Роль преподавателя в активизации творческого потенциала обучающихся

Разделы: Математика


В статье анализируется влияние преподавателя на формирование творческого потенциала обучающегося на уроке математики. Показано, что стремление студентов к творческим поискам осуществляется через самостоятельную исследовательскую деятельность, задачи которой, наиболее близки к практической деятельности. Предлагаемый путь позволяет воспитать у студента собственную значимость, развить потенциал своих возможностей и способствует к стремлению наиболее высоких достижений, как в учебном процессе, так и в профессиональной деятельности.

Ключевые слова и фразы: творческая активность; творческий поиск; творческий потенциал; творческое решение; техническое творчество.

В современных условиях обучение требует тесной связи с воспитанием студентов, т.е. органического соединения обучения и воспитания, что позволяет решить триединую задачу нашего образования: обучения, воспитания, развития — и добиться главного — взаимопонимания. Взаимопонимание помогает в свою очередь формировать готовность учащихся к систематическому труду, к достижению хороших результатов в овладении основами науки и способствует воспитанию лучших качеств специалиста и человека.

Если на уроке не ставить задачи, способствующие пробуждению творческой активности студента, то действенная роль учебного процесса снижается. Очень важно для преподавателя продуманно планировать для себя задачи формирования творческой активности обучаемых.

Прежде всего, следует прививать студентам стремление к творческим поискам при решении задач, и осуществить это можно при изготовлении макетов, таблиц, чертежей и т.д. Задачи нужно подбирать с таким практическим содержанием, которое поставит студентов перед необходимостью искать рациональные пути решения. В первую очередь надо использовать задачи, наиболее близкие к тем, которые возникают перед человеком в его практической деятельности. Решение таких задач сформирует собственное представление о реальных жизненных ситуациях и поможет адаптироваться к ним. Решение нестандартных задач всегда предполагает определенную исследовательскую деятельность студентов. Важно создать ситуацию самостоятельного поиска решения обозначенной проблемы, вызвать стремление применить имеющиеся знания в новых условиях, распознать объект исследования, выполнить задание, учить рассуждать, накапливать факты и их обобщать, осмысливать проделанные операции.

Включение в активную исследовательскую деятельность будет способствовать развитию творческого потенциала, способностей и морально-психологических качеств студента. При каждом удобном случае необходимо раскрывать перед студентами общественную значимость и необходимость творчества. Здесь важно убедить их, что изобретать способен каждый, а не только избранные с особым врожденным талантом. Можно предлагать студентам конкретные посильные задания для изобретения средств наглядности, но при этом учитывать четыре аспекта: технический, психологический, дидактико-методический и гигиенический. В ходе использования учебно-наглядных пособий желательно продемонстрировать все удобства и пользу, которую приносят творческие решения в процессе обучения. Приборам, которые сделали студенты, надо найти практическое применение и показать пользу, которую они принесли, иначе эффект воспитания будет перечеркнут. Хорошо, если студенты увидят необходимость их решений и испытают чувство удовлетворения результатами своей работы, так как это может развить интерес, повлечь потребность к творческим свершениям.

Для поддержания мотивации желающих участвовать во внеклассной работе в кабинете следует оборудовать выставки научно-технического творчества студентов. Желательно практиковать знакомство с новыми открытиями и изобретениями студентов других групп. Предоставить им возможность высказать свои суждения, соответственно, оценить удачу или неудачу вот этих осуществленных открытий, т.е. учить критически анализировать. Важно приучать студентов чаще посещать творческие выставки, вызывая хорошее чувство зависти и желание подражать более высоким образцам проявления творческого начала. При каждом удобном случае подмечать элементы несовершенства в окружающей обстановке, т.е. учить видеть недостатки, которые можно устранить. Ставить задачи изменения, улучшения: «А как это можно сделать лучше?» Для достижения эффективности в решении этих задач, конечно, возможны различные приемы. Здесь трудно как-то обозначить один путь или выстроить какую-то заданную схему, каждый преподаватель проявляет свои способности, свои индивидуальные возможности. При этом многое зависит от студентов, с которыми педагог работает. За студентом должно остаться право свободы выбора способов решения изобретательной задачи, позволяющей применить изобретательские способности или схемы конструкции учебного пособия. Предлагаемый путь позволяет ставить студента в позицию активного деятеля, а это очень важное средство воспитания-осознания собственной значимости, роли своих возможностей, своего потенциала и способствует тому, чтобы студент стремился к достижению успеха. Воспитание — процесс, необходимый для формирования активного, деятельного человека, гражданина. Качества, заложенные в процессе воспитания, он потом перенесет с урока и с того непосредственного дела, которым он занимался в процессе обучения математики, на свое дальнейшее поведение, и сможет выдержать конкуренцию на рынке труда, достичь успехов в профессиональной карьере.

