Урок-квест "Экологическое путешествие"

Разделы: Экология, Краеведение


Цели:

Образовательные: вовлечение каждого учащегося в активный творческий процесс, усвоение новых знаний и закрепление имеющихся.

Учащиеся должны знать:

  • понятие экологической культуры;
  • профессии в сфере экологии;
  • проблемы адаптации человека и окружающей среды;
  • виды туризма;
  • профессии в сфере туризма;
  • природные особенности родного края и его туристские возможности.

Учащиеся должны уметь:

  • выполнять проекты экологической направленности;
  • разрабатывать путеводители по родному краю;
  • разрабатывать и защищать проекты.

Развивающие: развитие познавательного интереса, творческих способностей, воображения учащихся, поисковой активности, стремления к новизне, развивать умение логически излагать свои мысли, развивать умение выделять главное в изучаемом материале.

Воспитательные: содействовать трудовому воспитанию и профориентации, воспитание доброжелательности, взаимопомощи, толерантности, личной ответственности за выполнение работы, формирование навыков взаимодействия с участниками команды.

Межпредметные связи: география, история, экология.

Тип занятия: итоговый урок, урок закрепления знаний.

Вид занятия: урок-квест.

Методы обучения: словесные (объяснение, беседа), практические (самостоятельная работа), работа в «малых группах».

Оснащение: ПК, презентация к уроку по теме, творческие работы учащихся.

Литература для преподавателя

1. Израэль Ю.А «Проблема охраны окружающей среды и пути ее решения» Ленинград, 2000.

2. Квартальнов В.А. Туризм. Учебник. - М.: Финансы и статистика, 2002.

3. Косолапов А.Б. - Теория и практика экологического туризма. Учебное пособие, М:, КНОРУС, 2005.

4. Курилова В.И. Туризм. Учебное пособие для студентов педагогических институтов - М.: Просвещение, 1988.

5. Пахомова Н.Ю. Учебные проекты: его возможности. // Учитель, № 4, 2000.

6. Сасова И.А. «Сборник проектов». Издательство Вентана-Граф. Москва 2004.

Литература для учащихся

1. Дудкина О.П. Основы экологии. По учебнику Н.М. Черновой, В.М. Галушкина, В.М. Константинова. Волгоград, издательство «Учитель», 2006.

2. Квартальнов В.А. Туризм. Учебник. - М.: Финансы и статистика, 2002.

3. Косолапов А.Б. - Теория и практика экологического туризма. Учебное пособие, М:, КНОРУС, 2005.

Организационная структура и содержание занятия

I. Организационный этап

1. Организация занятия.

2. Постановка учебных и воспитательных целей.

3. Мотивация и обоснование необходимости изучения темы.

II. Подготовительный этап

Добрый день уважаемые преподаватели и учащиеся.

Ребята, сегодня на уроке у нас присутствуют администрация УПЦ и преподаватели других блоков.

Мы заканчиваем изучение блока «Экология и туризм». Сегодняшний итоговый урок мы проведём в форме урока-квеста. На уроке вы покажете свои знания по блоку, выполняя различные задания.

Для этого, вы разделились на четыре команды, пятая команда – модераторы, которые будут помогать вам в решении поставленных задач и будут проставлять баллы в протокол (Приложение 1).

Этот год в Приднестровье объявлен годом экологии. Этому мы и посвятим наш сегодняшний урок.

III. Основной этап

Итак, первое задание:

3.1. Представление команд

Выступление команд: название команды, девиз (5 минут)

Природа, общество и человек – три части единого известного нам мира. 

Мы не знаем другой природы, кроме Вселенной. Мы не знаем другого общества, кроме общества людей. Мы не знаем другого типа разумного существа, кроме человека, наделенного природными и социальными свойствами.

Живя в природе, человек неразрывно связан не только со своей средой обитания, но и со всей Вселенной. Живя в обществе, человек неразрывно связан не только со своим временем, но и со всей историей человечества.

Природа и общество – это естественная среда и необходимое условие существования человека.

Являясь неотъемлемой частью Природы, Человечество в своих отношениях с ней прошло ряд этапов: от полного обожествления и поклонения природным силам до частичного контроля человека над природой.
Вспомним эти этапы.

3.2. Домашнее задание

Исторические этапы взаимодействия человека и природы

1. Биогенный

2. Аграрный

3. Индустриальный

4. Информационно-экологический

Каждая команда рассказывает об одном историческом этапе (10 минут)

Остальные члены команды в это время выполняют задание по экологии.

