Цели:
Учебные:
- ознакомить с историей туризма, видами туризма, становлением современных форм туристической деятельности, профессиями в сфере туризма.
учащиеся должны знать:
- виды туризма в зависимости от цели путешествий;
- современные формы туристической деятельности;
- профессии в сфере туризма.
Воспитательные: содействовать трудовому воспитанию и профориентации, содействовать эстетическому воспитанию (эстетика оформления конспектов, эстетика выполняемых работ).
Развивающие: развивать умение логически излагать свои мысли, развивать умение выделять главное в изучаемом материале, развивать познавательный интерес.
Межпредметные связи: география, история, краеведение.
Тип занятия: урок усвоения новых знаний.
Вид занятия: комбинированный урок.
Методы обучения: словесные (объяснение, беседа), практические (самостоятельная работа), работа в «малых группах».
Оснащение: ПК, презентация к уроку по теме, видеоролики: «Что такое туризм?», «Виды туризма», «Парк им. Д.К. Родина в с. Чобручи», профессиограммы.
Литература.
Для преподавателя:
- Ганский В.А., Андрейчук Е.В. История путешествий и туризма: учебно-методический комплекс для студентов / В.А.Ганский, Андрейчук Е.В. – Новополоцк: ПГУ, 2014.
- Бабкин А.В. Специальные виды туризма.
Для учащихся:
- Баталова Л.В. Из истории развития туризма// Сб. научных статей. Вып. 2. Ижевск, 1999, - 148 с.
- Биржаков М.Б., Казаков Н.П. Безопасность в туризме.- СПБ.: 2006.
- Зорин И.В., Квартальнов В.А. Туристский терминологический словарь. М., Советский спорт, 1999, - 384 с.
- Макаревич Э.А. Туристические походы выходного дня. С-Пб. 1990.
ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ЗАНЯТИЯ
Слайд 1. Экология и туризм
I. Организационный этап
- Организация занятия.
- Постановка учебных и воспитательных целей.
- Мотивация и обоснование необходимости изучения темы.
II. Подготовительный этап
Актуализация исходного уровня знаний, умений и навыков по теме (вопросы опроса).
1. На прошлом уроке мы с вами говорили об исследовании родного края, изучении его природы, его истории с древнейших времён до сегодняшнего дня, а также о населении родного края, его культуре, религии, быта… и это всё называется…. (краеведение)
2. Домашним заданием было выполнить путеводитель по интересным местам родного края.
- А что же такое путеводитель?
- Назовите основные требования к выполнению путеводителя.
III. Основной этап
3.1. Изложение новой темы
К вашим путеводителям мы обратимся немного позже, а сейчас, чтобы перейти к новой теме, я предлагаю вам решить кроссворд.
Слайд 2
Кроссворд
- По нему переходят реку. (мост)
- Морское путешествие. (круиз)
- Чем больше дров, тем он ярче. (костёр)
- Место, где река берёт своё начало. (исток)
- Угол между направлением на север и направлением на какой-либо удалённый предмет. (азимут)
- Прибор, который помогает определить стороны света. (компас)
Ключевое слово – Туризм.
Сегодняшний урок я хотела бы начать словами видеоблогера Г.Александрова:«Путешествия помогают понять красоту пространства и бесценность времени».
Слайд 3
Запишите тему урока: Туризм. Виды туризма и формы туристических путешествий.
Что же такое туризм? (ответы учащихся)
Предлагаю вашему вниманию посмотреть видеоролик «Что такое туризм?» (Приложение 1)
https://www.youtube.com/watch?v=tPQsZsWmWEw
История туризма:
Туризмом люди занимались с давних времен: путешествия с целями торговли, завоеваний, распространение религиозных учений и т.п. Почти все крупные древнегреческие мыслители часто путешествовали. В VI в. до н. е. древние греки и римляне путешествовали в Египет, где интересовались историей, культурой, природой, своеобразными египетскими сооружениями.
Долину Нила с целью получения знаний посещали философ и математик Пифагор, который первым описал свои многочисленные путешествия. Римский философ и писатель Сенека в «Письмах к Луцилию» выразил важнейший принцип путешествий, который не потерял своей актуальности и сегодня. Он писал, что для путешествий надо «выбирать места здоровые не только для тела, но и для натуры».
