезать формами различные силуэты, делать отпечатки штампиками, фигурками. Можно лепить объёмные фигуры, изготавливать фигуры используя формочки, создавать сюжетные картины.
Предложите детям следующие игры с кинетическим песком, использование которых поможет развитию творческих способностей.
«Занимательные дорожки»
Нарисуйте на песке дорожки с тупиками и ответвлениями. Обозначьте начало и конец пути. Предложите ребенку пройти по ним пальчиками или проехать на игрушечной машинке от начала и до конца. Продумайте сюрприз, который будет ждать путешественника на финише за быстро выполненное задание. Для разнообразия, представьте ребенку возможность самому вылепить дорожки для вас.
«Рисуем на песке по точкам»
Необходимо разровнять песок и изобразить на нём игровое поле из точек. Покажите ребенку рисунок по точкам, распечатанный на листе или нарисованный здесь же на песке, и предложите ему его повторить.
Рисунки предлагаются по принципу - от простого к сложному. Можно использовать другой вариант игры: ребенок рассматривает схему и воспроизводит рисунок по памяти.
«Чего не стало?»
Ребенок запоминает фигуры, расположенные на столе, отворачивается, а взрослый закапывает одну из фигурок в песок. Ребенок должен догадаться - что зарыли в песок? Варианты игры: увеличить количество фигурок, располагать их не в ряд, а в разных частях песочницы, прятать несколько фигурок, предложить ребенку поменяться ролями - он прячет, вы ищите.
«Где чей домик?»
Для игры потребуются различные формочки. Взрослый оставляет на песке их отпечатки, а затем предлагает каждой фигуре найти свой домик.
В процессе игры попросите ребенка называть формы, цвет, размер предмета, отличительные детали. Задайте вопросы уточняющие представление о предмете (какого цвета звезды, что ест пчела, какие части тела есть у котика и т.д.).
«Необычная картина»
Расскажите детям, что на гладкой поверхности песка можно пальчиком делать отверстия. Если много раз касаться песка, то получиться много дырок. Но если нажимать в определенной последовательности, может получиться целый рисунок. Предложите ребенку «нарисовать» пальчиком на песке сначала простой рисунок - круг, квадрат, а потом более сложный.
«Незаконченный сюжет»
Слепите из песка любой предмет и просите ребенка дополнить его другими деталями до создания целостного предмета или сюжета.
«Облака-загадки»
О том, как интересно летом наблюдать за плывущими по небу облаками. Облака могут быть похожи на разных животных, человеческие лица и т.д. Нарисуйте на песке облака причудливой формы и просите малыша назвать как можно больше вариантов их сходства с предметами, животными, растениями, фигурами людей.
«Любимая игрушка»
Предложите ребенку нарисовать или слепить свою любимую игрушку, подумать и рассказать, что можно сделать, чтобы она стала более смешной и забавной.
«Заколдованная страна»
Слепите из песка камушки. Расскажите ребенку, что в песочнице была волшебная страна. Но прилетела злая волшебница и все что было, превратила в камушки.
Предложите ребенку угадать то, что могло быть в этой стране и переделать камушки в нужные фигуры.
«Веселая ладошка»
Ребенок делает отпечаток ладошки на песке, а затем превращает силуэт в какую-нибудь фигуру, использую прием рисования на песке.
«Ищем общие признаки предметов»
Слепите какой-нибудь предмет. Предложите ребенку слепить другие предметы, со схожими признаками. Например, вы слепили самолет. Ребенок должен слепить другие виды воздушного транспорта или то, что имеет крылья и может летать. Все зависит от фантазии ребенка, главное, чтобы он обосновал свой выбор.
Игры с кинетическим песком несут больший воспитательный и образовательный эффект. В песочнице может построить свой маленький мири от этого ему становится радостно. Ребенок становится раскованным, уходит напряжение, улучшается настроение.
Благодаря песку у детей возникает желание получить новые знания, экспериментировать. У ребенка развивается воображение и логическое мышление, восприятие, внимание, память, а также речь и моторика. Играя с песком развивается «тактильная» чувствительность, раскрывается творческий потенциал.
Список литературы
- Сакович Н.В., «Технология игры в песок. Игры на мосту» Речь, 2008.
- Федосеева М.А. «Занятия с детьми 3-7 лет по развитию эмоциональной и познавательной сферы средствами песочной терапии / авт.-сост.. -Волгоград: Учитель, 2016.
- Е.В. Ратникова, А.В. Гаврик «Игры на песке», Речь, 2013.