Эволюционный процесс становления педагога-профессионала движется по спирали от теории к практике, к общему стержню, с индивидуальным характерным стилем преподавания, который педагог вырабатывает десятилетиями. Витки этой условной спирали, чаще отклоняются и имеют форму эллипса, педагог углубляется в практику, но чтобы ежедневная рутина не затянула, необходимо привносить в процесс обучения и воспитания свежесть, новизну, изучать теорию, самообразовываться, находить своих профессиональных кумиров - вдохновителей, проходить курсы повышения квалификации.
Наблюдения показали, что в процессе педагогической практики у учителей размываются границы между понятиями «педагогическая технология» и «педагогическая техника», между тем уточнение и исследование данного вопроса является весьма актуальным до сих пор.
Понятие «Технология» до середины 50-х годов относилось к производству и возникло с развитием технического процесса, затем в педагогике стали применяться ТСО, и в связи с этим возникло понятие «технология обучения» так же используется «педагогическая технология» и «образовательная технология». Они различаются по предмету и способам воздействия на него: педагогическая – воздействие человека на человека, образовательная представляет собой воздействие человека на самого себя, его преобразование самого себя.
Рассмотрим подробнее понятие «педагогическая технология». Вклад в изучение данной проблематики внесли как зарубежные, так и отечественные ученые. Из российских. К. Селевко, С. А. Сластенин, В. П. Беспалько, Б. Т. Лихачев, В. М. Монахов, Г и т.д. Взгляды исследователей не всегда совпадают, а это значит, что понятие «педагогическая технология» многообразно, например:
- «Педагогическая технология это совокупность средств и методов воспроизведения, теоретически обоснованных процессов обучения и воспитания, позволяющих успешно реализовывать поставленные образовательные цели, а также как проект педагогической системы, реализуемый на практике» [1, c.78]
- «Педагогическая технология — это совокупность психолого-педагогических установок, определяющих специальный набор и компоновку форм, методов, способов, приемов обучения, воспитательных средств; она есть организационно-методический инструментарий педагогического процесса». [4, с. 104]
- «Педагогическая технология — это последовательная взаимосвязанная система действий педагога, направленная на решение педагогических задач; планомерное и последовательное воплощение на практике заранее спроектированного педагогического процесса; строго научное проектирование и точное воспроизведение гарантирующих успех педагогических действий» [9, с. 330].
Во всех определениях можно увидеть то, что «педагогическая технология» это общее совокупное понятие, некий логический каркас, объединяющий все компоненты целостного образовательного процесса, с помощью которых педагог достигает запланированного результата. В иерархии технологий в образовании по Т. С. Назаровой, «образовательные технологии» занимают верхнюю ступень. Далее идут «педагогические технологии», а затем «технологии обучения». В образовательной практике понятие «педагогическая технология» используется на трех иерархически соподчиненных уровнях (Г.К. Селевко):
— Общепедагогический (общедидактический) уровень: общепедагогическая (общедидактическая, общевоспитательная) технология характеризует целостный образовательный процесс в данном регионе, учебном заведении, на определенной ступени обучения. Здесь педагогическая технология синонимична педагогической системе: в нее включается совокупность целей, содержания, средств и методов обучения, алгоритм деятельности субъектов и объектов процесса.
— Частнометодический (предметный) уровень: термин частнопредметная педагогическая технология» употребляется в значении «частная методика», т.е. как совокупность методов и средств для реализации определенного содержания обучения и воспитания в рамках одного предмета, класса, мастерской учителя (методика преподавания предметов, методика компенсирующего обучения, методика работы учителя, воспитателя).
— Локальный (модульный) уровень: локальная технология представляет собой технологию отдельных частей учебно-воспитательного процесса, решение частных дидактических и воспитательных задач (технология отдельных видов деятельности, формирования понятий, воспитания отдельных личностных качеств, технология урока, усвоения новых знаний, технология повторения и контроля материала, технология самостоятельной работы и др.) [8, с. 16–17].
Из многообразия общепедагогических технологий, таких как проектная технология, личностно-ориентированная образовательная технология, в качестве ведущего примера можно выделить адаптивную педагогическую технологию (адаптивную образовательную систему или адаптивную школу). В 1992 г. был принят Закон Российской Федерации «Об образовании», в котором провозглашается адаптивность системы образования применительно к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся воспитанников (ст.2 п.З. Редакция 1996 г.). Наука включилась в разработку подходов, а практика стала искать конкретные пути решения поставленной задачи. Появились книги, например: Шамова Т.И., Давыденко Т.М. и Рогачева Н.А. «Управление адаптивной школой: Проблемы и перспективы» (1995); Ямбург Е.Я. Данная технология подробно представлена в книге Капустин Н.П. Педагогические технологии адаптивной школы: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. — М.: Издательский центр «Академия», 1999. - 216 с. Адаптивная образовательная технология (АОС или АШ) затрагивает все основные формы учебно-воспитательного процесса – урок, классное собрание и классный час и тесно взаимосвязана со структурой и содержанием ФГОС последнего поколения. Цель и сущность технологии заключается в обучении приемам самостоятельной работы, самоконтроля, приемам исследовательской деятельности; в развитии и совершенствовании умений самостоятельно работать, добывать знания, в формировании интеллекта школьника; в максимальной адаптации учебного процесса к индивидуальным особенностям учащихся.
