Уроки музыки МБОУ Гимназия №4 тесно вплетены в канву воспитательной системы. Основой воспитательной системы гимназии является Годовой календарный круг Творческих событий. Творческое событие – это совместное бытие взрослых и детей в процессе творчества, кульминационный момент, результат общих усилий в одном из направлений воспитательной деятельности, это яркий праздник, в котором можно «и людей посмотреть, и себя показать».
В Творческих событиях гимназии участвуют все параллели классов. Годовой календарный круг Творческих событий гимназии выглядит следующим образом:
- 1 классы «Посвящение в гимназисты»
- 2 классы «Фестиваль искусств»
- 3 классы «Масленица»
- 4 классы «Зарничка»
- 4 классы «Прощание с начальной школой»
- 5 классы «Красный! Жёлтый! Зелёный!»
- 6 классы «День Сибирской природы»
- 7 классы «Здоровое будущее»
- 8 классы «Зарница»
- 9 классы «Фестиваль профессий»
- 10-11 классы «День гимназиста»
- 11 классы «Последний Звонок»
Творческое событие включает в себя минимум четыре, максимум шесть творческих проектов: соревнования эрудитов (электронная викторина по теме события), изготовление газеты или плаката, создание и защита мультимедийной презентации, подготовка театральной постановки (сценка, агитбригада, рекламное представление), а также представление песни, соответствующей основной теме ТС.
Каждое творческое событие обязательно имеет выход – деятельностный аспект, его можно назвать социальным проектом. Как правило, этот вид деятельности предваряет основную часть события. Так, например, творческое событие «День сибирской природы» в 6 классах имеет свой выход – субботник в городском зоопарке им. А.Шило, творческое событие 5 классов «Красный! Жёлтый! Зелёный!» – совместную акцию с ГИБДД «Письмо водителю» и т.д. Завершение всего Творческого события знаменуется общей финальной песней, которую исполняют все собравшиеся в зале.
Мне, как учителю музыки, в рамках проводимого творческого события необходимо подобрать и подготовить для выступления песню с каждым классом. Как правило, на параллели четыре-пять классных коллектива.
В начале статьи уже говорилось о том, что уроки музыки непосредственно включены в воспитательную систему гимназии – это первая особенность гимназии №4. Вторая – в нашей школе уроки музыки ведутся с 1 по 11 класс. И третья, песня – главное средство для развития интереса у школьников к предмету музыка, а для учителей – возможность творческого самовыражения и раскрепощения.
В нашей гимназии поют все. Именно песня даёт возможность: создать условия для формирования здорового образа жизни гимназистов и учителей, сделать урок музыки практически нужным для всех участников образовательного процесса, а Творческое событие поднять на новый положительный эмоциональный уровень.
С введением ФГОС и развитием проектной деятельности в гимназии появилась возможность создавать не только сольные и ансамблевые, но и коллективные творческие проекты и на уроке музыки. Именно коллективные песенные проекты имеют реальный выход – представляются на Творческом событии перед зрителями, а так же оценку – жюри выбирает победителя номинации «Самый музыкальный класс».
Данный проект реализуется один-два раза в год для каждого класса и имеет название «Песня Творческого события» (видеопримеры можно посмотреть https://vk.com/club166932388 ВКонтакте, группа «Кравцова Н.В. Урок музыки»).
Коллективный проект «Песня Творческого события» осуществляется, как на уроке, так и вне его, в несколько этапов.
I этап «Подготовительный» (вне урока и на уроке в кабинете музыки):
- Учитель музыки подбирает несколько подходящих по теме творческого события песен и представляет их ученикам. Иногда песню предлагает классный руководитель или сами учащиеся.
- Гимназисты знакомятся с музыкальным материалом и выбирают песню для своего класса.
- Идёт поиск фонограммы и работа с ней: выбор жанра, тональности, темпа.
II этап «Разучивание песни» (в кабинете музыки на уроке):
- Определяется и реализуется в процессе разучивания интонационно-образная драматургия (смысл песни, настроение, манера исполнения, основные образы и их развитие).
