Одаренность обнаруживается главным образом в направленности интересов и в способностях. Дальнейшее развитие одаренности происходит в конкретной деятельности. Сохранение и развитие одарённости детей важнейшая проблема нашего общества.
Одаренные дети с раннего возраста настойчиво тянутся к знаниям. Один из самых ранних показателей одаренности – это время, в течение которого 2-3 летний ребенок может сосредоточиться на одном занятии. Одаренные дети бывают поглощены своим делом несколько часов подряд и возвращаются к нему в течение нескольких дней в отличие от обычного ребенка того же возраста. К 3-4 годам они умеют читать, считать, хорошо двигаются, увлекаются разными умственными или творческими занятиями. С поступлением в школу таких детей, обнаруживается, что некоторые из них в умственном развитии уже далеко от своих ровесников.
Перед учителем стоит основная задача – способствовать развитию каждой личности. Поэтому важно установить уровень способностей и их разнообразие у наших детей, но не менее важно уметь правильно осуществлять их развитие. Работа по обучению одарённых детей - задача, требующая совместных действий многих специалистов. В школьном возрасте процент таких детей очень мал, и чаще всего они лишены необходимой для развития их талантов поддержки. Одаренный ребенок, в отличие от одарённого взрослого, сформировавшаяся личность, будущее которого ещё не определено. Поэтому и заниматься с такими детьми необходимо. В учебном процессе развитие одарённого ребёнка следует рассматривать как развитие его внутреннего деятельностного потенциала, способности быть автором, творцом активным созидателем своей жизни, уметь ставить цель, искать способы её достижения, быть способным к свободному выбору и ответственности за него, максимально использовать свои способности.
«Если не хотим серой и мрачной жизни, убогости человеческой души,
то мы обязаны находить и поддержать одаренного человечка …»
Один из российских учителей
Мой опыт показывает, что всех одаренных детей можно разделить на три категории:
- Дети с необыкновенно высоким общим уровнем умственного развития при прочих равных условиях (такие дети чаще встречаются в младшем школьном возрасте).
- Дети с признаками специальной умственной одаренности - одаренности в определенной области науки (такие учащиеся чаще обнаруживаются в подростковом возрасте).
- Учащиеся, не достигающие по каким-либо причинам успехов в учении, но обладающие яркой познавательной активностью, оригинальностью психического склада, незаурядными умственными резервами (возможности таких учащихся нередко раскрываются в старшем школьном возрасте).
Отсюда вывод - выявление одаренных детей должно осуществляться на всех ступенях обучения.
В концепции нашей школы мы придерживаемся следующего определения одаренности.
Одаренность - значительное по сравнению с возрастными нормами опережение в умственном развитии либо исключительное развитие специальных способностей (музыкальных, художественных и др.).
Мы разделяем мнение большинства ученых о том, что существуют определенные виды одаренности:
1. Интеллектуальная одаренность - дети с одаренностью этого вида быстро овладевают основополагающими понятиями, легко запоминают и сохраняют информацию.
2. Творческая одаренность - подразумевает высокие достижения в области художественного творчества и исполнительского мастерства в музыке, живописи, скульптуре, актерские способности.
3. Социальная одаренность - характеризуется легкостью установления и высоким качеством межличностных отношений. Эти особенности позволяют быть лидером, то есть проявлять лидерскую одаренность. Современная педагогика классифицирует одаренность в зависимости от направления деятельности – это практическая, познавательная, художественно-эстетическая, коммуникативная.
Выявление одаренных детей необходимо начинать в начальной школе и основываться на итогах диагностических методик по изучению психических познавательных процессов, на результатах творческой деятельности, а также наблюдению педагогов, психологов и родителей. А также создавать благоприятные условия для развития, обучения и самореализации одаренных учащихся на всех ступенях обучения:
При обучении и развитии одаренных детей в начальной школе важную роль играют уроки творчества, работа в кружках (художественных, технического творчество), развивающие экскурсии, творческие конкурсы, интеллектуальные игры и др. Вводятся элементы обучения по индивидуальным программам.
Формы работы с одаренными учащимися начальной школы:
- творческие мастерские (в начальной школе);
- кружки по интересам.
Средняя ступень – расширяется тематика кружков и секций при школе, проводятся факультативы, значительную роль играет обучение по интегрированным программам и по индивидуальным.
