Туризм. Виды туризма и формы туристических путешествий

Разделы: Конкурс «Презентация к уроку», Краеведение, Дополнительное образование


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (123 МБ)


Цели:

Учебные:

  • ознакомить с историей туризма, видами туризма, становлением современных форм туристической деятельности, профессиями в сфере туризма.

учащиеся должны знать:

  • виды туризма в зависимости от цели путешествий;
  • современные формы туристической деятельности;
  • профессии в сфере туризма.

Воспитательные: содействовать трудовому воспитанию и профориентации, содействовать эстетическому воспитанию (эстетика оформления конспектов, эстетика выполняемых работ).

Развивающие: развивать умение логически излагать свои мысли, развивать умение выделять главное в изучаемом материале, развивать познавательный интерес.

Межпредметные связи: география, история, краеведение.

Тип занятия: урок усвоения новых знаний.

Вид занятия: комбинированный урок.

Методы обучения: словесные (объяснение, беседа), практические (самостоятельная работа), работа в «малых группах».

Оснащение: ПК, презентация к уроку по теме, видеоролики: «Что такое туризм?», «Виды туризма», «Парк им. Д.К. Родина в с. Чобручи», профессиограммы.

Литература.

Для преподавателя:

  1. Ганский В.А., Андрейчук Е.В. История путешествий и туризма: учебно-методический комплекс для студентов / В.А.Ганский, Андрейчук Е.В. – Новополоцк: ПГУ, 2014.
  2. Бабкин А.В. Специальные виды туризма.

Для учащихся:

  1. Баталова Л.В. Из истории развития туризма// Сб. научных статей. Вып. 2. Ижевск, 1999, - 148 с.
  2. Биржаков М.Б., Казаков Н.П. Безопасность в туризме.- СПБ.: 2006.
  3. Зорин И.В., Квартальнов В.А. Туристский терминологический словарь. М., Советский спорт, 1999, - 384 с.
  4. Макаревич Э.А. Туристические походы выходного дня. С-Пб. 1990.

ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ЗАНЯТИЯ

Слайд 1. Экология и туризм

I. Организационный этап

  1. Организация занятия.
  2. Постановка учебных и воспитательных целей.
  3. Мотивация и обоснование необходимости изучения темы.

II. Подготовительный этап

Актуализация исходного уровня знаний, умений и навыков по теме (вопросы опроса).

1. На прошлом уроке мы с вами говорили об исследовании родного края, изучении его природы, его истории с древнейших времён до сегодняшнего дня, а также о населении родного края, его культуре, религии, быта… и это всё называется…. (краеведение)

2. Домашним заданием было выполнить путеводитель по интересным местам родного края.

  1. А что же такое путеводитель?
  2. Назовите основные требования к выполнению путеводителя.

III. Основной этап

3.1. Изложение новой темы

К вашим путеводителям мы обратимся немного позже, а сейчас, чтобы перейти к новой теме, я предлагаю вам решить кроссворд.

Слайд 2

 Кроссворд

  1. По нему переходят реку. (мост)
  2. Морское путешествие. (круиз)
  3. Чем больше дров, тем он ярче. (костёр)
  4. Место, где река берёт своё начало. (исток)
  5. Угол между направлением на север и направлением на какой-либо удалённый предмет. (азимут)
  6. Прибор, который помогает определить стороны света. (компас)

Ключевое словоТуризм.

Сегодняшний урок я хотела бы начать словами видеоблогера Г.Александрова:«Путешествия помогают понять красоту пространства и бесценность времени». 

Слайд 3

Запишите тему урока: Туризм. Виды туризма и формы туристических путешествий.

Что же такое туризм? (ответы учащихся)

Предлагаю вашему вниманию посмотреть видеоролик «Что такое туризм?» (Приложение 1)

https://www.youtube.com/watch?v=tPQsZsWmWEw

История туризма:

Туризмом люди занимались с давних времен: путешествия с целями торговли, завоеваний, распространение религиозных учений и т.п. Почти все крупные древнегреческие мыслители часто путешествовали. В VI в. до н. е. древние греки и римляне путешествовали в Египет, где интересовались историей, культурой, природой, своеобразными египетскими сооружениями.

