Педагог В.А.Сухомлинский подчеркивал, что «Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности».
Сюжетно-ролевая игра в возрасте 4-5 лет продолжает развиваться и занимает ведущее место в жизни детей. Ребенок в этом возрасте с увлечением выстраивает сюжеты, стремится к проигрыванию самых разнообразных ролей, становится более инициативным. Возросшие возможности позволяют ему выбрать тему и намечать замысел игры, обуславливать игровое пространство при помощи предметов, использовать в игре различные атрибуты. В этом возрасте мы воспитатели направляем свои усилия на обогащение ролевого поведения и взаимоотношений детей в игре, которые проявляются через диалог и игровое действие. Мы побуждаем детей к планированию, то есть к созданию элементарного замысла, которым будет воплощен в игре; учит их описывать сюжетные события, называть круг действующих персонажей в игре, раскрывать их взаимодействие для обозначения игровой ситуации. Для облегчения принятия роли ребенком воспитатель помогает обустроить игру при помощи необходимых атрибутов, а также сюжетных игрушек и различного полифункционального материала (модулей, кубиков, брусков, колесиков и других деталей).
Так же используем для игр переносные ширмы, полифункциональные атрибуты (например белый халат пригодится для игр на различные темы), удобные ящики для мелкого игрового материала, столики и диваны, модульная мебель.
У детей пятого года жизни игра еще носит хаотичный характер: роли начавшись не доводится до логического конца; одни роли сменяются другими, сюжеты прерываются заменяясь новыми. Видимый хаос в игре для данного возраста закономерен, так как он свидетельствует о некоторой свободе выбора и установления в ней разнообразных ролевых связей (с игрушками-партнерами, с партнерами-сверстниками, с партнером- воспитателем). Педагогом применяется в игре методы как прямого, так и косвенного педагогического руководства. Воспитатель берет на себя как главную, так и дополнительную роль, то есть может быть играющим партнером. Выступая в главной роли в игре, воспитатель показывает ребенку образец взаимодействия с партнером, вызывает его на активное ролевое поведение. Воспитатель так же может предложить ребенку главную роль, тогда сам берет на себя дополнительную роль. Педагог выступает в роли советчика, может отойти от непосредственного участия в игре, но время от времени ненавязчиво вмешивается в игру, помогая ребенку словом и советом, как бы выправлять ситуацию торможения сюжета (например, шоферам, увлекшимся ремонтом машины, можно посоветовать быстрее поставить запасное колесо, мотивирую тем, что дома их ждут дети.)
В возрасте 4-5 лет дети осваивают такие тематики сюжетно-ролевых игр как:
- игры в семью;
- игры в транспорт;
- игры в больницу;
- игры в магазин;
- игры в мастерскую;
- игры в парикмахерскую;
- игры в почту;
- игры в детский сад.
Наиболее востребованными сюжетами у детей средней группы становится игры в семью. Если наблюдать внимательно за детьми, то можно заметить, что играя в дочки-матери, дети проигрывают отношения родителей и их детей, при этом дети используют в игре кукол, мишек и другие игрушки, но понаблюдав за детьми можно заметить, что детей привлекают не сами предметы, а семейные отношения.
Ребенок в игре со сверстниками включается в ролевые отношения, проявляющиеся через ролевой диалог и ролевые действия. Так, если ребенок берет на себя роль мамы, то он знает, что может делать мама (кормить ребенка, водить его в детский сад, покупать игрушки и др.; медсестра делает уколы, ставит градусник, выдает таблетки).
Наиболее интересными сюжетами для детей 4–5 лет остаются игры в больницу и в магазин, потому что детям наиболее легко воплотить свой жизненный опят. Мы педагоги стараемся вводить в игру новые роли, помогая расширить представления детей об игровом образе, о разнообразии ролей и ролевого поведения. Осваивая новые сюжеты, роли и игровые действия, ребенок обогащает игру новым содержанием, и следовательно она будет оставаться для него интересной. Очень важно поддерживать этот интерес, содействуя обогащению жизненного опыта, предоставляя ребенку время и место для игры, стимулируя его творческую активность.
Обогащению игровых сюжетов способствуют экскурсии и целевые прогулки, рассказы о профессиях, тематические беседы, дидактические и театральные игры, показ иллюстраций. Используя эти формы работы взаимодействия взрослого с ребенком становится содержанием предварительной работы, подготавливая детей к игре.
Сюжетами ролевых игр например в семью могут быть разные игровые ситуации и игровые действия:
- приезжать из командировки, приходить с работы;
- встречать и провожать гостей; готовиться к празднику;
- убирать квартиру, мыть игрушки и т.д.
В больницу игровыми действиями могут быть: осматривание больного; ставить градусник; назначать лечение и назначать процедуры, лекарства; делать уколы, прививки и т.д.
В центре сюжетно-ролевых игр у нас есть:
- Большое зеркало;
- Куклы разных размеров;
- Комплекты одежды для кукол, кукольные сервизы, кукольная мебель, коляски для кукол;
- Предметы заместители для сюжетно-ролевых игр, атрибуты: наборы к играм в семью; в больницу; в парикмахерскую; в почту; мастерскую; магазин;
- Игры в транспорт: все виды транспорта: машины среднего и мелкого размера, рули, таблички с изображением разного транспорта, дорожные знаки;
- Серии картин, открыток, картинок «Все работы хороши».
Таким образом игра - это важнейший вид деятельности. Она является эффективным средством формирования личности дошкольника, его мораль-волевых качеств, в игре реализуется потребность воздействия на мир.