Цель:
Обучающая:
- Обучение умению различать односоставные и двусоставные предложения;
- Ознакомить учащихся с понятием определенно-личных предложений и сферой их употребления;
- Формирование умения находить определенно-личные предложения по их значению, структурным особенностям;
Развивающая:
- Отработать умение находить их в тексте, употреблять в речи;
- Расширить и углубить предметную компетенцию учащихся
Воспитательная:
- Воспитывать потребность в практическом использовании языка в различных сферах деятельности;
Оборудование: учебник, учебные тексты, тексты стихотворений, раздаточный материал, презентация;
Ход урока
1. Организационный этап
2. Актуализация опорных знаний
Практическая работа с языковым материалом (произвести синтаксический разбор предложений):
1. Люблю дорожкою лесною…(А.Н.Майков)
2. В окно повеяло весною…(А.Н.Плещеев)
3. Пахнет сеном над лугами…(А.Н,Майков)
4. Спой мне песню, как синица тихо за морем жила…(А.С.Пушкин)
5. Не расти траве после осени…(М.Е.Кольцов)
6. Только мне плачется – на душе светло…(С.А.Есенин)
7. Фронт. Война. А вечер дивный по полям пустым идёт…(А.Т.Твардовский)
Беседа по вопросам:
- Что называется грамматической основой предложения?
- Любое предложение может содержать и подлежащее и сказуемое?
- Если один из главных членов отсутствует, не мешает ли это пониманию смысла предложения?
- Какие предложения называют односоставными?
- Кто из великих русских лингвистов первым в истории нашей науки описал строение односоставных предложений? (А.А.Шахматов)
3. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности
- Что лучше режет: нож или ножницы? «Оба инструмента режут одинаково, только разные предметы», - ответите вы. Нож состоит из одной режущей части, а ножницы - из двух. Условно их можно рассматривать как символы о/с и д/с предложений.
- Говорят, великий Эйнштейн, когда ему подарили компас, задался вопросом: «Почему стрелка на компасе шевелится». Затем он открыл собственный принцип устройства Вселенной, создал теорию, объясняющую «почему», «на чём» и «как» держится мир. А мы сегодня на уроке рассмотрим, «на чём» и «как» держатся односоставные предложения.
- Учёный-лингвист А.М.Пешковский писал: «…действующее лицо намеренно устранено, намеренно представляется как неизвестное…»
- Посмотрим это на примерах:
Проанализировать информацию на слайде.
1. Знакомство со структурными особенностями определенно-личных предложений, со способами выражения сказуемого в них.
Примеры определенно-личных предложений | Способы выражения сказуемого |
1. Люблю грозу в начале мая… |
Глагол, 1 лица, ед.ч., наст. вр. |
2. Что стоишь, качаясь, тонкая рябина? |
Глагол 2 лица, ед.ч, наст. вр. |
3. Выйдем с тобой побродить в лунном сиянии. |
Глагол 1 лица, мн.ч, наст. вр. |
4. Выйду, сяду под березой, буду слушать соловья. |
Глагол 1 лица, ед. ч., буд.вр. |
5. Напиши мне письмецо! |
Глагол 2 лица, ед.ч, буд., вр., повелит. накл. |
Вывод о строении определенно-личных предложений:
- В определенно-личных предложениях на первое место выдвигается действие, в них не называется человек, производящий действие, но форма глагола указывает, что его производит сам говорящий.
- Эти предложения очень близки по смыслу двусоставным предложениям, в них можно подставить личные местоимения: Я выйду (предложение 4), Что ты стоишь (предложение 2) и т.д.
- Данный вид предложений часто встречается в поэтических произведениях, помогая передать состояние души поэта.
Давайте откроем учебники на с. 90 и прочитаем правило, чтобы еще раз закрепить сказанное.
4. Проверка первичного усвоения знаний в форме теста. Определить номера О/Л предложений
Учащиеся на листочках отмечают «да» (о\л), «нет».
- Вижу горы и долины.
- Мой друг, Отчизне посвятим души прекрасные порывы.
- Кому-то принесли от мастера ларец.
- Проселочным путем люблю скакать в телеге.
- Пройдитесь по городу на Неве, вглядитесь в него.
- Она хотела уехать в деревню.
- Не люблю снег с дождем.
