Особенностью преподавания географии в кадетских классах общеобразовательных школ является обеспечение высококачественного общего образования: стране необходимы грамотные, инициативные, компетентные выпускники, способные решать актуальные стратегические задачи развития, которые стоят перед регионами и Россией в целом, опираясь на знания и навыки, полученные в школе. Данное занятие является примером интегрированного занятия в 7 классе, которое объединяет в себя математику, географию и накапливает опыт работы с геоинформационными системами.
Каждая группа учащихся получает свою технологическую карту, на которой прописана ситуация, указаны даты и место вычисления площади поражения при различных ЧС. Кадеты вычисляют площадь по космоснимкам в динамике в указанный период. Далее подсчет увеличения или уменьшения площади поражения проводится в тетрадях. Делается вывод о возможных сценариях развития ЧС, о возможности своевременного предупреждения населения, а в необходимых случаях организация эвакуационных мероприятий, согласно постоянным географическим процессам на данной территории.
В процессе работы на данном интегрированном занятии развиваются не только навыки работы с картами в бумажном и электронном виде, но и математические умения, смекалка, формируются познавательная активности кадет.
Цель данного занятия с кадетами - изучить вопрос возможности предотвращения или уменьшения последствий стихийных бедствий для человека при помощи космического мониторинга.
Основные задачи:
- Изучить какие чрезвычайные ситуации природного и антропогенного характера можно наблюдать и прогнозировать при помощи космических спутников.
- При помощи оборудования Курчатовского проекта провести мониторинг следующих природных чрезвычайных ситуаций: разлива рек и пожаров.
- Высчитать площадь поражения данных природных ЧС по on-lain снимкам компании Scanex на определенную дату.
- Используя знания, полученные ранее на уроках географии по действующим ветрам на территории Евразии спрогнозировать дальнейшее распространение огня при пожарах природного и техногенного характера.
- Создание специализированного геоинформационного пространства, согласно выполняемой задачи для каждой группы учащихся.
Форма работы – групповая (в парах).
Ход работы
Мониторинг - система наблюдения, оценки и прогноза изменений состояния окружающей среды под влиянием различных факторов.
Мониторинг имеет различные уровни
- Глобальный
- Региональный
- Локальный
Кто же осуществляет мониторинг?
Функционирование системы мониторинга и прогнозирования природных и антропогенных процессов на Земле занимаются Министерство по Чрезвычайным ситуациям России, а также космические войска.
КосмическиеВойска – род войск в составе Воздушно-космических сил России (ВКС России), численностью 150 000 человек. Действующий командующий космическими войсками – генерал-лейтенант Александр Валентинович Головко.
Космические войска решают широкий спектр задач, одна из которых запуск космических аппаратов на орбиты, управление спутниковыми системами военного и двойного (военного и гражданского) назначения в полёте и применение отдельных из них в интересах обеспечения войск (сил) Российской Федерации необходимой информацией.
Основными задачами системы мониторинга и прогнозирования ЧС являются:
- оперативный сбор, обработка и анализ информации о потенциальных источниках ЧС природного и техногенного характера;
- прогнозирование возможного возникновения ЧС и их последствий на основе оперативной фактической и прогностической информации, поступающей от ведомственных и иных служб наблюдения за состоянием окружающей природной среды, обстановкой на потенциально опасных объектах и прилегающих к ним территориях;
- лабораторный контроль, проводимый с целью обнаружения и индикации радиоактивного, химического, биологического (бактериологического) заражении (загрязнения) объектов окружающей среды, продовольствия, питьевой воды, пищевого сырья;
- разработка, оценка эффективности реализация мер по предотвращению или. устранению ЧС;
- разработка сценариев развития ЧС;
- информационное обеспечение управления и контроля в области предупреждения и ликвидации ЧС;
- создание специализированных геоинформационных систем, банка данных по источникам ЧС и других информационных продуктов.
Какие же антропогенные и природные процессы можно мониторить (наблюдать) и прогнозировать их течение?
- Слежение за передвижением войск в период военных конфликтов
- Лесные и торфяные пожары
- Разлив рек
- Ураганы, тайфуны, смерчи
- Землетрясения
- Прогнозирование и оценка биологической (бактериологической) обстановки до и после применения противником бактериологического оружия или при возникновении очагов заражения опасными болезнями в мирное время.
Каждая группа учащихся получит свою технологическую карту, на которой прописана ситуация и где надо вычислить площадь поражения при различных процессах на Земле:
- Высчитать площадь увеличения пожара в районе города Канска 21.04.2017 и 24.04.2017 года на сайте kosmosnimki.ru
- Высчитать площадь разлива реки Обь в среднем течении за последнюю неделю.
В процессе вычисления делается вывод о процентном изменении площади в результате динамики процесса из технологической карты.
Стихийные бедствия возникают внезапно, однако их последствия могут быть предотвращены или существенно уменьшены при осуществлении предупредительных мер, согласно географическим особенностям территории, направлению постоянных ветров:
- заблаговременного прогнозирования бедствий и их последствий;
- своевременного предупреждения населения, а в необходимых случаях организации его эвакуации;
- отгона и укрытия животных;
- вывоза материальных ценностей.
Вывод: данные прогнозирования должны содержать количественные и качественные характеристики, определяющие место, время и масштаб ожидаемого стихийного явления. Методика прогнозирования строится на основе анализа географических, геофизических и климатических особенностей, а также характера и особенностей объекта хозяйствования. Процесс прогнозирования непрерывен, особенно предсказание погоды.
Данное стратегическое занятие направлено на развитие аналитического, критического и креативного мышления, развитию управленческих умений.
Принципиальным моментом является активное использование современных информационных технологий, позволяющих достичь нового качества использования ресурсов образовательной среды в образовательном процессе кадетского класса общеобразовательной школы.