- Выучиваются наизусть слова.
- Выбираются солисты, которые будут петь в микрофоны (с ними ведётся дополнительная индивидуальная работа).
III этап «Совместная работа над песней учителя и учеников» (в актовом зале на сцене на уроках и в дополнительное время):
- Создаётся сценография песни соответственно выбранной образной драматургии (расстановка и движение класса и солистов на сцене, включение мимики, жестов, ритмичных и танцевальных движений, вход и выход со сцены).
- Вводятся в структуру песни (по необходимости) музыкальные или шумовые инструменты.
- Подбирается необходимый реквизит, костюмы.
- Песня исполняется многократно с выполнением всех драматургических, сценических, вокальных и инструментальных задач.
IV этап «Концертное исполнение песни» (в актовом зале на сцене во время Творческого события):
- Защита коллективного творческого проекта класса – представление «Песни Творческого события».
V этап «Анализ реализации проекта» (в кабинете музыки на уроке и в неформальном общении гимназистов):
- Обсуждается реализация проекта (Что удалось? Что не удалось? Какие возможности класса были не использованы? Что лично, и как коллектив, приобрели гимназисты в результате работы над проектом?)
Приведу пример творческого события на параллели 7 классов «Здоровое будущее». Для участия в музыкальном конкурсе были отобраны по числу классов на параллели четыре песни соответствующего содержания: «Команда 2018» (Полины Гагариной и Егора Крида), «Смотри, как солнце светит» (из телесериала «Зайцев+1»), «Спорт» (автор Юрий Кудинов), «О здоровом образе жизни» (автор Константин Шмаков).
Все песни были представлены в авторском варианте, спеты учителем и каждый класс выбрал свою песню.
На первом этапе проекта началась работа по адаптированию песни для исполнения хором: опробованы и подобраны тональности удобные для исполнения, найдены подходящие фонограммы, в некоторых фонограммах сдвинули темп, и нашли варианты без бэк-вокала.
В процессе заучивания и всё большего погружения в песню – на втором этапе, участники проектов определяли смысловое содержание песен, настроение, образы и их развитие от куплета к куплету.
Так, в песне «Команда-2018» от сольного вступления и добавления с каждой новой фразой запева всё большего количества поющих, пришли к общему хоровому припеву. Затем сольные фразы солистов в стиле рэп по нарастающей привели вновь ко второму общему хоровому припеву. Следующий за ним инструментальный проигрыш диктует необходимость театрализации на сцене. Завершается песня повтором хорового припева.
В процессе индивидуальной работы с микрофонами идёт отбор солистов в каждом классе. Параллельно гимназисты осмысленно учат слова наизусть и проверяют друг друга на лучшее их воспроизведение. Постепенно просматривалась сценическая драматургия песни, намечались движения, и выявлялась необходимость в реквизите. Песня начинала приобретать очертания, как коллективный творческий проект.
Третий этап самый сложный, самый интересный и творческий одновременно. Самый сложный, так как необходимо завершить процесс обдумывания развития образов, придумать его реальное сценическое воплощение. Самый интересный, потому что на этом этапе идёт апробирование и отбор вариантов развития песни – ученики придумывают действия соответствующие смыслу и характеру песни. Часто, методом проб и ошибок находится самый зрелищный и удачный вариант исполнения.
Приведу пример создания образно-сценической драматургии песни «Смотри, как солнце светит», придуманной учащимися совместно с учителем. На слова первого куплета о хорошей солнечной погоде на сцене появляются солисты с микрофонами и занимают места по бокам сцены. В начале второго куплета появляются пятеро деловых людей с газетами в руках, они садятся на скамейки, разворачивают газеты и начинают их читать. Вокруг них происходит целое действо: кто-то тренируется с гантелями, другие со скакалками и обручами, ребята бегают, прыгают, играют.
К концу куплета читающие деловые люди начинают наблюдать за происходящим вокруг. Спортсмены вручают им гантели, заставляют приседать, отжиматься – заниматься вместе с ними физической культурой. В третьем куплете деловые люди снимают пиджаки и вместе со всеми выходят на старт, в финале песни над командой поднимается олимпийский флаг.