- Поднимитесь на рассвете, прогоните остатки сна холодной водой и пойдите в лес.
- Река неожиданно меняет направление.
- Друзья, берегите природу!
Ключ: 1, 2, 4, 5, 7, 8, 10
2. Роль о/л предложений в речи. Проведем эксперимент.
Прочитайте текст. Определите тип предложений по наличию грамматических основ.
Утром я встаю в семь часов утра.
Я делаю зарядку.
Потом я умываюсь и завтракаю.
А затем я отправляюсь в школу.
- Перестройте предложения в о/л (устно). Какой текст более удачный? В чем преимущество? Что усиливается? (Усиливается действие. Избегаем повторения назойливого «я». Высказывание более лаконично).
Пришли к такому же выводу, что и М.Ломоносов, который утверждал, что «умолчание местоимений личных перед спрягаемыми формами глагола к украшению и важности служит».
3. Но все ли двусоставные предложения можно преобразовать в односоставные неопределённо-личные? И есть ли в этом необходимость?
1. Мы любовались чудесной картиной зимнего леса.
2. Ветер воет и свистит за окном.
3. Я торопливо иду на перрон, радуясь близкой встрече с друзьями.
4. Лодка чуть покачивалась у причала.
5. Определение стилевых особенностей текста, в котором использованы определенно-личные предложения.
Не жалею, не зову, не плачу,
Все пройдет, как с белых яблонь дым.
Увяданья золотом охваченный,
Я не буду больше молодым.
С.Есенин
Ответы учащихся: В первой строке стихотворения использовано определенно-личное предложение, с помощью которого передается душевное состояние поэта; передать волнение, эмоциональность удается за счет того, что глаголы употреблены в 1 лице ед. ч., настоящего времени. Стиль этого текста – художественный.
- Употребляются ли определённо-личные предложения в других стилях.
5. Задание исследовать текст
- Выписать из текста определенно-личные предложения;
- Определить стиль текста, объяснить, с какой целью используются в нем определенно-личные предложения;
А вчерась мне была выволочка. Хозяин выволок меня за волосья на двор и отчесал шпандырем за то, что я качал ихнего ребятенка в люльке и по нечаянности заснул… Хозяин бьет чем попадя. А еды нету никакой. Утром дают хлеба, в обед каши и к вечеру тоже хлеба…. Милый дедушка, сделай божецкую милость, возьми меня отсюда домой, на деревню … Кланяюсь тебе в ножки и буду вечно бога молить, увези меня отсюда, а то помру…» (А.П.Чехов, «Ванька»)
- Назвать произведение, из которого взят этот отрывок.
- Назвать имя главного героя.
- Найти в тексте слова, которые употребляются в разговорной речи. (шпандырь – ремень, которым сапожники крепили заготовку к ноге)
Есть ли в этом тексте односоставные предложения? Назовите их.
6. Употребление о/л предложений в разных стилях речи
- Работа в группах по карточкам с красной полоской.
Первая группа работает с готовым текстом, вторая, третья, четвертая выполняют творческие задания.
Карточка 1
Прочитайте текст. Определите стиль. Выпишите определенно-личные предложения.
Уведомительная записка
Их сиятельству графу Бенкендорфу, шефу полиции.
Ваше сиятельство, граф, с глубочайшим почтением довожу до Вашего сведения, что некий поручик Михаил Лермонтов пишет богопротивные сочинения, в коих порочит достоинство сего высшего общества, двора и честь особы государя-императора.
Посему прошу обратить, Ваше сиятельство, внимание на то, что государству наносится невосполнимый ущерб вышеупомянутыми сочинениями.
Смею надеяться, что письмом своим вношу посильную скромную лепту в торжество справедливости.
С глубоким почтением,
благожелатель.
Карточка 2
Опишите свои действия при решении уравнения 2 (х + 3) =10, используя определенно-личные предложения.
Определите стиль.
Карточка 3
Составьте текст на тему «Берегите природу» с использованием определенно-личных предложений. Определите его стиль.
Карточка 4
Напишите миниатюру в форме письма или поздравительной открытки.
Вывод: о/л предложения могут употребляться в разных стилях речи.
- Определение односоставных предложений (О/Л) в заданиях ОГЭ(задание 8).
- Практическая работа по контрольно-измерительным материалам (ОГЭ-2018)