В настоящее время в педагогической среде всё больше признаётся роль ученика, как субъекта образования. Причём роль эта всё больше опирается на индивидуальные, в первую очередь личностные особенности каждого ребёнка.
Кажется, что это есть следствие развития и переосмысления роли психологии в педагогике. Однако, данное явление обусловлено и тем, что с принятием целевых государственных программ, федеральных государственных образовательных стандартов признание личности обучающегося главным субъектом образования является основной его целью.
Сложно спорить с тем, что современные исследователи, например, В.И.Загвязинский, М.М.Поташник и другие прямо обозначили основной вызов современного образования: воспитание цельной нравственной личности.
Всё это становится резко актуальным, когда в фокусе внимания педагогического сообщества попадают одарённые дети. Ведь они представляют особую ценность для любого общества.
В качестве примера исследования вклада одарённых детей в духовное и экономическое богатство общества приведём работу Юркевич В.С., в которой она указывает, что «…от 40 до 80 % детей этого типа становятся известными людьми, делают впечатляющую карьеру». [5]
Поэтому, становится ясно различима необходимость особого внимания педагогов в вопросах обучения и воспитания одарённых детей. Что, в первую очередь, напрямую соотносится с витающей в «воздухе педагогической среды» идеей целенаправленного образования детей, у которых явно наблюдаются яркие способности в какой-либо области человеческой деятельности. И, конечно, прочно связано с условиями и требованиями быстро меняющегося мира.
Хочется упомянуть одно выступление руководителя Департамента образования г.Москвы И.И.Калины, в котором он подчеркнул следующее: «У всех детей есть одарённость, но это просто одарённость разного вида, направления. Беда нашей школы в том, что она способна понять, принять и признать очень узкий «спектр» одарённости». [1]
Добавим, что эта «напасть» характерна не только для школ столицы, но и школ других городов нашей страны.
Совершенно справедливо в своей книге Юркевич В.С. пишет: «Одаренные дети - это особые дети, и наши обычные мерки к ним никак не подходят. Но, к моему великому сожалению, почему-то именно в этой проблеме большинство педагогов и детских психологов считают себя специалистами - во всяком случае настолько, что берутся создавать школы для одаренных, развивать одаренность, консультировать одаренных, не имея специальной на это подготовки». [4]
Возможно поэтому до сих пор многие учёные-исследователи, да и педагоги рассматривают одарённых детей как своего рода девиантных. То есть они представляются им как «носители отклонений», что, естественным образом, создаёт массу проблем как самим учителям в работе с детьми, так и самим детям.
Многие проблемы, возникающие у детей, обусловлены отрицательными личностно-поведенческими аспектами одарённый детей. Среди них основными являются:
- отсутствие способности смотреть на вещи, явления и связи между ними глазами другого человека, особенно если он интеллектуально слабее;
- безразличное, или даже неприязненное отношение к школе, как следствие отсутствия интереса к «скучным» урокам;
- частое отставание в физическом развитии, так как у одарённого ребёнка на первом месте всегда интеллектуальная сфера деятельности;
- отсутствие способности договариваться, идти на компромисс, из-за этого навязчивое стремление всегда быть правым в споре;
- и, как следствие всех выше утверждений, постоянное желание подчинять себе сверстников, быть командиром.
Всё вышесказанное давно известно педагогам, школьным психологам. И проявляется это в различных формах как социально-психологические проблемы, дезадаптивное поведение.
Вызов одарённого ребёнка окружающей его среде, традиционно складывающимся связям в этой среде часто проявляется в активной деятельности, постоянной демонстрации своих возможностей, постоянном стремлении к лидерству в группе. Всё это может принимать формы демонстративной асоциальности, защитной агрессии. Проявляется такое поведение в вызывающем, бурном и недоброжелательном реагировании на действия окружающих, совершении выражено асоциальных поступков.
Однако, часто педагоги и психологи встречаются с прямо противоположной социально-психологической реакцией одарённого ребёнка в случае сдерживания присущих ему проявлений и потребностей: уход в себя, апатичность и вялость в налаживании контактов с другими. Поведение с признаками депрессии может принимать открыто демонстративные формы проявления.
Всё это приводит к проблеме узкого профессионального определения педагогами и психологами условий развития и обучения одарённых детей.
Можно выделить наиболее часто встречающиеся проблемы таких детей:
- явные сложности в обретении близких друзей;
- неучастие в развлечениях сверстников, одноклассников;
- старание пересилить свою природу, подстроиться под других, подавить свою индивидуальность;
- очень раннее обращение внутреннего поиска основ мироздания, собственного предназначения.
Часто проблема может заключаться и в том, что педагогу сложно принять: ученик, который плохо учится, может быть одарённым. Например, механическое запоминания не его стихия, поэтому есть проблемы с языком. Или, если ребёнок тратит больше времени на умножение традиционным способом, но он понимает это процесс на более глубоком уровне, чем остальные. Всё это похоже для учителя на медлительность, заторможенность, но на самом деле может скрывать высокий математический интеллект.
Отмеченные проблемы открыто указывают на нарастающую в образовательной среде потребность в разработке специальных программ или разделов основных программ, предназначенных для работы с одарёнными детьми.
Также очевидно, что в образовании не хватает педагогов, имеющих психологическую подготовку к работе с одарёнными и талантливыми детьми. Учителям следует регулярно повышать, обновлять свой багаж знаний в этой психолого-педагогической сфере: они должны грамотно дифференцировать процесс образования, учитывать индивидуальные, личностные особенности каждого ученика, с различными способностями. Ведь решение этой проблемы напрямую связано с повышением интеллектуально-творческого потенциала страны.
Список используемой литературы
1. Выступление руководителя Департамента образования г. Москвы И.И.Калины на пресс-конференции 12 февраля 2013 года. [Электронный ресурс] / Режим доступа:http://www.pressmk.ru/news/detail.php?ID=358. Дата обращения: 08.11.2018.
2. Ермаков С.С., Юркевич В.С. Развитие познавательной потребности у школьников в процессе обучения [Электронный ресурс] // Современная зарубежная психология. 2013. Том 2. № 2. С. 87–100. Режим доступа: http://psyjournals.ru/jmfp/2013/n2/61179.shtml. Дата обращения: 08.11.2018.
3. Скибина Я.В. Проблема индивидуализации обучения в современных условиях [Текст] / Политематический сетевой электронный научный журнал Кубанского государственного аграрного университета. – 2016. – № 123. – С. 2123-2134.
4. Юркевич В.С. Одаренный ребенок: иллюзии и реальность: книга для учителей и родителей [Электронный ресурс] / М.: «Просвещение», учебная литература. - 2000. – 136 с. Режим доступа: http://www.center-nlp.ru/library/s55/nlp/jurkevich.html?current_book_page=all. Дата обращения: 08.11.2018.
5. Юркевич В.С. Современные проблемы работы с одаренными детьми [Электронный ресурс] // Психолого-педагогические исследования. 2010. №5. URL: http://psyedu.ru/journal/2010/5/Yurkevich.phtml (дата обращения: 09.11.2018).