Выступление учащихся 5б класса МБОУ «Гимназия №1», г.Находка, Приморский край
Цели:
- познакомить учащихся 5 класса с ключевыми страницами истории России XX века;
- воздействовать на эмоциональное восприятие учащихся: показать, что Гражданская война, последовавшая за Революцией 1917 года – это трагедия всего народа;
- воспитание чувства патриотизма, уважения к российской истории и культуре.
Оборудование:
- костюмы «красных» – красные косынки, кожаные куртки, буденовки, красные банты на груди;
- костюмы «белых» – у девочек белые платья, у мальчиков фуражки, кителя;
- плакаты с датами «1917», «2017», изображение царской короны, флаги – Государственный флаг РФ и Красное знамя.
Перед началом выступления учащиеся выстраиваются на сцене по центру в колонну друг за другом: 1 ученица в красной косынке держит в руках плакат с датой «1917», 2 ученица – изображение царской короны, 3 ученица в красной косынке, 4 ученик – российский флаг… Т.е. чередуются «красные», «белые». Предпоследний ученик в буденовке держит Красное знамя. Последними стоят два чтеца, мальчик и девочка, изображающие современных школьников. У них в руках плакат «2017».
Под звуки нарастающей барабанной дроби ребята расходятся по обе стороны сцены, образуя два лагеря: «красных» и «белых».
Последними по центру сцены выходят вперед два чтеца.
Звучит колокольный звон и на его фоне читаются стихи.
1-й чтец-девочка:
Гражданская война. Раскол в стране.
Земля, Россия, дом родной в огне.
Раскол в сердцах, идёт на брата брат,
И, кажется, что нет пути назад.
2-й чтец-мальчик:
Где "белые"? Где "красные"? Куда
Всех завела гражданская беда?
И льётся кровь, сын на отца идёт...
Войной расколот русский наш народ.
Чтецы уходят.
Звучит фонограмма Гимна Добровольческой армии (1-й куплет):
Слышали деды — война началася,
Бросай свое дело, в поход собирайся.
Мы смело в бой пойдём за Русь Святую
И как один прольём кровь молодую.
Пока идет фонограмма «Лагерь белых» перестраивается, поворачиваясь лицом к «красным», изображает «сборы» на войну».
Колокольный звон, песня «Смело мы в бой пойдём за власть Советов» (3-й)
Вот показались белые цепи –
С ними мы будем биться до смерти!
Смело мы в бой пойдём за власть Советов,
И, как один, умрём в борьбе за это!
Под эту фонограмму «красные» выстраиваются против «белых».
Перед сценой появляются чтецы и уже остаются до конца.
Чтец-мальчик:
И там и здесь между рядами
Звучит один и тот же глас:
«Кто не за нас — тот против нас.
Нет безразличных: правда с нами».
Звучат воспоминания о гражданской войне. Их по очереди («белый», «красный») читают ученики. Каждый, читая свою часть, поворачивается лицом к залу. Таким образом, все участники становятся лицом к зрителям.
1. Девочка в белом платье:
«Чувствовать, что у себя на родине ты чужой, - это хуже всего на свете».
2. Девочка в красной косынке:
«Все население поголовно бежало с белыми, побросали дома, скот, имущество, и бежали куда глаза глядят. Белогвардейцы запугивали население, что красные режут всех и всё, но вышло наоборот…»
3. Мальчик:
«Я пошел в комнату и увидел, что какие-то люди лежат и стреляют; они себя называли зелеными; я не понимал, что это за люди, — на другой день они были красные».
4. Девочка:
«В белогвардейских войсках началась страшная паника, потому что в деревнях начинают организовываться крестьянские партизанские отряды».
5. Девочка:
«Большевики спрашивали меня: “Где твой папа?” Но я говорила, что я не знаю, где мой папа, тогда они поставили меня к стенке и хотели убить меня. Тогда пришел еще один большевик и сказал: “Зачем вам мучить девочку, может, она и не знает ничего?».
6. Мальчик:
«Вот теперь я окончательно узнал, что творят белые; это действительно мародеры и злодеи трудового народа».
7. Девочка:
«Мы сидели, как ни в чем не бывало на втором уроке, и вдруг разом посыпались пули по нашему классу; стекла летели вовсю. Дежурный офицер скомандовал: “ложись”, и мы на животе поползли с третьего в нижний этаж, где и находились без всякой надежды на продолжение своей короткой жизни».
8. Девочка:
«В нашем полку 200 перебежчиков от Колчака, они рассказывают, что их за вопросы, за что они идут воевать, больше половины расстреляли, и офицеры за каждую провинность бьют плетями».
9. Мальчик:
«Видя родину в море крови, я не мог продолжать свое прямое дело - учение, и с винтовкой в руках пошел я с отрядом биться за честь и благо России».
Выходят чтецы (по центру сцены)
1-й чтец-мальчик:
А я стою один меж них
В ревущем пламени и дыме
И всеми силами своими
Молюсь за тех и за других.
2-й чтец-девочка:
Дай тебе боже, родная земля,
Мудрых вождей и великих,
Чтобы не слышали эти поля
Криков проклятия диких,
Чтоб не лилась неповинная кровь,
Слез неутешных не лилось —
Чтоб вековечно святая любовь
В грешных сердцах воцарилась!
Звучит фонограмма песни «Прощание славянки» со словами, ребята перестраиваются в один ряд, перемешиваясь «красные» с «белыми» берутся за руки (можно вместе с чтецами) и поют эту песню 1-2 куплета.
1-й чтец-мальчик:
Кто прав, кто виноват? Не разобраться!
Мы знаем только, что Гражданская война была.
2-й чтец девочка:
Нельзя такому больше повторяться!
Давайте помнить – Родина одна!
(Родина одна! – эти слова все участники говорят вместе, берутся за руки и поднимают их вверх в знак единства)
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Дети эмиграции: Воспоминания. Сборник статей./ Под ред. Д382 проф. В.В.Зеньковского. — М.: Аграф, 2001. — 256 с.
2. Частные письма эпохи гражданской войны: По материалам военной цензуры // Неизвестная Россия: XX век. — М.: Издательство Московского городского объединения архивов. — Вып. 2. — 1993 (соавтор И.Давидян).- 2 (1) п.л.
3. https://www.stihi.ru/avtor/kurbatova
Татьяна Курбатова, Гражданская война, 2015.
4. Максимилиан Волошин, Гражданская война, 1919.
5. Федор Николаевич Берг, Ф. М. Достоевскому (отрывок).