Цель: создание условий для формирования фонематического восприятия и навыков чтения.
Задачи:
- коррекционно-обучающие: познакомить со звуком и буквой Ж, закрепить понятия «гласный звук», «согласный звук», «слово», «предложение»;
- формировать навыки звукового анализа (учить выделять звук Ж в начале и середине слова; различать согласные звонкости-глухости);
- формировать навыки чтения открытых и закрытых слогов, простых слов (УЖИ, ЖУКИ).
- коррекционно-развивающие: формировать зрительный образ буквы Ж, графические навыки; развивать внимание, память, общую, мелкую и артикуляционную моторику, просодическую сторону речи;
- воспитательная: воспитывать умение вслушиваться в речь учителя-логопеда.
Образовательная среда:
- характер взаимодействия субъектов деятельности: совместная деятельность педагога с детьми.
- средства обучения и воспитания: наглядные, словесные, практические.
- предметно-практическая среда: индивидуальные зеркала, картинка с изображением жука,счетные палочки, цветные фишки для обозначения звуков, буква Ж, буква Ж из стрелочек.
Ведущая образовательная область: «Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Физическое развитие».
Планируемые результаты: дети научатся выделять звук Ж в начале и середине слова, будут плавно читать и анализировать слово ЖУК, составлять схему предложения.
Примерный план деятельности
1. Мотивационно-побудительный этап
Организационный момент
- Назовите детенышей животных: у ежа - …, у ужа - …, у моржа - …, у медведя - …, у верблюда - … .
- Какой звук слышится в названиях детенышей? (Со звука Ж)
2. Основной этап
Упражнение «Рассказ феи Фонетики».
- Однажды Фея Фонетика гуляла в саду. Над кустом жасмина она увидела жука. Он летал над кустом и громко жужжал: «Ж-Ж-Ж-Ж». Фея подумала: Какой интересный звук Ж, а как же его произнести? Вот что она придумала – чтобы получился звук Ж, надо сделать язык «чашечкой» и убрать чашечку за верхние зубки, губки сделать «бубликом» и сильно подуть на чашечку, чтобы горлышко задрожало -Ж-Ж-Ж. Поднесите ладошку ко рту - воздух идет теплый!
Упражнение «Звук Ж»
- Посмотрите в зеркало и скажите, что надо сделать, чтобы получился звук Ж?
- Давайте споем звук Ж. (Он не поется)
- Характеристика звука:
Звук Ж - согласный, он не поётся, звонкий, всегда твердый, он никогда не бывает мягким, обозначать мы его будем синим кружком. Живет звук Ж в синем домике.
Упражнение «Внимательные ушки»
- Если услышите звук Ж, хлопните в ладоши: Ж, З, Ж, С, Ш, Ж, ЗА, ОШ, ЖА, ЖУ, ША, ЛУЖА, УШИ, ШЕЯ, ЖЕНЯ, ЖАБА.
Игра "Домик" – назовите картинки и определите, где слышится звук Ж (в начале или в середине слова).
Мы в лесу гуляли, ежа там повстречали. |
Дети шагают. |
Вот свернулся ёж в клубок, потому что он промок. |
Приседают на корточки. |
Лучик ёжика коснулся, ёж колючий потянулся. |
Поднимаются и потягиваются. |
Раз, два, три, четыре, пять – |
Бегают и прыгают. |
Физминутка «Мы в лесу гуляли»
Связь звука и буквы
- К нам пришла Фея Графика. Она принесла букву Ж. (Показ буквы детям) Посмотрите, из чего состоит буква Ж?
- Давайте возьмем палочки и выложим букву Ж на столе.
Эта буква широка
И похожа на жука.
- На кого похожа буква Ж?
- Давайте напишем букву Ж по точкам (работа на листах).
Чтение слогов с буквой Ж – упражнение «Лифт»
– Давайте покатаем букву Ж на лифте, пусть она познакомится с гласными. Дети читают: ЖА, ЖУ, ЖО, ЖИ.
- Запомните правило: ЖИ-ШИ пиши с буквой И!
Упражнение «Кто внимательный?»
- Назовите все звуки в слове ЖУК. Сколько их? Выложите на столе звуковую схему этого слова.
Работа на листах по обучению грамоте
- Прочитайте предложение. (Над кустом жужжат жуки). Сколько слов в этом предложении? Назовите 1-е слово, 2-е, 3-е, 4-е. Под предложением нарисуйте его схему.
Вспомните правила написания предложения:
- все слова в предложении пишутся отдельно,
- начало предложения пишется с большой буквы,
- в конце предложения ставится точка.
Дорисуйте ёжикам недостающие части.
3. Рефлексивный этап
4. Итог занятия
- С каким звуком познакомились? (Со звуком Ж).
- Какой это звук? (Согласный, звонкий, всегда твердый).
- Почему звук Ж согласный? (Воздух встречает преграду – зубы, язык).
- Чем звук отличается от буквы?
- Вспомните и назовите слова, в которых есть звук Ж.