Цели: выделение из потока речи звука [ч] и знакомство с буквой, которая его обозначает.
Планируемые результаты:
- предметные: формирование умения находить звук [ч] в словах в разных позициях; определение фонетических характеристик звука [ч] ; ознакомление с сочетаниями ЧА-ЧУ.
- метапредметные: принятие и сохранение цели и задачи учебной деятельности; овладение логическими действиями сравнения и анализа; использование знаково-символических средств для создания моделей изучаемых объектов.
- личностные: развитие положительной мотивации к изучению родного языка; овладение навыками сотрудничества.
Ход урока
I. Активизация познавательной деятельности
- Вы все утром пришли в школу. А какой первый звук в слове «школа»?
Что об этом звуке знаешь? Какой у него парный по глухости-звонкости?
- Поиграем в «звуковой волейбол»: я буду кидать вам мяч и говорить слово, где ест звуки [ж] или [ш], а вы возвращаете мне мяч и слово , заменяя мой звук на парный:
ЖИЛ-ШИЛ
ШАР-ЖАР
ЖАРИЛ-ШАРИЛ
ШЕСТЬ-ЖЕСТЬ
КРУЖИЛ-КРУЖИЛ
УШИ-УЖИ
II. Актуализация
- Послушайте и отгадайте загадку:
С короткою бородкой,
С дырою посерёдке,
Лежу я, тихонько в кармане звеня.
Ты в дом ни за что
Не войдёшь без меня. (Ключ)
- Составьте предложение со словом «ключ».
- Какой сказочный герой открыл золотым ключиком волшебную дверь? (Буратино)
- Послушайте моё предложение: «Из ящика с инструментами папа достал гаечный ключ». Для чего нужен гаечный ключ?
- Чем интересно слово «ключ»? (Оно многозначное)
III. Постановка проблемы
- Предлагаю записать это интересное слово в тетрадь. Для этого сначала составьте его звуковую схему: назовите звуки в этом слове и обозначьте их значками на парте (один человек делает схему на наборном полотне)
- Последний звук – новый. Какова же цель сегодняшнего урока? (Познакомиться с новым звуком и буквой для его обозначения)
IV. Знакомство со звуком [ч] и буквой Чч
Дети определяют, что звук [ч] - согласный мягкий.
- Парного твёрдого не имеет. Вспомните, какой ещё звук не имеет парного твёрдого? ([й])
- Для записи звука [ч] используется буква «че». Кто знает её и может найти в кассе букв?
- Сравните образ большой и маленькой букв. (Очень похожи)
- На что похожа буква «че»? (На цифру «четыре»)
- Откроем букву «че» на ленте букв: что для этого надо знать про звук [ч]? (Дети определяют, что звук глухой)
- Что теперь узнали о букве «че»? (Она не имеет парной звонкой буквы)
- Достройте схему слова «ключ». Сделайте самопроверку, соотнеся свою схему со схемой на наборном полотне.
- Как показали мягкость звука [ль]? (Буквой ю)
- Как показали мягкость звука [ч]? (Его мягкость показывать не надо, он непарный)
V. Знакомство со слияниями ча-чу
Посмотрите и прочитайте, какие слияния с буквой «че» могут быть
ЧЕ ЧИ ЧЁ ЧО
Так как мягкость звука «че» показывать не надо, то чу пишем с буквой «у», ча пишем с буквой «а».
Эти правила нужно запомнить.
VI. Динамическая пауза
- Слово «ключ» имеет ещё одно значение- скрипичный ключ. Это знак, который используют музыканты в записи нот. (Вывешивается изображение скрипичного ключа).
И сейчас я предлагаю вам потанцевать под весёлую песню про чудесный остров Чунга-Чанга. Но чтобы попасть на него, нужно дополнить название этого острова верными слияниями ( _ нга- _ нга).
(Дети выполняют танцевальные движения под песню В. Шаинского и Ю. Энтина «Чунга-Чанга.)
VII. Работа с текстом
- А теперь узнайте, кто живёт на острове, где всегда царит лето. Для этого откройте «Азбуку» на странице 50. Прочитайте рассказ «Черепаха» и отметьте в тексте все слияния «ча».
- Все ли слияния вы нашли? Узнайте, сделав взаимопроверку с соседом по парте.
- А теперь узнаем, как вы поняли текст. Ответьте на мои вопросы:
1) Что сделала черепаха?
2) Кого ждала?
3) Сколько времени ждала?
4) Почему?
VIII. Работа в группе
- Наш урок близится к концу. Проверим, чему вы сегодня научились на уроке. Для этого выполните задание, работая в группах. (Дети объединяются в привычные им 5 групп. Получают знакомые им знаки «Работа окончена», «Требуется помощь»).
- Командир получит конверт. В нём вы найдёте план работы, карточки со словами для каждого члена команды и чистый листочек. Приступайте к выполнению задания.
План работы:
1) Прочитай слова
2) Чем все слова похожи? Во всех словах есть буква «че»)
3) Какое слово отличается от остальных? Зачеркни его (Чернов)
4) По какому признаку оно отличается? (Все слова - имена сказочных героев, а Чернов - это фамилия нашего одноклассника)
5) Придумай на место зачёркнутого слова своё, которое подходит в данную группу слов. (Снегурочка, Чебурашка и т.д.)
Слова для анализа
Чиполлино, Дюймовочка, Чернов, Змей-Горыныч
Проверка работ: от каждой группы приглашается один представитель. Они по очереди читают пункты плана и отвечают на них. Остальные команды оценивают ответ.
IХ. Подведение итогов. Рефлексия
- Вот и подошёл к концу наш урок. Подведём его итоги. Постройте высказывания, дополняя предложения:
1) Сегодня на уроке мы узнали…..
2) Сегодня на уроке мы научились…….
- Оцените свою работу сигналами «светофора».
1) красный - сегодня у меня всё получилось, мне не требовалась помощь при выполнении заданий;
2) желтый - сегодня большую часть заданий я выполнил верно, но иногда требовалась помощь в их выполнении;
3) синий - сегодня многие задания вызвали у меня затруднения, я допускал ошибки. Но я постараюсь на следующем уроке работать лучше.
- Сегодня вы узнали много нового, активно работали, давали много верных ответов. Всем спасибо за участие в уроке!