Односоставные предложения с одним главным членом. Определенно-личные предложения

Разделы: Русский язык

Класс: 8

Ключевые слова: определенно-личные предложения


Цель:

Обучающая:

  • Обучение умению различать односоставные и двусоставные предложения;
  • Ознакомить учащихся с понятием определенно-личных предложений и сферой их употребления;
  • Формирование умения находить определенно-личные предложения по их значению, структурным особенностям;

Развивающая:

  • Отработать умение находить их в тексте, употреблять в речи;
  • Расширить и углубить предметную компетенцию учащихся

Воспитательная:

  • Воспитывать потребность в практическом использовании языка в различных сферах деятельности;

Оборудование: учебник, учебные тексты, тексты стихотворений, раздаточный материал, презентация;

Ход урока

1. Организационный этап

2. Актуализация опорных знаний

Практическая работа с языковым материалом (произвести синтаксический разбор предложений):

1. Люблю дорожкою лесною…(А.Н.Майков)

2. В окно повеяло весною…(А.Н.Плещеев)

3. Пахнет сеном над лугами…(А.Н,Майков)

4. Спой мне песню, как синица тихо за морем жила…(А.С.Пушкин)

5. Не расти траве после осени…(М.Е.Кольцов)

6. Только мне плачется – на душе светло…(С.А.Есенин)

7. Фронт. Война. А вечер дивный по полям пустым идёт…(А.Т.Твардовский)

Беседа по вопросам:

  1. Что называется грамматической основой предложения?
  2. Любое предложение может содержать и подлежащее и сказуемое?
  3. Если один из главных членов отсутствует, не мешает ли это пониманию смысла предложения?
  4. Какие предложения называют односоставными?

- Кто из великих русских лингвистов первым в истории нашей науки описал строение односоставных предложений? (А.А.Шахматов)

3. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности

- Что лучше режет: нож или ножницы? «Оба инструмента режут одинаково, только разные предметы», - ответите вы. Нож состоит из одной режущей части, а ножницы - из двух. Условно их можно рассматривать как символы о/с и д/с предложений.

- Говорят, великий Эйнштейн, когда ему подарили компас, задался вопросом: «Почему стрелка на компасе шевелится». Затем он открыл собственный принцип устройства Вселенной, создал теорию, объясняющую «почему», «на чём» и «как» держится мир. А мы сегодня на уроке рассмотрим, «на чём» и «как» держатся односоставные предложения.

- Учёный-лингвист А.М.Пешковский писал: «…действующее лицо намеренно устранено, намеренно представляется как неизвестное…»

- Посмотрим это на примерах:

Проанализировать информацию на слайде.

1. Знакомство со структурными особенностями определенно-личных предложений, со способами выражения сказуемого в них.

Примеры определенно-личных предложений

Способы выражения сказуемого

1. Люблю грозу в начале мая…

Глагол, 1 лица, ед.ч., наст. вр.

2. Что стоишь, качаясь, тонкая рябина?

Глагол 2 лица, ед.ч, наст. вр.

3. Выйдем с тобой побродить в лунном сиянии.

Глагол 1 лица, мн.ч, наст. вр.

4. Выйду, сяду под березой, буду слушать соловья.

Глагол 1 лица, ед. ч., буд.вр.

5. Напиши мне письмецо!

Глагол 2 лица, ед.ч, буд., вр., повелит. накл.

Вывод о строении определенно-личных предложений:

  • В определенно-личных предложениях на первое место выдвигается действие, в них не называется человек, производящий действие, но форма глагола указывает, что его производит сам говорящий.
  • Эти предложения очень близки по смыслу двусоставным предложениям, в них можно подставить личные местоимения: Я выйду (предложение 4), Что ты стоишь (предложение 2) и т.д.
  • Данный вид предложений часто встречается в поэтических произведениях, помогая передать состояние души поэта.

Давайте откроем учебники на с. 90 и прочитаем правило, чтобы еще раз закрепить сказанное.

4. Проверка первичного усвоения знаний в форме теста. Определить номера О/Л предложений

Учащиеся на листочках отмечают «да» (о\л), «нет».

  1. Вижу горы и долины.
  2. Мой друг, Отчизне посвятим души прекрасные порывы.
  3. Кому-то принесли от мастера ларец.
  4. Проселочным путем люблю скакать в телеге.
  5. Пройдитесь по городу на Неве, вглядитесь в него.
  6. Она хотела уехать в деревню.
  7. Не люблю снег с дождем.
  8. Поднимитесь на рассвете, прогоните остатки сна холодной водой и пойдите в лес.
  9. Река неожиданно меняет направление.
  10. Друзья, берегите природу!