Формы работы с одаренными детьми в среднем и старшем звене:
- Олимпиады, творческие конкурсы различного уровня.
- Участие в предметных неделях.
- Элективные курсы.
- Исследовательская деятельность.
- Научно-практические конференции.
- Работа по индивидуальным планам.
- Предпрофильная подготовка.
- Развитие и обучение одаренных обучающихся.
Для одаренных детей характерно опережающее развитие в таких сферах как:
1. Познавательные процессы (мышление, память, внимание и т.д.).
2. Психосоциальная сфера (обостренное чувство справедливости, нетерпеливость, порывистость).
3. Физические характеристики (высокий энергетический уровень, моторные функции отстают от познавательных процессов).
Работу с одаренными детьми строю на следующих принципах:
- принципе дифференциации и индивидуализации обучения, высшим уровнем реализации которых является разработка индивидуальной программы развития одаренного ребенка;
- принципе максимального разнообразия предоставляемых возможностей;
- принципе возрастания роли внеурочной деятельности одаренных детей через кружки, секции, факультативы, клубы по интересам, работу в НОУ;
- принципе усиления внимания к проблеме межпредметных связей в индивидуальной работе с учащимися;
- принципе создания условий для совместной работы учащихся при минимальной роли учителя.
Существуют разные стратегии обучения одаренных детей, которые могут быть воплощены в разные формы. Для себя, с учетом особенностей младшего школьного возраста, я выбрала стратегию обогащения обучения, что предполагает использование активных форм организации обучения таких, как:
- Интернет-форумы-олимпиады (Совенок, Меташкола, Уникру, Кенгуру, Медвежонок, Зимние интеллектуальные игры, Игры разума)
- Система творческих конкурсов (Совенок)
- Творческие проекты (систематические творческие проекты по предметам после изучения разделов)
- Детские научно-практические конференции и семинары (НПК школьная, городская, республиканская, региональная)
- Заочные олимпиады, проекты, конкурсы (Совенок Россия)
- НОУ – планирую, после создания
- тематические конкурсы, выставки;
- смотры художественной самодеятельности;
- творческие отчеты;
- спортивные соревнования разных уровней;
- опытно-экспериментальные работы;
- индивидуальные творческие задания;
- экскурсии в музеи, театры, на предприятия, достопримечательности, природу;
- мастер-классы: силами родителей, работников музеев (Литературный, Радуга);
- социально значимые акции.
Следует признать нецелесообразным в условиях школы выделение таких учащихся в особые группы для обучения по всем предметам. Одаренные дети должны обучаться в классах вместе с другими учащимися. Это позволит создать условия для дальнейшей социальной адаптации одаренных детей и одновременно для выявления скрытой до определенного времени одаренности, для максимально возможного развития всех учащихся для выполнения ими различного рода проектной деятельности, творческих заданий.
В учебном процессе развитие одарённого ребёнка следует рассматривать как развитие его внутреннего деятельностного потенциала, способности быть автором, творцом, активным созидателем своей жизни. Для полного раскрытия таланта ребенка, необходимы новые технологии в образовании.
В работе с одаренными детьми я стараюсь использовать современные педагогические технологии – это:
- ИКТ-технологии;
- технология проектной деятельности;
- игровые технологии;
- технология проблемного обучения;
- технология исследовательской деятельности;
- технология коллективной творческой деятельности;
Рекомендации педагогам при работе с одаренными обучающимися:
1. Общение с одарёнными детьми требует от учителя гибкости мышления, творчества, профессионализма, позволяет чувствовать себя свободным в рамках школьной программы, предполагает творческую деятельность учителя и ученика.
2. Работа с талантливыми детьми должна быть повсеместной, начиная с особого внимания к ним на уроках, продолжая эту работу в кружках, на факультативных занятиях, а также используя индивидуально-групповые формы работы и консультации во внеурочное время.
3. Привлекать способных творчески мыслящих учеников к сотрудничеству, предлагая им выступать в роли оппонентов.
4. Чтобы включить в творческий процесс одарённого ученика необходимо создать проблемные ситуации, пусть небольшие, но заставляющие удивляться, искать пути решения проблемы, применять имеющиеся знания в нестандартной ситуации, делать свои умозаключения. А это и есть творческий поиск, который ведёт к развитию творческого мышления.