Путешествия в Древней Греции имели познавательно-развлекательный характер: в стране проводили Олимпийские игры, фестивали и т.д.
Своеобразным «туризмом» можно считать крестовые походы.
Особая роль в развитии туристско-краеведческой деятельности относится географическим открытиям XV - нач. XVI в. Васко да Гамы, Христофора Колумба, Фернана Магеллана, позволили узнать новые земли, народы, которые населяли, их жизнь, быт, культуру, религию. (Приложение 2)
Слайд 4
Цели путешествий в древнем мире:
- Поиск благоприятных условий для проживания.
- Познание межкультурных коммуникаций.
- Поиск путей и контактов с другими народами.
Назовите каких путешественников вы знаете. (ответы учащихся)
Слайд 5
Известные путешественники:
Христофор Колумб – первооткрыватель Америки.
Васко да Гама – первооткрыватель морского пути в Индию.
Миклухо-Маклай – прожив больше года в Новой Гвинее, он не только открыл новые земли, но и научил туземцев выращивать кукурузу, тыкву бобы и плодовые деревья.
Слайд 6
Афанасий Никитин - первый русский путешественник, побывавший в Индии и Персии. Возвращаясь обратно, он посетил Самоли, Турцию и Маскат. Его записки «Хождение за три моря» стали ценными исторически-литературными пособиями.
Федор Конюхов на сегодняшний день является самым известным российским путешественником. Ему 60, но его душа до сих пор полна жажды к новым приключениям.
Жак-Ив Кусто - знаменитый французский океанограф, путешественник и «пионер» подводных киносъемок и исследований, изобретатель акваланга и автор многих книг.
Слайд 7
Термин «туризм» придумал писатель Марк Твен
Слайд 8
Один из самых доходных видов бизнеса, с помощью которого богатеют не только фирмы, но и целые государства - туризм и все, с ним связанное: маршруты, билеты, гостиницы, путеводители, дорожные чеки, придумал один человек – английский предприниматель Томас Кук – он и является основоположником туризма.
Первая туристическая фирма называлась: «Thomas Cook & Son».
5 июля 1841 г. под звуки оркестра и приветственные крики толпы 570 человек организованно отбыли в Лафборо (город в графстве Лестершир, Англия).
Эту дату можно смело считать днем рождения туризма.
Слайд 9
Слово "туризм" происходит от французского "Тоиг", что означает прогулка, поездка, путешествие. Тour - путешествие куда-то с обязательным возвращением обратно.
Туризм – это путешествие, организованное в свободное от занятий, работы время в целях активного отдыха и культурного досуга на лоне природы, укрепления здоровья и т.п.
В зависимости от цели путешествия туризм подразделяется на:
- Познавательный;
- Оздоровительный;
- Спортивный;
- Паломнический;
- Деловой;
- Гостевой, ностальгический.
Давайте более подробно остановимся на каждом из видов туризма.
Слайд 10
Познавательный туризм – это посещение интересных мест и объектов и получение информации о них. Это поездки в другие города, другие страны, посещение уникальных природных территорий, наблюдения за птицами в природе. Туристы получают новые впечатления, расширяют кругозор.
Оздоровительный туризм – это туристские путешествия, поездки и походы в какой-либо местности с благоприятными для здоровья природно-климатическими условиями и пребывание там с целью отдыха. Этот вид туризма связан с пребыванием на курортах Практически здоровых лиц, которым не обязателен медицинский уход, наблюдение врача и лечение.
Слайд 11
Спортивный туризм - вид спорта, в основе которого лежат соревнования на маршрутах, включающих преодоление препятствий в природной среде (дорог и троп с различным покрытием и бездорожья, переправ, перевалов, вершин, порогов, каньонов, пещер и пр.), и на дистанциях, проложенных в природной среде и на искусственном рельефе.
Паломнический туризм - это деятельность по организации посещений туристами объектов, связанных с историко-культурным и природным наследием. Знакомство представителей различных религий и слоев населения не только с религиозными, но и с историческими, культурными и художественными ценностями посещаемых мест, дает возможность им получить новые знания, по-новому оценивать окружающую действительность.