На доске прикреплена картинка нарисованная учащимися «Спасём нашу планету!» (картинка закрыта).

Выполнив все задания, команды открепляют правильный вариант на картинке и тем самым открывают картинку. Учащиеся делают вывод – «Спасём нашу планету!» (Приложение 2).

Экологиямолодая прогрессивная наука, которую изучают и развивают для того, чтобы беречь здоровье, чистоту планеты. Природа умна и предусмотрительна. Но, к сожалению, взаимодействие человека с природой не всегда даёт позитивные результаты. Технологический прогресс приносит пользу и благополучие, но не без побочных эффектов. Нельзя исключать влияние независящих от человека факторов на чистоту и здоровье окружающей среды. Однако, если в случае с космическими факторами нам почти не под силу что-то изменить, то минимизировать антропогенное влияние при должных усилиях можно.

3.3. Миссия улучшение участка

Разработать мероприятия по улучшению экологического состояния в центре города и на набережной, включая пляжи.

(Начертить на формате А-1 или выполнить на слайде, план участка, где будут проводиться мероприятия.

На земле исчезают цветы,
С каждым годом заметнее это.
Меньше радости и красоты
Оставляет нам каждое лето.
Откровение цветов луговых
Нами понятно было едва ли.
Беззаботно топтали мы их
И безумно, безжалостно рвали.
В нас молчало безумное «стой!»
Нам казалось все мало, все мало.
А потом в толчее городской
Мы охапками их тащили устало.
И не видели, как из-под ног
Молчаливо, дыша еле-еле,
Обреченно глядел василек,
Безнадежно ромашки глядели.

(Предложение: установить вазоны вдоль ограждения)

Бытует распространенное мнение, что привлекательными для туризма могут быть только страны, обладающие памятниками древней архитектуры, морским побережьем, горными курортами или горячими источниками.

Но есть и большое число людей, которые интересуются новыми странами, культурами, общением с их жителями. Есть люди, которые помнят о Молдавии и о Приднестровье, как о крае солнца, виноградников, фруктов и овощей, натуральной еды, о крае, в котором можно наслаждаться красивой природой, гостеприимством жителей, зажигательным фольклором.

Если к этому добавить исторические особенности приднестровского края, многочисленные памятники древних цивилизаций, которые еще предстоит «раскопать» и подготовить к демонстрации туристам, то можно понять, что у туризма в нашей стране есть существенный потенциал, который еще предстоит раскрыть.

Наш регион обладает богатыми природно-рекреационными и историко-культурными туристскими ресурсами:

  • уникальная история края; благоприятные климатические условия;
  • живописный природно-географический ландшафт долины реки Днестр, ее притоков, озер;
  • наличие культурно-исторических и археологических достопримечательностей;
  • наличие ценных, по своим целебным качествам, источников минеральных вод;
  • своеобразие живых сельских традиций населения, в которых просматривается скрещение молдавской, украинской, польской, русской и болгарской культур;
  • возрождение религиозной культуры, восстановление и новое строительство храмов разных конфессий.

В этих условиях развиваются следующие туристические направления:

  • сельский и этнографический туризм;
  • историко-археологический туризм;
  • лечебно-оздоровительный отдых в сочетании с отдельными разновидностями спортивного туризма (водный, рыболовный, велосипедный, горный, пеший и др.);
  • экологический туризм (лесные маршруты и маршруты по природно-заповедным территориям);

Каждая команда подготовила путеводитель по интересным местам нашего края. Командам предоставляется слово.

3.4.  Путеводители по интересным местам родного края

Капитаны команд представляют подготовленные путеводители.

Во время защиты путеводителей, остальные члены команды складывают пазл, отгадывая зашифрованные названия исторических и культурных памятников нашей Республики. Если команда не может выполнить задание с первой попытки, обращается к модераторам за подсказкой. На каждый вопрос даётся три попытки. Если команда не может дать правильный ответ с трёх попыток, балл не присуждается (Приложение 3).

IV. Заключительный этап (рефлексия)

В ходе рефлексии учащимся предлагается работа по оцениванию результатов в форме самооценки, оценки одноклассниками и оценки учителя. Анализируется роль учащихся в начале урока и в конце.

Ответить на вопрос: «Какой был урок?»

К –
В –
Е –
С –
Т –

V. Подведение итогов занятия

Задание на дом: Выполнить коллаж: «Экологическое путешествие».