Творческий подход придаёт этому процессу экспериментальный характер: обыгрываются различные предметы для донесения смысла основной идеи. Так, например, в песне «Спорт» Юрия Кудинова в припеве явно чувствуется деление поющих на группы и выход этих групп с появлением новой песенной фразы: учащиеся решили поделиться на три больших группы (соответственно трём фразам, начинающимся со слов «Спорт – это…») и поднимать каждой группой флажки соответствующие цветам российского флага.
Когда весь сценический ход придуман, остаётся только отработать входы и выходы, групповые движения и смену мизансцен. Задача учителя в этой части создания проекта не дать ученикам почувствовать монотонность от многократного повторения песни. Поэтому необходимо ставить всё более сложные задачи, находить новые смыслы, видеть пути совершенствования проекта – в этом проявляется профессионализм учителя и реализация его творческого вдохновения.
Четвёртый этап по времени самый короткий, но и самый энергоёмкий. За три–четыре минуты, которые длится песня, класс должен представить её в наилучшем варианте исполнения. Учащиеся, выходя на сцену при полном зале, волнуются, и их задача – сохранить наработанное за время репетиций, не потерять и донести до зрителей всё задуманное.
Учитель во время исполнения песни сидит в зале, энергетически помогает гимназистам справиться с волнением и поддерживает их.
Всё, что получилось и не получилось, будет предметом обсуждения на пятом этапе реализации проекта. На уроке музыки, после праздника, ребята смогут высказать своё мнение и проанализировать коллективный творческий проект «Песня творческого события». При анализе проекта учителю необходимо завершить обсуждение, отметить не реализованные возможности и показать перспективы творческого развития класса. Даже, если выступление нельзя назвать удачным, учитель обязан, с помощью правильных вопросов, показать ученикам и подтолкнуть их к осознанию результатов совместного труда.
За пять прошедших лет можно увидеть, как развивался коллективный творческий проект «Песня Творческого события». Если вначале это было просто статичное исполнение песни с солистами, то сейчас – это целое музыкально-театральное представление с музыкальными инструментами, костюмами, реквизитом.
Несомненно, реализация коллективного творческого проекта «Песня Творческого события» развивает компетенции, как гимназистов, так и педагога.
Развитие компетенций гимназиста (универсальных и метапредметных умений). Участие в данном проекте даёт возможность гимназистам:
- понимать процесс и драматургические закономерности произведения;
- осознанно выстраивать вокальную и инструментальную драматургию песни;
- реализовать их в деятельности (исполнение песни);
- петь сольно, в ансамбле и в хоре;
- дополнять песню театрализацией;
- искать, записывать и редактировать фонограммы;
- пользоваться мультимедийной, звуковоспроизводящей техникой и микрофонами;
- творчески свободно вести себя на сцене;
- получать удовлетворение от выполнения поставленной цели;
- приобрести положительный опыт коллективной творческой деятельности (сплочение коллектива и осознавания себя его частью).
Развитие компетенций педагога. Участие в данном проекте даёт педагогу возможность:
- выполнить программные требования по предмету музыка;
- поставить цели и задачи для выполнения коллективного проекта;
- реализовать воспитательные задачи (решение проблемных ситуаций, нахождение индивидуального подхода, сплочение коллектива класса и т.д.);
- приобретения опыта расширения сферы применения своих творческих способностей;
- совершенствования педагогических творческих умений (приобретение навыков театрализации, хореографии и ритмики; освоение новых музыкальных инструментов);
- приобретения позитивного опыта от успешной реализации проекта.
В завершение можно сказать, что процесс реализации коллективного творческого проекта «Песня Творческого события» определяют три слова: ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ – РЕЗУЛЬТАТ – ЭФФЕКТ. Учитель и гимназисты вместе создают проект: ставят цели и задачи, добиваются результатов и видят тот эффект, который становится для них вдохновением для новых творческих достижений не только в музыке, но и в жизни.