Фонематический слух – способность человека к анализу и синтезу речевых
звуков, т.е. слух, обеспечивающий восприятие фонем данного языка.
(В.И.Селиверстов)
Родители часто жалуются - у моего ребенка «каша во рту», он пропускает или заменяет звуки и слоги в словах. Что ответить родителям? Как учитель-логопед я могу ответить - виновником подобных нарушений может быть неразвитый фонематический слух.
Проблема развития у детей фонематического слуха является одной из важнейших при подготовке детей к освоению грамоты.
Фонематический слух – важное понятие для овладения речью, а затем и грамотностью письма. Он предполагает точность слухового восприятия, звукоразличение, звуковой анализ речи.
Умение слышать каждый отдельный звук в слове, чётко отделять его от рядом стоящего, знать из каких звуков состоит слово - является важнейшей предпосылкой для правильного обучения грамоте.
У ребёнка не сформирован или недостаточно развит фонематический слух? Что делать? Как его развивать?
Работа по формированию фонематического слуха включает задания на развитие слухового внимания и слухоречевой памяти. У ребёнка развивают умение слышать звучащее слово, дети учатся слышать звуки, из которых состоит слово; различать близкие по звучанию фонемы (звуки); знакомиться с понятием слога, ударения, предложения, текста.
Сформированное фонематическое восприятие является залогом четкого произнесения звуков, правильной слоговой структуры слов, основой легкости овладения грамматическим строем, освоения письма и чтения.
Готовность к школьному обучению во многом зависит от своевременного преодоления нарушений речи. Дети с речевыми нарушениями нуждаются в особой организации коррекционно-логопедической помощи, содержание, формы и методы которой должны быть адекватны возможностям детей.
Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования (ФГОС ДО):
- «речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры;
- обогащение активного словаря;
- развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи;
- развитие речевого творчества;
- развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха;
- знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы;
- формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте» (ФГОС, с.5)
Ребёнок, имеющий отклонения в речевом развитии, чтобы научиться понимать и говорить на родном языке, должен постепенно усваивать артикулярные движения, способы сочетаемости звуков, ритмико-интонационное оформление слов, фраз; различать реально произносимые в данном языке звуки от всех прочих и научиться определять признаки звуков, существенные для понимания слов, для общения. В этом и заключается усвоение системы фонем данного языка.
В процессе овладения системой фонем родного языка, важное значение имеют речеслуховой и речедвигательный анализаторы. Таким образом, в процессе формирования звукопроизношения очень важное значение имеют: слух и фонематическое восприятие.
Д.Б.Эльконин определяет фонематическое восприятие как «слышание отдельных звуков в слове и умение производить анализ звуковой формы слов во внутреннем их проговаривании».
Без достаточной сформированности основ фонематического восприятия невозможно становление его высшей ступени - звукового анализа, операции мысленного расчленения на составные элементы (фонемы) различных звукокомплексов: сочетания звуков, слогов, слов. В свою очередь, без длительных специальных упражнений по формированию навыков звукового анализа и синтеза (сочетания звуковых элементов в единое целое) дети с недоразвитием речи не овладевают грамотным чтением и письмом.
Большинство родителей полагают, что достаточно выучить с ребенком буквы, и он станет грамотно читать и писать. Но это большое заблуждение!
Практика показывает, знание букв не исключает серьезных затруднений у детей при обучении грамоте.
Основной причиной ошибок является нарушение фонематического слуха
Дети с нарушением фонематического слуха часто искажают в речи даже те звуки, которые отдельно произносят правильно. Дети с этим дефектом плохо справляются со звуковым анализом слов, встречают затруднения в чтении и допускают грубые нарушения письма пропуски, перестановки букв, замена их, что является причиной их неуспеваемости.
Учеными доказано, что еще до рождения дети слышат и реагируют на звуки внешнего мира по-разному.
С появлением ребенка на свет, эти звуки наполняют его мир: пение птиц и журчание воды, шум ветра и шелест листьев. Малыш начинает прислушиваться к окружающим звукам. Но слова – речевые звуки – с самого его рождения наиболее значимы. Звучащая речь обеспечивает необходимое для ребенка общение, получение информации.
Вслушиваясь в слова, сопоставляя их звучание и пытаясь повторить их, ребенок начинает не только слышать, но и различать звуки родного языка. Эта способность формируется у него постепенно. Со 2-4 недели от момента рождения малыш начинает реагировать на любые звуки. Мелодичные звуки вызывают у него чувство удовлетворения, улыбку, а резкие (сердитый голос) – плач. В 7-10 месяцев ребенок уже откликается на слово. Только к концу первого года жизни слово впервые начинает служить орудием общения. К трем годам словарь ребенка увеличивается многократно.
Далее фонематическое развитие происходит бурно, постоянно опережая произносительные возможности ребенка.
К пяти годам дети способны определять на слух наличие или отсутствие того или иного звука в слове, могут самостоятельно подбирать слова на заданные звуки, если, конечно, с ними велась предварительная работа.
Проблема развития у детей фонематического слуха является одной из важнейших при подготовке детей к освоению грамоты.
Как правило, у детей 4-5 лет фонематический слух нарушен (грубо нарушен) или сформирован недостаточно. Нарушение фонематического восприятия приводит к тому, что ребёнок не воспринимает на слух близкие по звучанию или сходные по артикуляции звуки речи. Не все дети достаточно четко могут определить с какого звука начинается то или иное слово, не различают на слух определенные группы звуков, они нередко смешивают их: не дифференцируют на слух звуки п-б, к-г, с-ц, с-ш, ш-ж и другие, а это, в свою очередь, сильно затрудняет, а иногда и искажает понимание речи, а также проявляется в ошибках при письме.