Долину Нила с целью получения знаний посещали философ и математик Пифагор, который первым описал свои многочисленные путешествия. Римский философ и писатель Сенека в «Письмах к Луцилию» выразил важнейший принцип путешествий, который не потерял своей актуальности и сегодня. Он писал, что для путешествий надо «выбирать места здоровые не только для тела, но и для натуры».

Путешествия в Древней Греции имели познавательно-развлекательный характер: в стране проводили Олимпийские игры, фестивали и т.д.

Своеобразным «туризмом» можно считать крестовые походы.

Особая роль в развитии туристско-краеведческой деятельности относится географическим открытиям XV - нач. XVI в. Васко да Гамы, Христофора Колумба, Фернана Магеллана, позволили узнать новые земли, народы, которые населяли, их жизнь, быт, культуру, религию. (Приложение 2)

Слайд 4

Цели путешествий в древнем мире:

  •  Поиск благоприятных условий для проживания.
  •  Познание межкультурных коммуникаций.
  • Поиск путей и контактов с другими народами.

Назовите каких путешественников вы знаете. (ответы учащихся)

Слайд 5

Известные путешественники:

Христофор Колумб первооткрыватель Америки.

Васко да Гамапервооткрыватель морского пути в Индию. 

Миклухо-Маклай – прожив больше года в Новой Гвинее, он не только открыл новые земли, но и научил туземцев выращивать кукурузу, тыкву бобы и плодовые деревья. 

Слайд 6

Афанасий Никитин - первый русский путешественник, побывавший в Индии и Персии. Возвращаясь обратно, он посетил Самоли, Турцию и Маскат. Его записки «Хождение за три моря» стали ценными исторически-литературными пособиями. 

Федор Конюхов на сегодняшний день является самым известным российским путешественником. Ему 60, но его душа до сих пор полна жажды к новым приключениям.

Жак-Ив Кусто - знаменитый французский океанограф, путешественник и «пионер» подводных киносъемок и исследований, изобретатель акваланга и автор многих книг.

Слайд 7

Термин «туризм» придумал писатель Марк Твен


Слайд 8

Один из самых доходных видов бизнеса, с помощью которого богатеют не только фирмы, но и целые государства - туризм и все, с ним связанное: маршруты, билеты, гостиницы, путеводители, дорожные чеки, придумал один человек – английский предприниматель Томас Кук – он и является основоположником туризма.

Первая туристическая фирма называлась: «Thomas Cook & Son».

5 июля 1841 г. под звуки оркестра и приветственные крики толпы 570 человек организованно отбыли в Лафборо (город в графстве Лестершир, Англия).

Эту дату можно смело считать днем рождения туризма.

Слайд 9

Слово "туризм" происходит от французского "Тоиг", что означает прогулка, поездка, путешествие. Тour - путешествие куда-то с обязательным возвращением обратно. 

Туризм – это путешествие, организованное в свободное от занятий, работы время в целях активного отдыха и культурного досуга на лоне природы, укрепления здоровья и т.п.

В зависимости от цели путешествия туризм подразделяется на:

  •  Познавательный;
  •  Оздоровительный;
  •  Спортивный;
  •  Паломнический;
  •  Деловой;
  •  Гостевой, ностальгический.

Давайте более подробно остановимся на каждом из видов туризма.

Слайд 10

Познавательный туризм – это посещение интересных мест и объектов и получение информации о них. Это поездки в другие города, другие страны, посещение уникальных природных территорий, наблюдения за птицами в природе. Туристы получают новые впечатления, расширяют кругозор.

Оздоровительный туризм – это туристские путешествия, поездки и походы в какой-либо местности с благоприятными для здоровья природно-климатическими условиями и пребывание там с целью отдыха. Этот вид туризма связан с пребыванием на курортах Практически здоровых лиц, которым не обязателен медицинский уход, наблюдение врача и лечение.

Слайд 11

Спортивный туризм - вид спорта, в основе которого лежат соревнования на маршрутах, включающих преодоление препятствий в природной среде (дорог и троп с различным покрытием и бездорожья, переправ, перевалов, вершин, порогов, каньонов, пещер и пр.), и на дистанциях, проложенных в природной среде и на искусственном рельефе.

