Урок литературного чтения по теме "Буква «Ч»". Программа «Перспектива». 1-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 1


Цели: выделение из потока речи звука [ч] и знакомство с буквой, которая его обозначает.

Планируемые результаты:

  • предметные: формирование умения находить звук [ч] в словах в разных позициях; определение фонетических характеристик звука [ч] ; ознакомление с сочетаниями ЧА-ЧУ.
  • метапредметные: принятие и сохранение цели и задачи учебной деятельности; овладение логическими действиями сравнения и анализа; использование знаково-символических средств для создания моделей изучаемых объектов.
  • личностные: развитие положительной мотивации к изучению родного языка; овладение навыками сотрудничества.

Ход урока

I. Активизация познавательной деятельности

- Вы все утром пришли в школу. А какой первый звук в слове «школа»?

Что об этом звуке знаешь? Какой у него парный по глухости-звонкости?

- Поиграем в «звуковой волейбол»: я буду кидать вам мяч и говорить слово, где ест звуки [ж]  или [ш], а вы возвращаете мне мяч и слово , заменяя мой звук на парный:

ЖИЛ-ШИЛ

ШАР-ЖАР

ЖАРИЛ-ШАРИЛ

ШЕСТЬ-ЖЕСТЬ

КРУЖИЛ-КРУЖИЛ

УШИ-УЖИ

II. Актуализация

- Послушайте и отгадайте загадку:

С короткою бородкой,
С дырою посерёдке,
Лежу я, тихонько в кармане звеня.
Ты в дом ни за что
Не войдёшь без меня. (Ключ)

- Составьте предложение со словом «ключ».

- Какой сказочный герой открыл золотым ключиком волшебную дверь? (Буратино)

- Послушайте моё предложение: «Из ящика с инструментами папа достал гаечный ключ». Для чего нужен гаечный ключ?

- Чем интересно слово «ключ»? (Оно многозначное)

III. Постановка проблемы

- Предлагаю записать это интересное слово в тетрадь. Для этого сначала составьте его звуковую схему: назовите звуки в этом слове и обозначьте их значками на парте (один человек делает схему на наборном полотне)

- Последний звук – новый. Какова же цель сегодняшнего урока? (Познакомиться с новым звуком и буквой для его обозначения)

IV. Знакомство со звуком [ч] и буквой Чч

Дети определяют, что звук [ч] - согласный мягкий.

- Парного твёрдого не имеет. Вспомните, какой ещё звук не имеет парного твёрдого? ([й])

-  Для записи звука [ч] используется буква «че». Кто знает её и может найти в кассе букв?

- Сравните образ большой и маленькой букв. (Очень похожи)

- На что похожа буква «че»? (На цифру «четыре»)

- Откроем букву «че» на ленте букв: что для этого надо знать про звук [ч]? (Дети определяют, что звук глухой)

- Что теперь узнали о букве «че»? (Она не имеет парной звонкой буквы)

- Достройте схему слова «ключ». Сделайте самопроверку, соотнеся свою схему со схемой на наборном полотне.

- Как показали мягкость звука [ль]? (Буквой ю)

- Как показали мягкость звука [ч]? (Его мягкость показывать не надо, он непарный)

V. Знакомство со слияниями ча-чу

Посмотрите и прочитайте, какие слияния с буквой «че» могут быть

ЧЕ   ЧИ   ЧЁ   ЧО

Так как мягкость звука «че» показывать не надо, то чу пишем с буквой «у», ча пишем с буквой «а».

Эти правила нужно запомнить.

VI. Динамическая пауза

- Слово «ключ» имеет ещё одно значение- скрипичный ключ. Это знак, который используют музыканты в записи нот. (Вывешивается изображение скрипичного ключа).

И сейчас я предлагаю вам потанцевать под весёлую песню про чудесный остров Чунга-Чанга. Но чтобы попасть на него, нужно дополнить название этого острова верными слияниями ( _ нга-  _ нга).

(Дети выполняют танцевальные движения под песню В. Шаинского и Ю. Энтина «Чунга-Чанга.)

VII. Работа с текстом

- А теперь узнайте, кто живёт на острове, где всегда царит лето. Для этого откройте «Азбуку» на странице 50. Прочитайте рассказ «Черепаха» и отметьте в тексте все слияния «ча».

- Все ли слияния вы нашли? Узнайте, сделав взаимопроверку с соседом по парте.

- А теперь узнаем, как вы поняли текст. Ответьте на мои вопросы:

1) Что сделала черепаха?

2) Кого ждала?

3) Сколько времени ждала?

4) Почему?

VIII. Работа в группе

- Наш урок близится к концу. Проверим, чему вы сегодня научились на уроке. Для этого выполните задание, работая в группах. (Дети объединяются в привычные им 5 групп. Получают знакомые им знаки «Работа окончена», «Требуется помощь»).

- Командир получит конверт. В нём вы найдёте план работы, карточки со словами для каждого члена команды и чистый листочек. Приступайте к выполнению задания.

План работы:

1) Прочитай слова

2) Чем все слова похожи?  Во всех словах есть буква «че»)

3) Какое слово отличается от остальных? Зачеркни его (Чернов)

4) По какому признаку оно отличается? (Все слова - имена сказочных героев, а Чернов - это фамилия нашего одноклассника)

5) Придумай на место зачёркнутого слова своё, которое подходит в данную группу слов. (Снегурочка, Чебурашка и т.д.)

Слова для анализа

Чиполлино, Дюймовочка, Чернов, Змей-Горыныч

Проверка работ: от каждой группы приглашается один представитель. Они по очереди читают пункты плана и отвечают на них. Остальные команды оценивают ответ.


IХ. Подведение итогов. Рефлексия

- Вот и подошёл к концу наш урок. Подведём его итоги. Постройте высказывания, дополняя предложения:

1) Сегодня на уроке мы узнали…..

2) Сегодня на уроке мы научились…….

- Оцените свою работу сигналами «светофора».

1) красный - сегодня у меня всё получилось, мне не требовалась помощь при выполнении заданий;

2) желтый - сегодня большую часть заданий я выполнил верно, но иногда требовалась помощь в их выполнении;

3) синий - сегодня многие задания вызвали у меня затруднения, я допускал ошибки. Но я постараюсь на следующем уроке работать лучше.

- Сегодня вы узнали много нового, активно работали, давали много верных ответов. Всем спасибо за участие в уроке!