На первом году обучения в логопедическую группу было зачислено 16 детей с диагнозом «Фонетико-фонематическое недоразвитие». Диагностика показала, что с низким уровнем развития фонематического слуха 10 (62%) детей (т.е. фонематический слух нарушен) и у 6 (38%) детей фонематический слух - грубо нарушен.
У детей наблюдалось не сформированность следующих умений:
- опознавать звук в речевом потоке;
- находить заданный звук в словах;
- «слышать» заданный звук в разных позициях (начале, середине, конце слова);
- различать слова, состоящие из одних и тех же звуков, расположенных в определенной последовательности (например, «шалаш», «шишка»);
- устанавливать количество звуков в слове и их последовательность;
- различать гласные и согласные, твердые и мягкие согласные звуки;
- правильно выстраивать схему слова.
Исходя из результатов диагностики свою работу по развитию фонематического восприятия мы начали на материале неречевых звуков и, постепенно, охватили все звуки речи. Задания предлагали в строгой последовательности, условно подразделяясь на шесть этапов:
Этапы |
Цели |
Варианты игр |
1 этап |
Развитие слухового внимания и слуховой памяти. Научить ребенка слышать звуки, уметь их сравнивать. |
«Закрой глазки и прислушайся!.. что шумит?…, что гудит?.., кто кричит?.., кто смеется?...» |
2 этап |
Различение высоты, силы, тембра голоса |
«Далеко - близко» |
3 этап |
Различение слов, близких по звуковому составу |
«Не ошибись» |
4 этап |
Различение слогов |
«Лишний слог» |
5 этап |
Различение звуков |
«Прогулка на велосипедах» |
6 этап |
Развитие звукового анализа слова |
«Назови первый звук в слове» |
По итогам проведенной работы по формированию фонематического слуха было выявлено: высокий уровень развития у 14 детей (88%), средний уровень развития у 2 детей (12%), низкий уровень развития - 0.
К концу учебного года, дети научились:
- опознавать звук в речевом потоке;
- находить заданный звук в словах;
- «слышать» заданный звук в разных позициях (начале, середине, конце слова);
- различать гласные и согласные, твердые и мягкие согласные звуки;
- устанавливать количество звуков в слове и их последовательность;
- правильно выстраивать схему слова;
- знакомить с буквой, которая обозначает изучаемый звук.
Один из принципов успешной коррекционно-развивающая работы по формированию фонематического слуха не эпизодичность, а системный, комплексный подход.
Работая с детьми старшего дошкольного возраста, имеющими речевые нарушения, мы разработали свои занимательные упражнения по развитию фонематического слуха. Эти задания объединили в папку по развитию фонематического слуха, которую назвали - «Звукарик». С подборкой этих заданий можно ознакомиться в Приложении. В «Звукарике» детям даются задания на каждый изучаемый звук, мы им объясняем какой это звук (гласный или согласный, твердый или глухой), ребенок обводит и находит правильные слова-картинки на предложенный звук, определяет место звука в словах, осуществляет звуковой анализ слов. Ребенок знакомится с образом буквы, разукрашивает её правильным цветом, учит стихотворение о букве, отгадывает загадки, читает обратные и прямые слоги, односложные слова. Данные упражнения, игры облегчат обучение в школе.
Ниже хочу познакомить вас с некоторыми занимательные задания из «Звукарика» на звуки: «О», «Э», «К-Кь», «С-Сь» (см. Приложение).
В заключение хочу добавить, гораздо легче предупредить нарушение, чем его исправлять. Все недостатки важно устранить ещё в дошкольном возрасте, до того, как они превратятся в стойкий, сложный для корректировки дефект. Кроме того, важно помнить, что в дошкольный период речь ребёнка развивается наиболее интенсивно, а главное - она наиболее гибка и податлива для исправления.
Играй те с детьми. В игре - сложное становиться доступным. Самое главное верить в ребенка и помочь ему постичь мир звуков!
Литература
- Архипова Е.Ф. «Стёртая дизартрия у детей». - М.: «Астрель», 2006.
- Гаврилова А.С., Шашина С.А., Ращупкина С.Ю. «Логопедические игры для детей», ООО ИКТЦ «лада», 2010.
- Лукина Н.А., Никкинен И.И. «Научите меня слышать» (Развитие слухового восприятия, внимания, памяти) - СПб.: «Паритет», 2003.
- Семенович А.В. «Введение в нейропсихологию детского возраста». - М.: «Генезис», 2005.
- Филичева Т.Б., Чевелёва Н.А., Чиркина Г.В. «Основа логопедии». - М.: «Просвещение», 1989.
- Фомичёва М.Ф. «Воспитание у детей правильного произношения». - М.: «Институт практической психологии», 1997.
- Черкасова Е.Л. «Нарушения речи при минимальных расстройствах слуховой функции (диагностика и коррекция). - М.: « АРКТИ», 2003.
- Шашкина Г.Р., Зернова Л.П., Зимина И.А. «Логопедическая работа с дошкольниками». - М.: «Академия», 2003.
- Швецова И. Формирование фонематического восприятия и звукового анализа у дошкольников.// Дошкольное воспитание. 2007. - №5.