Паломнический туризм - это деятельность по организации посещений туристами объектов, связанных с историко-культурным и природным наследием. Знакомство представителей различных религий и слоев населения не только с религиозными, но и с историческими, культурными и художественными ценностями посещаемых мест, дает возможность им получить новые знания, по-новому оценивать окружающую действительность.

Слайд 12

Деловой туризм – поездки внутри страны или за ее пределы, связанные с бизнесом, в том числе участие в выставках, конференциях, форумах и т.д.

Гостевой, ностальгический туризм – вид туризма, связанный с посещением родственников, родителей или мест исторического проживания.

Каучсерфинг - отпуск по обмену. Каучсёрферы – люди, которые путешествуют по миру, останавливаясь не в отелях, а у знакомых, с которыми предварительно познакомились через Интернет.

А сейчас, для закрепления этого материала, выполним упражнение «Угадай кто это?»

3.2. Самостоятельная работа учащихся

Работа в «малых группах»: карточки «Категории путешественников». (Приложение 3)

На следующем этапе нашего урока рассмотрим формы туристических путешествий.

Слайд 13

Формы туристских путешествий

Туристские путешествия проводятся путем формирования туристских групп в разнообразных организационных формах: прогулки, экскурсии, экспедиции, походы.

Прогулка - самая простая форма туристско-краеведческой работы. Прогулки организуют в лес, на реку, в горы и т.д. Они не нуждаются в особенных расходах и специальном туристском снаряжении.

Экскурсия - это коллективное посещение выдающихся мест с образовательной, учебно-воспитательной, научной или развлекательной целью. Они четко подразделяются на три типа: на природу, в сферу хозяйственной деятельности, в сферу культурной деятельности.

Учебные (программные) экскурсии - это запланированный программой кратковременный выход учащихся в окружающий мир для ознакомления с конкретными объектами, типичными явлениями и процессами, которые подтверждают теоретические положения, рассматриваемые на занятиях.

Краеведческие внепрограммные экскурсии - организованный выход или поездка группы учащихся с целью изучения своего края.

Общеобразовательные экскурсии - это выход или поездка на объекты культуры, природы или хозяйства самодеятельной группы учеников под руководством экскурсовода с целью расширения кругозора и поднятия общего культурного уровня экскурсантов.

Походы - это путешествие организованной группы с использованием активных форм передвижения по определенному маршруту, во время прохождения которого возможно преодоление естественных препятствий: перевалов, порогов, пещер и т.п. разных категорий и степеней сложности. Туристский поход, как правило, преследует несколько целей, в которых доминирующая цель обусловливает туристский маршрут, длительность путешествия, способ передвижения, тип временного жилья и другие условия. В походе проявляется умение преодолевать трудности, люди учатся коллективизму и взаимопомощи, в них возрастает дисциплинированность и напористость. Поход особенно ценен, поскольку очень часто в походе люди раскрываются совсем с другой стороны, чем в школе или на работе. Основное отличие туристского похода от экскурсии заключается в том, что в туристском походе проводятся наблюдения разнообразных объектов, явлений и процессов, которые встречаются на маршруте, по заранее составленному плану, тогда как экскурсия предусматривает изучение точно отобранных объектов по специальной программе

Экспедиция - это путешествие, которое проводятся с целью изучения истории родного края, окружающей среды, явлений социальной жизни, цивилизации, исследования географических, этнографических, исторических объектов с использованием технических средств передвижения или без них. Экспедиции в зависимости от цели и направления работы могут быть краеведческие, научные и т.п. От походов экспедиции отличаются более комплексными учебно-воспитательными задачами, а также длительностью. В системе краеведческой работы экспедиции выступают, как более сложный в сравнении с экскурсиями и походами вид путешествия. Экспедиция дает возможность учащимся овладеть элементарными приемами исследовательской работы в полевых условиях, развить инициативу и самодеятельность. Тематика школьных краеведческих экспедиций разнообразна и зависит, главным образом, от потребностей местных научных и хозяйственных учреждений в материалах краеведческого характера, уровня научной подготовки учителя и старшеклассников. Умело поставленное краеведческо-экспедиционное дело приносит юным исследователям удовольствие от общественной значимости и полезности выполненной работы.

