Творческий проект по теме «Занимательная наука» «Узнаем – познаем – развиваемся». «Эксперимент как возможность познания окружающего мира»

Разделы: Работа с дошкольниками, Работа с родителями


Тип проекта: познавательно-исследовательский.

Продолжительность проекта: краткосрочный.

Предмет исследования: вода, лед, воздух,  статическое электричество.

По количеству участников: 3 взрослых и 6 детей.

Участники проекта: воспитатели; дети средней группы и подготовительной группы с ОНР.

Малыш – природный исследователь окружающего мира. Мир открывается ребенку через опыт его личных ощущений, действий, переживаний.

Поисковая активность, выраженная в потребности исследовать окружающий мир, заложена генетически. Задача взрослого лишь в том, чтобы создать условия для реализации этой активности.

Дети дошкольного возраста очень любят экспериментировать. Эксперимент – это научно-поставленный опыт, наблюдение исследуемого явления в специально созданных условиях. Опыты способствуют формированию у детей познавательного интереса к окружающему миру, развивают наблюдательность, мыслительную деятельность.

Современная педагогика считает, что детское экспериментирование наряду с игровой деятельностью является одним из главных и естественных проявлений детской психики. Детское экспериментирование рассматривается как основной вид деятельности в познании окружающего мира в период дошкольного детства.

Знания, почерпнутые не из книг, а добытые самостоятельно, всегда являются осознанными и более прочными.

Опыт всегда должен строиться на основе имеющихся представлений. Проводя опыт, нельзя наносить  вред и ущерб растениям и животным.

Цель:

  • развивать познавательно-исследовательские способности у детей в процессе совместной исследовательской деятельности и практических опытов;
  • расширять представления детей о физических свойствах окружающего мира;
  • развивать представления об основных физических явлениях (свойства воды, статическое электричество, преломление света и др.);
  • формировать опыт выполнения правил техники безопасности при проведении физических экспериментов;
  • развивать эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру;
  • поощрять проявление инициативы и любознательности с целью получения новых знаний и дальнейшего их применения;
  • интеллектуальное развитие детей дошкольного возраста, формирования желания учиться, познавать новое; учиться работать сообща.

Образовательные задачи:

  • Формирование целостной картины мира, расширение кругозора: продолжать знакомить детей закрепить знания детей по вопросу свойств воды; дать представления об электричестве и воздух.
  • Развитие свободного общения с взрослыми и детьми: продолжать развивать у детей интерес к общению с взрослыми и детьми (внимательно слушать вопросы, отвечать на поставленные вопросы, задавать вопросы), формировать потребность делиться своими впечатлениями с воспитателем и детьми; вовлекать детей в речевое и игровое взаимодействие.
  • Развитие всех компонентов устной речи, практическое овладение нормами речи: формирование словаря – активизировать в словаре детей существительные: лаборатория, опыты, оборудование.
  • Развитие связанной речи - вовлекать детей в общую беседу стимулировать проявление активности в беседе; формировать у детей умение вести диалог с воспитателем: слушать и понимать заданный вопрос, отвечать на вопрос воспитателя, говорить в нормальном темпе, слушать пояснения педагога;

Развивающие задачи:

  • Способствовать развитию любознательности.
  • Развивать внимание детей.
  • Способствовать развитию логического мышления: определять тему, проблему исследования, последовательность исследовательской деятельности, анализировать результаты.
  • Возникает стремление транслировать свои навыки и опыт сверстникам и взрослым.

Воспитательные задачи:

  • Продолжать воспитывать культуру поведения.
  • Воспитывать у детей уважительное отношение к окружающей среде.
  • Формировать понимание важности  воды, воздуха для всех объектов на планете.

Место проведения: помещение группы.

Обеспечение проекта:

  • салфетки для стола;
  • емкости с водой;
  • трубочки для сока;
  • бумажные листы;
  • подносы, кисти;
  • стакан граненый прозрачный;
  • лупа, графин для воды стеклянный, материалы для исследований – цветные камушки;
  • платки, пакеты полиэтиленовые;
  • воздушные шарики;
  • фольга пищевая ножницы, расчески пластмассовые;
  • фартуки для детей;
  • бумажное  полотенце.

Предварительная работа:

  • ежедневные наблюдения различных явлений окружающего мира;
  • беседы о воде, воздухе, электричестве;
  • рассматривание и чтение детских энциклопедий.

Предполагаемый результат:

  • создание условий для организации экспериментальной деятельности в группе;
  • возросшая заинтересованность в познании окружающего мира; поиск нового;
  • стремление транслировать свои навыки и опыт сверстникам и взрослым;
  • удачное проведение экспериментов.

Выполнение проекта

Проведение экспериментов

Опыты с воздухом

1. Воздух в человеке.

Мы дышим воздухом – пузырьки в воде – воздух из легких. Подуть в трубочку, опущенную в емкость с водой.

Подуйте в трубочку, опущенную в стакан с водой. Что  происходит?  Выходят пузырьки.

Вывод: значит, воздух есть внутри нас. Мы дуем в трубочку, и он выходит. Но чтобы подуть ещё, мы сначала вдыхаем новый воздух, а потом выдыхаем через трубочку и получаются пузырьки.