Слайд 12
Деловой туризм – поездки внутри страны или за ее пределы, связанные с бизнесом, в том числе участие в выставках, конференциях, форумах и т.д.
Гостевой, ностальгический туризм – вид туризма, связанный с посещением родственников, родителей или мест исторического проживания.
Каучсерфинг - отпуск по обмену. Каучсёрферы – люди, которые путешествуют по миру, останавливаясь не в отелях, а у знакомых, с которыми предварительно познакомились через Интернет.
А сейчас, для закрепления этого материала, выполним упражнение «Угадай кто это?»
3.2. Самостоятельная работа учащихся
Работа в «малых группах»: карточки «Категории путешественников». (Приложение 3)
На следующем этапе нашего урока рассмотрим формы туристических путешествий.
Слайд 13
Формы туристских путешествий
Туристские путешествия проводятся путем формирования туристских групп в разнообразных организационных формах: прогулки, экскурсии, экспедиции, походы.
Прогулка - самая простая форма туристско-краеведческой работы. Прогулки организуют в лес, на реку, в горы и т.д. Они не нуждаются в особенных расходах и специальном туристском снаряжении.
Экскурсия - это коллективное посещение выдающихся мест с образовательной, учебно-воспитательной, научной или развлекательной целью. Они четко подразделяются на три типа: на природу, в сферу хозяйственной деятельности, в сферу культурной деятельности.
Учебные (программные) экскурсии - это запланированный программой кратковременный выход учащихся в окружающий мир для ознакомления с конкретными объектами, типичными явлениями и процессами, которые подтверждают теоретические положения, рассматриваемые на занятиях.
Краеведческие внепрограммные экскурсии - организованный выход или поездка группы учащихся с целью изучения своего края.
Общеобразовательные экскурсии - это выход или поездка на объекты культуры, природы или хозяйства самодеятельной группы учеников под руководством экскурсовода с целью расширения кругозора и поднятия общего культурного уровня экскурсантов.
Походы - это путешествие организованной группы с использованием активных форм передвижения по определенному маршруту, во время прохождения которого возможно преодоление естественных препятствий: перевалов, порогов, пещер и т.п. разных категорий и степеней сложности. Туристский поход, как правило, преследует несколько целей, в которых доминирующая цель обусловливает туристский маршрут, длительность путешествия, способ передвижения, тип временного жилья и другие условия. В походе проявляется умение преодолевать трудности, люди учатся коллективизму и взаимопомощи, в них возрастает дисциплинированность и напористость. Поход особенно ценен, поскольку очень часто в походе люди раскрываются совсем с другой стороны, чем в школе или на работе. Основное отличие туристского похода от экскурсии заключается в том, что в туристском походе проводятся наблюдения разнообразных объектов, явлений и процессов, которые встречаются на маршруте, по заранее составленному плану, тогда как экскурсия предусматривает изучение точно отобранных объектов по специальной программе
Экспедиция - это путешествие, которое проводятся с целью изучения истории родного края, окружающей среды, явлений социальной жизни, цивилизации, исследования географических, этнографических, исторических объектов с использованием технических средств передвижения или без них. Экспедиции в зависимости от цели и направления работы могут быть краеведческие, научные и т.п. От походов экспедиции отличаются более комплексными учебно-воспитательными задачами, а также длительностью. В системе краеведческой работы экспедиции выступают, как более сложный в сравнении с экскурсиями и походами вид путешествия. Экспедиция дает возможность учащимся овладеть элементарными приемами исследовательской работы в полевых условиях, развить инициативу и самодеятельность. Тематика школьных краеведческих экспедиций разнообразна и зависит, главным образом, от потребностей местных научных и хозяйственных учреждений в материалах краеведческого характера, уровня научной подготовки учителя и старшеклассников. Умело поставленное краеведческо-экспедиционное дело приносит юным исследователям удовольствие от общественной значимости и полезности выполненной работы.
Осознание этого повышает чувство ответственности за порученное дело, развивает активность, инициативу и самостоятельность, укрепляет дисциплину.