Основная сущность технологии заключается в одновременной работе учителя по:
— управлению самостоятельной работой всех учащихся;
— работе с отдельными школьниками — индивидуально;
— осуществлению учета и реализации индивидуальных особенностей и возможностей детей;
— максимальному включению всех в индивидуальную самостоятельную работу.
Таким образом, реализуя данную технологию, мы можем наблюдать переход от «знаниевой» парадигмы образования к «деятельностной». Именно, с деятельностной практической стороной учебного процесса, как раз и связано понятие «педагогическая техника», оно ближе сопоставимо с локальным и частнопредметным уровнем педагогической технологии (см. рис.1).
Рис. 1
«Педагогическая техника» включена в «педагогическую технологию» как ее инструментальная сторона. В любом педагогическом процессе, и в том числе, имеющем технологический характер, всегда есть и педагогическая техника. Воспитатель, воздействуя на воспитанников, стремится донести до них свои идеи, мысли, чувства. А каналами связи, передачи своих намерений и, если нужно, — распоряжений, требований к воспитанникам, — служат слово, речь, выразительный жест, мимика. Логично в соответствии с уровнями педагогических технологий, предложенных Г.К. Селевко, выделить понятие «приемы педагогической техники», подробно рассмотренные в одноименной книге А.А. Гина и в других многочисленных трудах ведущих как российских, так и зарубежных авторов – педагогов прошлого и современности.
Некоторые коллеги скептически считают, что педагог вовсе не обязан как фокусник вытаскивать из рукава, «фишки» и совершать свое действо, больше похожее не на обучение, а на шоу. Но, ведь это юное поколение! Им нравится все новое, свежее, современное. С помощью продуманных, в меру подобранных, приемов педагогической техники и личного примера учителя можно создать пространство взаимного доверия с учениками и их родителями. Постепенно доверяя, они услышат учителя в обсуждении более значимых проблем: мир во всем мире, толерантность, здоровый образ жизни, честь, совесть, ответственность и многое другое, без чего не возможно формирование благородного человека.
Преподавать в условиях современного времени, характеризующегося неопределенностью, многомерностью, повышенной напряженностью, безусловно, сложно. Действительно, сегодня учитель не является единственным источником информации, но если он обладает достаточной мобильностью и внимательностью к происходящему, то любую сложность можно изменить, адаптировать в преимущество. Мы постоянно пополняем свой методический инструментарий из самых разных источников информации: проф. издания, периодика, обучающие видео, семинары, вебинары, «живой» обмен опытом в процессе общения с коллегами и обязательно – с детьми, используя различные формы и методы обратной связи.
«Нет зрелища прекраснее, чем борьба интеллекта с превосходящей его реальностью» (из эссе об абсурде А. Камю). Эта цитата хорошо отражает реалии современной школы. Как бы учитель глубоко не изучал многогранные аспекты педагогической теории, его реальность такова, что каждый день и не единожды он идет к детям на урок, встречается с ними, общается на переменах и за стенами школы. А это значит, что все эти огромные массивы учебно-просветительской информации, представленной сегодня, в более чем исчерпывающих объемах повсюду, должны свестись в простое человеческое внимание к отдельному ребенку, к классу в целом, к реальности развернутой каждый момент настоящего времени все новыми и новыми событиями, звуками и красками. У внимательного учителя повышаются шансы во время и правильно среагировать, грамотно расставить приоритеты в сторону безопасности, здоровья и благополучия всех участников образовательного процесса.
Литература
1. Беспалько В.П. Слагаемые педагогические технологии./ В.П. Беспалько. — М.: Педагогика. — 1989. — 192 с.
2. Гин А. Приемы педагогической техники. – М., 1999.
3. Капустин Н.П. Педагогические технологии адаптивной школы: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. — М.: Издательский центр «Академия», 1999. - 216 с.
4. Кларин, М.В. Педагогическая технология/М. В. Кларин. — М., 1989. — 75 с.
5. Лихачев, Б.Г. Педагогика/ Б.Г. Лихачев. — М. — 1992. — 464 с.
6. Монахов, В.М. Технологические основы проектирования и конструирования учебного процесса: Монография. — Волгоград: Перемена. — 1995. — 152 с.
7. Назарова, Т. С. Педагогические технологии: новый этап эволюции? [Текст]/ Т.С. Назарова // Педагогика. −1997. — №3. — с. 20–27.
8. Селевко, Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие./ Г.К. Селевко — М.: Народное образование. — 1998. — 256 с.
9. Сластенин, В.А. и др. Педагогика. М.: Школа-Пресс. — 1997. — 512 с.
10. Современные образовательные технологии: учебное пособие/коллектив авторов; под ред. Н.В. Бордовской. — 2-е. изд., стер. — М.: КНОРУС, 2011. — 432 с.