Без воздуха мы задохнёмся. Всему живому на земле необходим воздух: и людям, и животным, и растениям! Без воздуха они погибнут.

2. Ловим воздух.

  1. Взять платок за четыре конца. Платком взмахиваем, поднимая его вверх и опуская концы вниз - получается купол, заполненный воздухом. Платок похож на парашют, который спускается плавно. Воздух под куполом распирается и поддерживает его.
  2. Ловим воздух пакетом. В пустом новом пакете воздуха нет, пакет плоский. Расправляем его и  «ловим» им воздух. Пакет надувается, его можно завязать. Мы поймали воздух.

Эксперименты с давлением воздуха.

3. Вода в перевернутом стакане.

Наполняем  стакан водой до самых краев, накрываем его листом бумаги, и придерживая его рукой аккуратно перевертываем стакан. Убираем руку. Вода из стакана не будет выливаться. Давление атмосферного воздуха на бумагу больше давления воды на нее. Вот почему бумага не отпадает а вода не выливается.

Опыты с водой.

1. Можно ли склеить бумагу водой?

Возьмите два листа бумаги, приложите их один к другому и попробуйте их сдвинуть так: один в одну, а другой в другую сторону.

А теперь смочите листы водой, приложите их друг к другу и слегка прижмите, чтобы выдавить лишнюю воду. Сдвинуть листы невозможно. Вывод: вода обладает «склеивающим» действием. Таким же эффектом обладает и сырой песок, в отличие от сухого.

2. Вода или лупа?

Предметы в воде кажутся больше, чем на самом деле. Это  можно  заметить, посмотрев, как увеличивается размер камушка. А может быть, это стекло увеличивает?  Нет,  ведь  рыбки  в  аквариуме  тоже кажутся больше, если смотреть только через воду. 

Из-за преломления света между водой и воздухом  расстояния и размеры кажутся нам не такими, как на самом деле – далекое кажется ближе на 25%, предметы становятся больше на 33% – на целую треть!

3. Тонет – не тонет

Попробуйте утопить в воде апельсин, гладкий и скомканный лист бумаги, кусок пластилина в различных формах (шар, лодочка, и т.д.), яйцо (в пресной и соленой воде).

4. Игры со льдом

  • Замораживайте воду, используя разнообразные формочки и емкости, делайте разноцветный лед. Зимой из таких разноцветных «кирпичиков» можно строить крепости и дома на улице.
  • Цветными кубиками льда можно рисовать: положите их на лист бумаги и подождите пока они растают, цветные потоки при этом перемешаются в произвольном порядке. Чтобы рисовать руками, при изготовлении льда сделайте им «ручки» из спичек или зубочисток.
  • Попробуйте перед замораживанием кинуть в воду кусочки цветной бумаги, ткани, ниточки, фольги. Получается очень красиво. Еще из льда можно сделать украшение для елочки на лице: опустите в воду ленточки или тесемку так, чтобы при замораживании получилась петелька. Посыпьте лед солью и посмотрите что получится.
  • Налейте в тазик воду и пустите туда кораблик и несколько льдинок. Объясните малышу что такое айсберг, чем опасно столкновение с ним.
  • Устройте соревнование «кто быстрее растопит лед». Пусть ребенок сам выберет, куда поставить миску со льдом: на солнце, в тень, накрыть ее или нет

Понятие об электрических зарядах

Статическое электричество можно заметить при расчесывании волос. Пластмассовые расчески заряжены отрицательно, а волосы - положительно. Это является причиной отталкивания зарядов, что объясняет тот факт, что наэлектризованные волосы торчат в разные стороны. 

1. Танцующая фольга.

  • Нарежьте алюминиевую фольгу (блестящую обертку от шоколада или конфет) очень узкими и длинными полосками. Проведите расческой по своим волосам, а затем поднесите ее вплотную к отрезкам.
    Полоски начнут "танцевать". Это притягиваются друг к другу положительные и отрицательные электрические заряды. 

2. Воздушные шарики.

Надуйте небольшой воздушный шар. Потрите шар о шерсть или мех, а еще лучше о свои волосы, и вы увидите, как шар начнет прилипать буквально ко всем предметам в комнате: к шкафу, к стенке, а самое главное - к ребенку.

Это объясняется тем, что все предметы имеют определенный электрический заряд. В результате контакта между двумя различными материалами
происходит разделение электрических разрядов. Если потереть такой шарик об одежду или другую ткань, или даже об стену - он приобретает электростатический заряд (намагничивается) и становится способным прилипать к различным предметам.

Наэлектризуйте шарик, потерев его о волосы. Приподнимая шарик над головой, вы почувствуете, как за ним тянутся волосы.

Наэлектризованный шарик прислоните к вертикальной стенке, к потолку, к своей одежде или голове – он будет долго висеть в таком положении.

Работа с родителями:

  • Представление видеопрезентации об экспериментальной деятельности детей в группе; демонстрация экспериментов.
  • Проведение досуга совместно с родителями на тему «Фокус-покус».