Ключ: 1, 2, 4, 5, 7, 8, 10

2. Роль о/л предложений в речи. Проведем эксперимент.

Прочитайте текст. Определите тип предложений по наличию грамматических основ.

Утром я встаю в семь часов утра.
Я делаю зарядку.
Потом я умываюсь и завтракаю.
А затем я отправляюсь в школу.

- Перестройте предложения в о/л (устно). Какой текст более удачный? В чем преимущество? Что усиливается? (Усиливается действие. Избегаем повторения назойливого «я». Высказывание более лаконично).

Пришли к такому же выводу, что и М.Ломоносов, который утверждал, что «умолчание местоимений личных перед спрягаемыми формами глагола к украшению и важности служит».

3. Но все ли двусоставные предложения можно преобразовать в односоставные неопределённо-личные? И есть ли в этом необходимость?

1. Мы любовались чудесной картиной зимнего леса.
2. Ветер воет и свистит за окном.
3. Я торопливо иду на перрон, радуясь близкой встрече с друзьями.
4. Лодка чуть покачивалась у причала.
5. Определение стилевых особенностей текста, в котором использованы определенно-личные предложения.

Не жалею, не зову, не плачу,
Все пройдет, как с белых яблонь дым.
Увяданья золотом охваченный,
Я не буду больше молодым.
С.Есенин

Ответы учащихся: В первой строке стихотворения использовано определенно-личное предложение, с помощью которого передается душевное состояние поэта; передать волнение, эмоциональность удается за счет того, что глаголы употреблены в 1 лице ед. ч., настоящего времени. Стиль этого текста – художественный.

- Употребляются ли определённо-личные предложения в других стилях.

5. Задание исследовать текст

  1. Выписать из текста определенно-личные предложения;
  2. Определить стиль текста, объяснить, с какой целью используются в нем определенно-личные предложения;

А вчерась мне была выволочка. Хозяин выволок меня за волосья на двор и отчесал шпандырем за то, что я качал ихнего ребятенка в люльке и по нечаянности заснул… Хозяин бьет чем попадя. А еды нету никакой. Утром дают хлеба, в обед каши и к вечеру тоже хлеба…. Милый дедушка, сделай божецкую милость, возьми меня отсюда домой, на деревню … Кланяюсь тебе в ножки и буду вечно бога молить, увези меня отсюда, а то помру…» (А.П.Чехов, «Ванька»)

- Назвать произведение, из которого взят этот отрывок.

- Назвать имя главного героя.

- Найти в тексте слова, которые употребляются в разговорной речи. (шпандырь – ремень, которым сапожники крепили заготовку к ноге)
Есть ли в этом тексте односоставные предложения? Назовите их.

6. Употребление о/л предложений в разных стилях речи

- Работа в группах по карточкам с красной полоской.

Первая группа работает с готовым текстом, вторая, третья, четвертая выполняют творческие задания.

Карточка 1

Прочитайте текст. Определите стиль. Выпишите определенно-личные предложения.

Уведомительная записка

Их сиятельству графу Бенкендорфу, шефу полиции.

Ваше сиятельство, граф, с глубочайшим почтением довожу до Вашего сведения, что некий поручик Михаил Лермонтов пишет богопротивные сочинения, в коих порочит достоинство сего высшего общества, двора и честь особы государя-императора.
Посему прошу обратить, Ваше сиятельство, внимание на то, что государству наносится невосполнимый ущерб вышеупомянутыми сочинениями.
Смею надеяться, что письмом своим вношу посильную скромную лепту в торжество справедливости.
С глубоким почтением,
благожелатель.

Карточка 2

Опишите свои действия при решении уравнения 2 (х + 3) =10, используя определенно-личные предложения.

Определите стиль.

Карточка 3

Составьте текст на тему «Берегите природу» с использованием определенно-личных предложений. Определите его стиль.

Карточка 4

Напишите миниатюру в форме письма или поздравительной открытки.

Вывод: о/л предложения могут употребляться в разных стилях речи.

  • Определение односоставных предложений (О/Л) в заданиях ОГЭ(задание 8).
  • Практическая работа по контрольно-измерительным материалам (ОГЭ-2018)

7. Рефлексия. Подведение итогов урока

8. Заключительное слово учителя