А сейчас давайте познакомимся с видами туризма. Следующий этап нашей работы: записать виды туризма в конспект.
Слайд 14
Ролик «Виды туризма». (Приложение 4)
Сегодня туризм развит настолько хорошо, что профессий, связанных с ним, достаточно много. Это прибыльный бизнес, ведь для некоторых стран туристы – это основной источник дохода.
У нас, в Приднестровье, туристические услуги тоже очень востребованы. Давайте рассмотрим, какие профессии пользуются большой популярностью.
Слайд 15
27 сентября – всемирный день туризма
Профессии в сфере туризма:
Слайд 16
Туроператор – занимается организацией как групповых, так и индивидуальных путешествий, а также является посредниками в предоставлении путешествий, организуемых другими туристическим организациями. Туроператоры продают билеты, делают предложения о путешествиях, бронируют места в отелях, занимаются оформлением виз, оформляют рейсовые страховки, сообщают клиентам об изменениях, касающихся заказов или аннулирования рейсов, а также об их правах, обязанностях и ответственности.
Слайд 17
Турагент – консультирует клиентов на предмет туристических услуг, которые предлагает компания. В его обязанности входит оформление договоров и продажа путевок.
Слайд 18
Экскурсовод – специалист по проведению экскурсий. Они проводят экскурсии по достопримечательным местам, выставкам, экспозициям, музеям, заповедникам, архитектурным сооружениям или садово-парковым ансамблям.
Гид – тот, кто сопровождает туристов и показывает им достопримечательности страны, города и т.п.; экскурсовод, проводник-профессионал. Гид знакомит туристов и экскурсантов с достопримечательностями местности. Он может работать с приезжими туристами или сопровождать туристическую группу в поездках в другие города и страны.
Слайд 19
Менеджер по туризму – это специалист в отрасли туризма, который занимается организацией туристических поездок клиентов.
Слайд 20
Специалист по туристическим услугам – работает в туристических агентствах, в гостиницах, в музеях. Оказывает услуги в сфере туризма: планирование турпоездок, подготовка документов, информирование клиентов о туристических предложениях, туристическое сопровождение, экскурсии. Специалист по туристским услугам должен быть коммуникабельным, знать иностранный язык, уметь работать с офисной техникой и владеть навыками работы в Интернете.
Слайд 21
Практическая работа
1. Индивидуальная работа и работа в «малых группах»: выполнение кластера «Профессиограмма на профессию в сфере туризма».
Кластер - так называется графический метод организации информации, позволяющий сделать наглядными мыслительные процессы. Он служит наглядной схемой-подспорьем для учащегося.
Пока ребята выполняют практическую работу можно посмотреть видеоролик «Парк им. Д.К. Родина в с. Чобручи».
https://www.youtube.com/watch?v=5yzfYPKbt-Y
Слайд 22
2. Рассказ учащихся о выполненной практической работе и о своих путеводителях «Заочное путешествие по интересным местам родного края».
IV. Заключительный этап
1. Контроль усвоения новой темы и закрепления новых знаний.
1.1. Назовите основоположника и дату рождения туризма.
1.2. Каким бывает туризм по целям путешествий?
1.3. Назвать виды спортивного туризма.
1.4. Профессии в сфере туризма?
2. Подведение итогов занятия.
2.1. Обобщение материала.
2.2. Ответы на вопросы.
2.3. Выставление оценок.
3. Задание на дом: Профессии будущего в сфере туризма (выполнить коллаж).
Закончить наш урок хотелось бы словами Аврелия Августина «Мир – это книга. И кто не путешествовал по нему – прочитал в ней только одну страницу».
Я желаю всем приятный путешествий.
Слайд 23
Рефлексия
В завершении, я хотела бы узнать ваше впечатление о сегодняшнем уроке. Для этого воспользуемся методом рефлексии «Острова».
Расположите свой кораблик у того острова, который по вашему мнению отображает ваше отношение к уроку.
Урок был таким:
- Т – творческий;
- У – увлекательный;
- Р – развивающий;
- И – интересный;
- З – занимательный;
- М – методичный.
Всем спасибо, урок окончен.