Здравствуйте, уважаемые коллеги!
Слайд №1
Тема моего выступления: «Формирование математических представлений у детей старшего дошкольного возраста с использованием игр технологии ТРИЗ».
В своей работе с детьми применяю игры технологии ТРИЗ (Технология решения изобретательских задач) - процесс создания нового, соединяющий в себе точный расчёт, логику, интуицию. Игры ТРИЗ с интересом воспринимаются детьми, вносят оживление в образовательный процесс. Поэтому каждое занятие по ТРИЗ – это коллективная игра, по существу, творческая работа, а значит, интенсивное ощущение радости жизни. Радость ребёнку необходима, как кислород, она вызывает прилив сил, даёт возможность полнее раскрыться творческим способностям.
Слайд № 2
Достоинствами использования элементов ТРИЗ является:
- универсальный инструмент, применяемый во время обязательных занятий, игровой деятельности, режимных моментов;
- позволяет раскрыть индивидуальность каждого ребёнка;
- стимулирует взаимообмен оригинальными идеями;
- помогает почувствовать вкус успеха в достижении поставленных целей;
- стимулирует творчески активное самостоятельное мышление;
- развивает детскую фантазию, которая находит воплощение в игровой, практической, художественной деятельности;
- помогает сформировать личность, способную предложить нестандартное решение, найти выход из затруднительной ситуации,
Слайд №3
На прогулках с детьми используем различные приёмы, активизирующие детскую фантазию: оживление, изменение законов природы. Например, обращение к детям: "давайте оживим дерево: кто его мама? Кто его друзья? О чем оно спорит с ветром? Что может нам рассказать дерево?” Можно использовать приём эмпатия. Дети представляют себя на месте наблюдаемого: "А что, если ты превратился в цветок? О чем ты мечтаешь? Кого боишься? Кого любишь? Также решаем, считаем листики, камушки («Разложи листья разной величины»), сравниваем дома, деревья, рисуем палочками по влажному песку на тему «Весёлая картинка», играем в объёмные геометрические фигуры.
Слайд №4
В зимнее время года дети лепят снежки, считают, составляют в игре задачки, используя снежки в сюжетно-ролевых играх.
Слайд №5
Есть такая игра в ТРИЗ-педагогике «Да-Нет», она имеет множество разновидностей. Суть игры заключается в разгадке некоторой тайны. Один человек загадывает – другой или другие отгадывают. Загадать можно любой предмет, явление, ситуацию и т.д. Отгадку надо найти при помощи вопросов, ответами на которые могут быть слова «да» и «нет».
Слайд №6
Игра «Угадай, за какой фигурой?»
Обдумывая вопрос, важно то, что ребёнок действует не по готовой схеме, а сам конструирует свой алгоритм поиска ответа. Играть в неё можно уже с 3 лет. Именно с этого возраста хорошо начинать формировать системное мышление у ребёнка.
Слайд №7
Игра «Робот»
Ребёнку предлагается попробовать себя в роли робота, который выполняет определённую цель, с помощью команд. Например, перед Роботом ставится задача: надо пройти в дальнюю часть комнаты и сесть на стул. Остальные дети «управляют роботом» с помощью команд, например: «Сделай пять шагов влево от себя!», «Повернись кругом!», Повернись направо и сделай шаг назад!
Слайд №8
По сказке «Теремок» наблюдается развитие памяти, внимания, мышления, наблюдательности, связной речи.
Слайд №9
Путешествие в сказочную математику
Игра «Посчитай-ка» помогает почувствовать вкус успеха в достижении поставленных целей.
Слайд №10
Игры с конструктором «Томик» (по заданию) стимулирует взаимообмен оригинальными идеями.
Слайд №11
«Что делают предметы?» Здесь дети учатся рассуждать, логически мыслить, обосновывать выбранные варианты решения.
Слайд №12
В своей работе с детьми используем схемы-модели, мнемотаблицы, т.е. мнемотехника. Это - Моделирование - Сказки «Колобок».
Дети старшего дошкольного возраста способны придумывать свои схемы модели и мнемотаблицы, пользуясь известными им символами кодирования информации.
Слайд №13
Моделирование сказки «Теремок»
Участие детей в составлении схем-моделей вызывает у них большой интерес, мотивирует на активность при составлении различных решений.
Слайд №14
Математические ступеньки, помогает сформировать личность, способную предложить нестандартное решение, найти выход из затруднительной ситуации, помочь взглянуть на проблему под иным углом зрения.
Слайд №15
Части суток, режим дня в детском саду.
Слайд №16
Времена года
Части суток, режим дня, эти мнемотаблицы в детском саду - универсальный инструмент, применяемый во время обязательных занятий, игровой деятельности, режимных моментов.
Слайд №17
«На что похоже?» ( игра в школу) - не просто развивает фантазию детей, а учит их мыслить системно.
Слайд №18
Дидактическая игра-головоломка «Танграм»
- учит детей самостоятельно играть в игры-головоломки, уметь выкладывать из комплекта геометрических фигур самые различные силуэты, развивает пространственные представления детей, конструктивное мышление, логику, воображение, сообразительность.
- развивает мелкую моторику для подготовки детей к школе,
- воспитывать терпение и усидчивость.
Слайд №19
«Что умеют счётные палочки?»
Широко известные всем счётные палочки оказываются не только счётным материалом. С их помощью можно в доступно пониманию ребёнка форме познакомить его с началами геометрии. Используя палочки как единицу измерения, дети выделяют элементы фигур и дают им количественную характеристику.
Слайд №20
«Ассоциативная деятельность. Позволяет раскрыть индивидуальность каждого ребёнка.
Слайд №21
Рисование по заданию (с закрытыми глазами) под музыкальное сопровождение развивает детскую фантазию, которая находит воплощение в игровой, практической, художественной деятельности.
Слайд №22
Выставка «В мире фигур» даёт детям стремление получать новую информацию об окружающем, способствует развитию аналитических способностей, формирует умение развивать и доказывать свою точку зрения.
Слайд №23
Как результат проводимой работы, дети в нашей группе значительно преодолели чувство застенчивости, скованности. У них постепенно развивается логика мышления, речевая активность, и они учатся мыслить системно. Мы не перестаём удивляться их любознательности и активности в поисках ответов на интересующие их вопросы.
Путешествуя по сказочной стране «Математика», используя технологии ТРИЗ, наши дети познают окружающий мир, проявляют свою смекалку, внимание, смелость, воображение, гибкость ума. И мы верим, что поступив в первый класс, наш маленький человек сохранит в себе огонёк пытливости и любознательности, жажду к новым открытиям!
Спасибо за внимание!
Творческих Вам успехов.