Решение простых арифметических задач уместно сочетать с формированием представлений об образовании числа, состава числа из двух меньших чисел. Так, например, на этапе работы по образованию числа «2» воспитатель дает детям «задачу»: «На полянке был один зайчик, к нему прискакал еще один зайчик. Сколько зайчиков стало на полянке?» А на этапе формирования представлений об образовании числа «4» дети уже сами по аналогии с задачей воспитателя составят свою - например, про белочек: «На полянке было три белочки, прибежала еще одна белочка. Сколько белочек стало на полянке?»
Алгоритм обучения простым арифметическим задачам
Таблица 1
Усложнение в составлении задач | Этап работы по ФЭМП |
|||||||
Образование числа, состав числа из двух меньших чисел |
||||||||
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
|
Готовые задачи дает педагог |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
Составление задач детьми по аналогии с задачами педагога |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
||
Формирование представлений об условии задачи |
+ |
+ |
+ |
+ |
||||
Формирование представлений о вопросе задачи |
+ |
+ |
+ |
|||||
Формирование представлений о структуре задачи |
+ |
+ |
||||||
Формирование представлений о решении |
+ |
Рассмотрим содержание таблицы 1 подробнее.
П.1. Сначала педагог дает детям готовые задачи на полной предметной наглядности. Здесь тоже работает свой алгоритм усложнения (см. Таблица 2).
Таблица 2
Алгоритм решения готовых задач на полной предметной наглядности
Усложнение в использовании наглядности |
Этап работы по ФЭМП |
|||||||
Образование числа, состав числа из двух меньших чисел |
||||||||
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
|
С опорой на деятельность с игрушками, предметами |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
С опорой на сюжетные картинки |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
|
С опорой на предметные картинки |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
||
С опорой на схемы |
+ |
+ |
+ |
+ |
||||
Без опоры на наглядность |
+ |
+ |
+ |
Во время игр или иной детской деятельности воспитатель в форме задачи комментирует действия детей с игрушками, предметами: «У Коли был один кубик. Настя дала ему еще один кубик. Сколько стало кубиков у Коли?». С этой целью в группе можно использовать самые разные игровые и бытовые ситуации: посадили кукол на диван, поставили чашки на стол, покатали ежиков в машинке, слепили снежки, застегнули пуговицы, посадили луковицы и пр. Самое главное, чтобы в задачах отражался конкретный, понятный ребенку сюжет, и предметы (игрушки) были максимально простыми для восприятия.
Постепенно к этому приему добавляется следующий (П 2). Детям предлагается по аналогии с задачами педагога составить свою. (см. Таблица 3).
Таблица 3
Усложнение в составлении задач детьми по аналогии с задачами педагога
Усложнение в составлении задач |
Этап работы по ФЭМП |
|||||||
Образование числа, состав числа из двух меньших чисел |
||||||||
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
|
С опорой на действия с игрушками, предметами |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
||
С опорой на сюжетные картинки |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
||
С опорой на предметные картинки |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
||
С опорой на схемы |
+ |
+ |
+ |
+ |
||||
Без опоры на наглядность |
+ |
+ |
+ |
По сюжетным картинкам детям легче составлять задачу, т.к. в них подсказано действие (мальчики слепили снеговика). Но предметные картинки позволяют активизировать жизненный опыт детей, включить воображение. Например, на картинке изображены четыре тюльпана и один тюльпан. В детских задачах эти тюльпаны сажают, покупают, продают, дарят, поливают, срезают, ставят в вазу, рисуют, вырезают, вышивают и пр.
С опорой на схемы (например, схема состава числа пять из двух меньших чисел) составлять задачи еще сложнее. Поэтому на первом этапе детям можно к ним давать схематичное изображение мышки, цыпленка, рыбки, кораблика, домика, жука и пр., чтобы помочь разнообразить содержание задач.
П.3. Формирование представлений об условии задачи (условие задачи - это то, что мы знаем).
Цель: понимание смысла количественных изменений (добавили – стало больше, убавили – стало меньше, а также; пришел – ушел, дал (он) – дали (ему), подошли – отошли, подарил (он) – подарили (ему), взял – отдал, взял (он) - взяли (у него), подняли – опустили, принесли – унесли, прилетели – улетели и др. - Больше стало или меньше? Значит, будем прибавлять или вычитать?).
Формируем у детей понимание того, что в задаче обязательны два числовых исходных данных. Обсуждаем, чем задача отличается от рассказа?
Чем задача отличается от загадки?
Загадываем: Один говорит, два глядят, а двое слушают. Или: Четыре братца под одной крышей живут. Это задачи?
П.4. Формирование представлений о вопросе задачи (что не знаем, но хотим узнать).
Цель: раскрыть арифметическое значение вопроса задачи, дифференциация понятий стало – осталось. Здесь помогут задачи-шутки, например: В автобусе ехало пять пассажиров. На остановке зашел еще один пассажир. Как звали водителя?
Необходимо соблюдать последовательность в усложнении содержания задач:
- Простые задачи на сложение
- Простые задачи на вычитание
- Прямые и обратные задачи (слышится прибавить, а надо вычитать)
- Задачи на понятие разностных отношений (Леша вылепил 6, а Коля - на 1 больше. Сколько вылепил Коля?)
Таким образом, можно выделить требования к задачам для дошкольников:
- Простота сюжета
- Краткость и конкретность изложения
- Динамика содержания
- Ярко выраженные количественные отношения между объектами
Особо надо отметить задачи в стихах. Часто в них многословность отвлекает детей от количественных изменений, не позволяет понять динамику (прибавление – убавление). Так, вместо задачи:
«У домика утром
Два зайца сидели
И дружно веселую песенку
Пели.
Один убежал,
А второй вслед глядит.
Сколько у домика
Зайцев сидит?»
лучше сказать: «У домика сидели два зайца. Один убежал. Сколько зайцев осталось у домика?».