Основные направления развития системы космического мониторинга и прогнозирования природных и антропогенных процессов на Земле

Разделы: География

Классы: 5, 6, 7, 8, 9


Особенностью преподавания географии в кадетских классах общеобразовательных школ является обеспечение высококачественного общего образования: стране необходимы грамотные, инициативные, компетентные выпускники, способные решать актуальные стратегические задачи развития, которые стоят перед регионами и Россией в целом, опираясь на знания и навыки, полученные в школе. Данное занятие является примером интегрированного занятия в 7 классе, которое объединяет в себя математику, географию и накапливает опыт работы с геоинформационными системами.

Каждая группа учащихся получает свою технологическую карту, на которой прописана ситуация, указаны даты и место вычисления площади поражения при различных ЧС. Кадеты вычисляют площадь по космоснимкам в динамике в указанный период. Далее подсчет увеличения или уменьшения площади поражения проводится в тетрадях. Делается вывод о возможных сценариях развития ЧС, о возможности своевременного предупреждения населения, а в необходимых случаях организация эвакуационных мероприятий, согласно постоянным географическим процессам на данной территории.

В процессе работы на данном интегрированном занятии развиваются не только навыки работы с картами в бумажном и электронном виде, но и математические умения, смекалка, формируются познавательная активности кадет.

Цель данного занятия с кадетами - изучить вопрос возможности предотвращения или уменьшения последствий стихийных бедствий для человека при помощи космического мониторинга.

Основные задачи:

  1. Изучить какие чрезвычайные ситуации природного и антропогенного характера можно наблюдать и прогнозировать при помощи космических спутников.
  2. При помощи оборудования Курчатовского проекта провести мониторинг следующих природных чрезвычайных ситуаций: разлива рек и пожаров.
  3. Высчитать площадь поражения данных природных ЧС по on-lain снимкам компании Scanex на определенную дату.
  4. Используя знания, полученные ранее на уроках географии по действующим ветрам на территории Евразии спрогнозировать дальнейшее распространение огня при пожарах природного и техногенного характера.
  5. Создание специализированного геоинформационного пространства, согласно выполняемой задачи для каждой группы учащихся.

Форма работы – групповая (в парах).

Ход работы

Мониторинг - система наблюдения, оценки и прогноза изменений состояния окружающей среды под влиянием различных факторов.

Мониторинг имеет различные уровни

  1. Глобальный
  2. Региональный
  3. Локальный

Кто же осуществляет мониторинг?

Функционирование системы мониторинга и прогнозирования природных и антропогенных процессов на Земле занимаются Министерство по Чрезвычайным ситуациям России, а также космические войска.

КосмическиеВойска – род войск в составе Воздушно-космических сил России (ВКС России), численностью 150 000 человек. Действующий командующий космическими войсками – генерал-лейтенант Александр Валентинович Головко.

Космические войска решают широкий спектр задач, одна из которых запуск космических аппаратов на орбиты, управление спутниковыми системами военного и двойного (военного и гражданского) назначения в полёте и применение отдельных из них в интересах обеспечения войск (сил) Российской Федерации необходимой информацией.

Основными задачами системы мониторинга и прогнозирования ЧС являются:

- оперативный сбор, обработка и анализ информации о потенциальных источниках ЧС природного и техногенного характера;

- прогнозирование возможного возникновения ЧС и их последствий на основе оперативной фактической и прогностической информации, поступающей от ведомственных и иных служб наблюдения за состоянием окружающей природной среды, обстановкой на потенциально опасных объектах и прилегающих к ним территориях;

- лабораторный контроль, проводимый с целью обнаружения и индикации радиоактивного, химического, биологического (бактериологического) заражении (загрязнения) объектов окружающей среды, продовольствия, питьевой воды, пищевого сырья;

- разработка, оценка эффективности реализация мер по предотвращению или. устранению ЧС;

- разработка сценариев развития ЧС;

- информационное обеспечение управления и контроля в области предупреждения и ликвидации ЧС;

- создание специализированных геоинформационных систем, банка данных по источникам ЧС и других информационных продуктов.

Какие же антропогенные и природные процессы можно мониторить (наблюдать) и прогнозировать их течение?

  1. Слежение за передвижением войск в период военных конфликтов
  2. Лесные и торфяные пожары
  3. Разлив рек
  4. Ураганы, тайфуны, смерчи
  5. Землетрясения
  6. Прогнозирование и оценка биологической (бактериологической) обстановки до и после применения противником бактериологического оружия или при возникновении очагов заражения опасными болезнями в мирное время.

Каждая группа учащихся получит свою технологическую карту, на которой прописана ситуация и где надо вычислить площадь поражения при различных процессах на Земле:

  1. Высчитать площадь увеличения пожара в районе города Канска 21.04.2017 и 24.04.2017 года на сайте kosmosnimki.ru
  2. Высчитать площадь разлива реки Обь в среднем течении за последнюю неделю.

В процессе вычисления делается вывод о процентном изменении площади в результате динамики процесса из технологической карты.

Стихийные бедствия возникают внезапно, однако их последствия могут быть предотвращены или существенно уменьшены при осуществлении предупредительных мер, согласно географическим особенностям территории, направлению постоянных ветров:

  • заблаговременного прогнозирования бедствий и их последствий;
  • своевременного предупреждения населения, а в необходимых случаях организации его эвакуации;
  • отгона и укрытия животных;
  • вывоза материальных ценностей.

Вывод: данные прогнозирования должны содержать количественные и качественные характеристики, определяющие место, время и масштаб ожидаемого стихийного явления. Методика прогнозирования строится на основе анализа географических, геофизических и климатических особенностей, а также характера и особенностей объекта хозяйствования. Процесс прогнозирования непрерывен, особенно предсказание погоды.

Данное стратегическое занятие направлено на развитие аналитического, критического и креативного мышления, развитию управленческих умений.

Принципиальным моментом является активное использование современных информационных технологий, позволяющих достичь нового качества использования ресурсов образовательной среды в образовательном процессе кадетского класса общеобразовательной школы.