Возможно, также предложить студентам воспользоваться советом родных и знакомых, которые подскажут интересные идеи. Совместная работа по изготовлению учебно-наглядных пособий поможет сблизить студентов и их родителей, к которым они обратятся за советом, как лучше сделать, а может быть, и за помощью в приобретении необходимого материала. Это не только поможет практически делу создания пособий, но и внесет воспитательный момент, как-то сближая студентов с родителями в совместной работе. Мода на кружки по предмету прошла, поэтому надо находить возможность развивать способности студентов к техническому творчеству на уроках. Задание на изобретение макетов, моделей, иллюстраций к теоремам, задачам и других наглядных пособий можно давать и после изучения темы и на любом уроке. Важно формировать у студентов правильное отношение к своему учебному труду и требовать порядка на рабочем месте обучаемого. Изобретательность не только не наносит какого-то заметного ущерба в получении математических знаний, но, наоборот, как показывает опыт, способствует более прочному их усвоению. Личность конкретного педагога может усилить или ослабить обучающий и развивающий эффект любой технологии. Не всякое повторение чьего-то опыта может быть полезным, даже оправданным. Сам по себе опыт каждого педагога-практика в чём-то да субъективен. Иным использование одних и тех же педагогических средств и методов позволяет получить положительный результат, а другим — прямо противоположный. Но в каждом индивидуальном новаторстве есть какие-то идеи, которые пригодятся в работе других.

В результате такой работы появляются учебно-наглядные пособия из подручного материала. Представим ряд примеров, позволяющих проиллюстрировать особенности технологии изготовления учебно-наглядных пособий из подручных материалов. Опыт работы дает возможность предложить создание необходимых учебных пособий легко доступным способом с эффективным результатом.

Элементарные преобразования графиков

Трудно найти область науки или общественной жизни, где не применялись бы графики, поэтому построению графиков надо уделить значительное внимание. Часто при построении графиков функции студенты не используют известные свойства этих функций. Поэтому данное пособие оказывает преподавателю помощь в ознакомлении студентов с методами построения графиков функции, используя такие преобразования, как симметрия, параллельный перенос, осевое сжатие и растяжение, зеркальное отражение вдоль осей. Графики достаточно построить пунктиром на половине ватмана с единичным отрезком пять см., копию графика нарисовать на прозрачной пленке маркером или вышить нитками, или наклеить цветным скотчем. Прозрачную пленку можно придерживать ладонями или магнитами. Передвигая прозрачный лист по ватману, можно быстро и наглядно показать параллельный перенос графика функции вдоль обеих осей системы координат на расстояние, равное С.

Перегибая пленку вдоль осей, можно показать зеркальное отражение графика одной полуплоскости на другую и сжатие данных графиков функции. Графики синуса и косинуса лучше построить на целом листе ватмана и приклеить специальные створки, сделанные тоже из ватмана, которые в нужный момент закроют график синуса или косинуса в левой и нижней полуплоскости. Данное пособие можно применить и при объяснении графического способа решения уравнений и неравенств. Изучая тему «Квадратные неравенства», можно быстро показать все шесть случаев положения параболы относительно оси ОХ. При вычислении площадей плоских фигур — для построения заданной фигуры.

Двугранный угол

1 вариант. Примером двугранного угла могут служить украшения для коктейля или ёлочные бумажные игрушки.

2 вариант. Из оргстекла. Боковые грани можно сделать обе неподвижными или одну приклеить к пересекающим плоскостям, а другую сделать подвижной в пределах 180°. Грани соединить с помощью рояльной петли. На данном приборе можно продемонстрировать определение двугранного угла, его части, виды и свойства линейного угла.

3 вариант. Из плотного картона или очень плотного полиэтилена. Данное пособие намного выгоднее предыдущих, так как занимает очень мало места для хранения. Времени на его изготовление уйдет на много меньше, а демонстрационная ценность будет больше. Кроме определения двугранного угла, частей, видов и свойств линейного угла, можно показать процесс пересечения двугранного угла плоскостью, перпендикулярной ребру. Пересекающую плоскость лучше сделать из плотного полиэтилена или очень тонкого оргстекла.

Стереометрический ящик

Такое пособие используют на темах: взаимное расположение прямых в пространстве, свойства перпендикуляра и наклонной, теорема о трех перпендикулярах и многогранники. Обучающиеся эффективней усваивают данные темы, визуализация многогранников способствует развитию пространственного мышления, а также способствует развитию у учащихся способности изображать объемные объекты на плоских чертежах. Для изготовления пособия понадобится подложка из пенопласта и использованные стержни ручек.

Каждый год преподаватель старается внести в свою систему работы со студентами что-то новое. Есть мно­го методов и приемов, как давно известных в педагогической практике, но незаслуженно забытых, так и новых исследований. Например, советует вы­зывать у сотрудников гнев и радость, чтобы стимулировать творческий подход к делу, так полагают психологи. Это подтвердило исследование, проведенное учеными из университета Вашингтона (США). Они пытались вы­звать у группы студентов амбивалентные эмоции (переход от грусти к радости и наоборот), и оказалось, что это улучшает творческое мышление и положительно сказывается на работе [7, c.10].

Список источников информации

1. Кукушкин В.С. Теория и методика воспитания. Ростов-на-Дону: Феникс. 2006. 508 с.

2. Куликова В.А. Чтобы урок был не в тягость, а в радость, или как работать без отстающих: Кн. для учителя: Из опыта работы. Тюмень: Поиск, 1997. 95 с.

3. Лизинский В.М. Приемы и формы в учебной деятельности. М.: Центр «Педагогический поиск», 2004. 160 с.

4. Пекелис В.Д. Твои возможности, человек! М.: Знание, 1984. 272 с.

5. Пышкало А.М. Средства обучения математике. М.: Просвещение, 1980. 208 с.

6. Соловейчик С.Л. Учение с увлечением. Роман. М.: «Дет. лит.», 1976. 175 с.

7. «Здоровье» журнал. М., 2006 г. №12.