Осознание этого повышает чувство ответственности за порученное дело, развивает активность, инициативу и самостоятельность, укрепляет дисциплину.

А сейчас давайте познакомимся с видами туризма. Следующий этап нашей работы: записать виды туризма в конспект.

Слайд 14

Ролик «Виды туризма». (Приложение 4)

Сегодня туризм развит настолько хорошо, что профессий, связанных с ним, достаточно много. Это прибыльный бизнес, ведь для некоторых стран туристы – это основной источник дохода.

У нас, в Приднестровье, туристические услуги тоже очень востребованы. Давайте рассмотрим, какие профессии пользуются большой популярностью.

Слайд 15

27 сентября – всемирный день туризма

Профессии в сфере туризма:

Слайд 16

Туроператор – занимается организацией как групповых, так и индивидуальных путешествий, а также является посредниками в предоставлении путешествий, организуемых другими туристическим организациями. Туроператоры продают билеты, делают предложения о путешествиях, бронируют места в отелях, занимаются оформлением виз, оформляют рейсовые страховки, сообщают клиентам об изменениях, касающихся заказов или аннулирования рейсов, а также об их правах, обязанностях и ответственности.

Слайд 17

Турагент – консультирует клиентов на предмет туристических услуг, которые предлагает компания. В его обязанности входит оформление договоров и продажа путевок.

Слайд 18

Экскурсовод – специалист по проведению экскурсий. Они проводят экскурсии по достопримечательным местам, выставкам, экспозициям, музеям, заповедникам, архитектурным сооружениям или садово-парковым ансамблям.

Гид – тот, кто сопровождает туристов и показывает им достопримечательности страны, города и т.п.; экскурсовод, проводник-профессионал. Гид знакомит туристов и экскурсантов с достопримечательностями местности. Он может работать с приезжими туристами или сопровождать туристическую группу в поездках в другие города и страны.

Слайд 19

Менеджер по туризму – это специалист в отрасли туризма, который занимается организацией туристических поездок клиентов.

Слайд 20

Специалист по туристическим услугам – работает в туристических агентствах, в гостиницах, в музеях. Оказывает услуги в сфере туризма: планирование турпоездок, подготовка документов, информирование клиентов о туристических предложениях, туристическое сопровождение, экскурсии. Специалист по туристским услугам должен быть коммуникабельным, знать иностранный язык, уметь работать с офисной техникой и владеть навыками работы в Интернете. 

Слайд 21

Практическая работа

1. Индивидуальная работа и работа в «малых группах»: выполнение кластера «Профессиограмма на профессию в сфере туризма».

Кластер - так называется графический метод организации информации, позволяющий сделать наглядными мыслительные процессы. Он служит наглядной схемой-подспорьем для учащегося.

Пока ребята выполняют практическую работу можно посмотреть видеоролик «Парк им. Д.К. Родина в с. Чобручи».

https://www.youtube.com/watch?v=5yzfYPKbt-Y

Слайд 22

2. Рассказ учащихся о выполненной практической работе и о своих путеводителях «Заочное путешествие по интересным местам родного края».

IV. Заключительный этап

1. Контроль усвоения новой темы и закрепления новых знаний.

1.1. Назовите основоположника и дату рождения туризма.

1.2. Каким бывает туризм по целям путешествий?

1.3. Назвать виды спортивного туризма.

1.4. Профессии в сфере туризма?

2. Подведение итогов занятия.

2.1. Обобщение материала.

2.2. Ответы на вопросы.

2.3. Выставление оценок.

3. Задание на дом: Профессии будущего в сфере туризма (выполнить коллаж).

Закончить наш урок хотелось бы словами Аврелия Августина «Мир – это книга. И кто не путешествовал по нему – прочитал в ней только одну страницу». 

Я желаю всем приятный путешествий.

Слайд 23

Рефлексия

В завершении, я хотела бы узнать ваше впечатление о сегодняшнем уроке. Для этого воспользуемся методом рефлексии «Острова».

Расположите свой кораблик у того острова, который по вашему мнению отображает ваше отношение к уроку.

Урок был таким:

  • Т – творческий;
  • У – увлекательный;
  • Р – развивающий;
  • И – интересный;
  • З – занимательный;
  • М – методичный.

Всем спасибо, урок окончен.